SWOT-анализ как метод создания стратегии успеха в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики, когда обостряется конкурентная борьба, необходимо иметь четко намеченный план действий, позволяющий адекватно использовать сильные стороны и открывающиеся возможности деятельности предприятия. Одновременно, следует предвидеть, вероятные угрозы и работать над устранением слабых сторон.
Несмотря

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы метода SWOT-анализ………………………………
1.1 Понятие и виды стратегии, методы ее создания……………………6
1.2 Понятие, сущность SWOT-анализа и методика его проведения…17
1.3 Методы исследования организации…………………………………
1.4 Российский и зарубежный опыт по применению SWOT-анализа в разработке стратегии……………………………………………………..
2. Применение SWOT-анализа в ООО ПТФ «Пиротехника Сибири»………
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия….42
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия………………..44
2.3 Проведение SWOT-анализа для разработки стратегии успеха предприятия………………………………………………………………..
2.3.1 Внутренняя и внешняя среда компании ООО ПТФ «Пиротехника Сибири»………………………………………………46
2.3.2 SWOT – анализ………………………………………………….52
2.3.3Разработка стратегии……………………………………………57
3. Рекомендации по реализации стратегии, разработанной на основе SWOT-анализа на предприятии «Пиротехника Сибири»………………………..59
Заключение…………………………………………………………………….65
Список использованной литературы………………………………………...66
Приложении А

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВНЫЙ.doc

— 503.00 Кб (Скачать файл)

    По  результатам анкетирования сотрудников предприятия (приложение 4), можно сделать вывод о том, что социально-психологический климат в коллективе благоприятный. Основные признаки: оптимизм, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, открытость коммуникации, уверенность, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д., что немаловажно для эффективного функционирования предприятия.

    Таким образом. можно выделить сильные  и слабые стороны организации (таблица 2.2) 

    Таблица 2.2 – Определение сильных и слабых сторон предприятия

Параметры оценки Сильные стороны Слабые  стороны
1. Организация Оргструктура  предприятия, отвечающая целям деятельности;

Предприимчивый  руководитель, сильные менеджеры;

Квалифицированный персонал.

Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия.
2. Финансы Устойчивость  на рынке. Сезонный характер поступления основного потока денежных средств.
3. Маркетинг Индивидуальный  подход к каждому заказу;

Широкий ассортимент  продукции;

Налаженные контакты поставок и сбыта.

Недостатки  в рекламной политике;

Отсутствие отдела маркетинга;

Территориальная отдаленность от основных поставщиков.

 

      Итак, анализ внутренней среды по ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» показал, что у организации слабых и сильных сторон практически одинаковое количество. Наибольшим минусом для организации является отсутствие отдела маркетинга, недостатки в рекламной политике, выполняющей информационную, идентифицирующую, стимулирующую функции, но в тоже время их легче всего устранить.

      Чтобы оценить всю ситуацию и не упустить важных моментов при разработке стратегии, необходимо рассмотреть и внешнюю среду компании. Вторым этапом является выявление возможностей и угроз предприятия.

    Компания  ООО ПТФ «Пиротехника Сибири»  является одной из крупнейших фирм, занимающихся оптовой и розничной  торговлей пиротехнических изделий, в г. Кемерово.  Главным и единственным конкурентом является пиротехническая компания ООО «Огни большого праздника». Компания находится по адресу: г. Кемерово, ул. Щетинкина, 1. На Кемеровском рынке существует три года.

    По  сравнению с конкурентами ООО  ПТФ «Пиротехника Сибири» предлагает более широкий ассортимент продукции по более низким ценам. Проводя анализ цен, можно увидеть, что разница в цене в среднем составляет 15,6 %. В отличие от своего конкурента ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» широко использует систему скидок до 30% на оптовые продажи и до 54,5% на розничную продажу, но недостаточное внимание уделяет на рекламные средства для привлечения новых клиентов.

    ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» сотрудничает с поставщиками на договорной основе. Договор является гарантом качества поставляемой продукции. Закупка товара производиться раз в год. Транспортировка покупки осуществляется железнодорожными перевозками. Оплата производиться посредством безналичного расчета. Основными поставщиками являются:

    1. ООО «ОДА», г. Москва.
    2. ООО «Актив-Салют», г. Челябинск.
    3. ООО «РФ Сервис», г. Москва.
    4. Объединение «Русский фейерверк», г. Москва.
    5. ООО «Русская пиротехника», г. Сергиев Посад.

    Покупателями  пиротехнических изделий являются как физические лица возрастной категории  от 16 до 60 лет, так и предприятия  Кемеровской области. Широкий диапазон цен позволяет населению с любым достатком приобретать продукцию, реализуемую компанией. Основную массу покупателей составляет население со средним достатком. Сумма разовой индивидуальной закупки в среднем составляет 1 - 3 тыс. руб.

    Корпоративным клиентом может быть любая организация независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. Закупки осуществляются 2-4 раза в год. Транспортировку покупки клиент осуществляет самостоятельно. Закупка оплачивается по кассе либо через банк.

    Таким образом, можно выделить возможности  и угрозы компании (таблицы 2.3, 2.4). 

    Таблица 2.3 - Матрица возможностей

 
Вероятность наступления
Влияние
Сильное Умеренное Малое
Высокая Привлечение новых  клиентов Выход на новые  рынки сбыта Повышение квалификации персонала
Средняя Организация отдела маркетинга Привлечение новых  поставщиков Привлечение дополнительных денежных средств
Низкая Разорение и  уход основных фирм-конкурентов Повышение уровня жизни населения Снижение налогов

    Матрица возможностей показывает, что руководству ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» необходимо уделить большое значение использованию таких возможностей как привлечение новых клиентов, выход на новые рынки сбыта и организация отдела маркетинга, так как вероятность их наступления самая высокая, а использование окажет наибольшее влияние на успешность организации. В отношении привлечения новых поставщиков, повышении квалификации персонала, а также разорения и ухода основных фирм-конкурентов руководству необходимо своевременно принять позитивное решение, если имеется достаточное количество средств. Повышение уровня жизни население, привлечение дополнительных денежных средств и снижение налогов не заслуживают большого внимания, так как они наименее вероятны. 

    Таблица 2.4 - Матрица угроз

    
 
Вероятность наступления угроз
Влияние
Разрушение Критическое состояние Тяжелое состояние Легкие  ушибы
Высокая Потеря клиентов Стагнация Появление новых  конкурентов на рынке услуг  Реструктуризация  предприятия 
Средняя Невостребованность

услуг на рынке 

Потеря старых и новых поставщиков Снижение уровня жизни населения Сокращение

Штата

Низкая Потеря денежных средств  Потеря статуса  Неустойчивое  положение на рынке услуг Повышение

Налогов

 

    Матрица угроз показывает, что руководству  ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» необходимо немедленно предотвратить потерю клиентов, невостребованность услуг на рынке и стагнацию, так как данные угрозы имеют разрушительное значение и вероятность их наступления самая высокая. Потеря денежных средств, старых и новых поставщиков, появление новых конкурентов на рынке услуг также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. В отношении потери статуса, снижения уровня жизни населения и реструктурирования предприятия требуется внимательный и ответственный подход к устранению. Вероятность наступления повышения налогов, неустойчивого положения на рынке услуг и сокращения штата крайне низка, а влияние не принесет большого ущерба, но данные угрозы не должны выпадать из поля зрения руководства организации, также должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения. 
 

2.3.2 SWOT – анализ 

     Применяя метод SWOT – анализа, удается установить линии связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями. Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии.

    В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и  угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

    В соответствии с методиками анализа внутренней среды организации, заполним таблицу SWOT-анализа. 

    Таблица 2.5 - SWOT – анализ

  Возможности Угрозы
  1. Выход на новые рынки сбыта;
  2. Расширение объема выполняемых заказов;
  3. Появление новых поставщиков;
  4. Разорение и уход основных фирм-конкурентов;
  5. Повышение квалификации рабочих;
  6. Повышение уровня жизни населения.
1. Сбои в поставках  продукции;

2. Приход потенциальных  конкурентов;

3. Повышение  налогов;

4. Невостребованность  продукции на рынке;

5. Снижение уровня  жизни населения;

6. Повышение требований потребителей к качеству услуг.

