Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 08:23, доклад

Краткое описание

Металлургический комплекс, являясь базовой отраслью, вносит существенный вклад в экономику России. Успехи в развитии комплекса обусловлены, с одной стороны, общей политической стабильностью, проведенными структурными и институциональными реформами, с другой - исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Высокие цены на металлопродукцию и возможности наращивания ее экспорта обусловили в последние годы значительный вклад металлургии в прирост ВВП и других макроэкономических показателей.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

укрепит и расширит свое присутствие на мировых рынках металлопродукции; по производству и  экспорту основных видов металлопродукции: стального проката Россия будет  занимать 