Сильные стороны СИВ СИУ
1.Оргструктура  предприятия, отвечающая целям  деятельности;

2. Предприимчивый  руководитель и сильные менеджеры;

3. Квалифицированный  персонал;

4. Индивидуальный  подход к каждому заказу;

5. Широкий ассортимент продукции;

6. Сравнительно  низкие цены;

7. Налаженные каналы поставок и сбыта.

1. Использование  потенциала для завоевания новых  рынков в области и за ее  пределами;

2. Привлечение  новых потенциальных потребителей;

3. «Стеснение»  конкурентов за счет использования системы скидок и выгодных условий сотрудничества.

1. Проведение мониторинга для того, чтобы уловить изменение вкусов потребителя;

2. Удержание покупателей от перехода к конкуренту.

Слабые  стороны СЛВ СЛУ
1. Сезонный  характер поступления основного потока денежных средств;

2. Недостатки  в рекламной политике;

3. Отсутствие  отдела маркетинга на предприятии;

4. Низкая заинтересованность  рядовых сотрудников в развитии  предприятия;

5. Территориальная отдаленность от основных поставщиков.

1. Проведение  выставок-презентаций;

2. Проведение широкой рекламной кампании в целях обеспечения целевого обращения потребителей именно в «Пиротехнику Сибири»;

3. Изучение региональных рынков конкурентов с целью завоевания их секторов;

4. Вытеснение посредников.

1. Особое внимание  уделять качеству и конкурентоспособности  продукции;

2. Поиск  новых ниш, где присуще конкурентное  преимущество;

3. Концентрация  на достижении необходимых компетенций.

 

     Итак, после анализа возможностей и  угроз внешней среды в сочетании с сильными и слабыми сторонами организации можно сказать, что в целом ситуация для организации достаточно благоприятна. Сочетания, получившиеся в квадрате СИВ, обязательно использовать, поскольку они создают предпосылки для повышения конкурентоспособности фирмы. Поле СЛВ показывает, что с одной стороны нужно усилить слабости фирмы за счет возможностей, а с другой стороны не допустить использования возможностей конкурентами, так как неиспользованная возможность внешней среды становится угрозой, если ее использует конкурент. На поле СИУ стратегия предусматривает преодоление угроз внешней среды за счет сильных сторон организации, то есть для дальнейшей успешной деятельности фирмы нужно делать акцент на существующей возможности изменения вкусов потребителей и снижении цен на услуги.

    Учитывая  имеющиеся сильные стороны у  организации и возможности рынка, организация имеет следующие преимущества (поле СИВ):

    • Возможность завоевания новых покупателей за счет имеющейся возможности выхода на новые рынки и за счет такой сильной стороны, как сравнительно низкие цены;
    • У организации есть возможность сотрудничества с новыми потребителями за счет выгодности предоставляемых услуг;
    • Организация имеет возможность «стеснения» основных фирм-конкурентов за счет предложения потребителю более выгодных условий сотрудничества, широкого использования системы скидок и других сильных сторон.

     Из  вышеперечисленных сочетаний сильных  сторон организации и возможностей рынка приемлемыми для ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» все полученные альтернативы могут быть развиты. Выход за пределы района дадут организации дополнительных клиентов для реализации основной продукции и предоставлению услуг.

     Самым дорогостоящим, но перспективным способом является открытие собственной торговой точки. Для реализации проекта потребуется много денег на ремонт помещения, покупку оборудования и мебели, к тому же это дополнительные налоги. Для реализации этой идеи у ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» пока нет денежных средств.

    Вторым  полем матрицы SWOT-анализа является поле сильные стороны и угрозы (СИУ). На данном этапе определяются те угрозы, которые могут сломать или уменьшить сильные стороны организации и, наоборот, с помощью сильных сторон организация может преодолеть угрозы. К таким ситуациям в ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» относятся:

Информация о работе SWOT-анализ как метод создания стратегии успеха в бизнесе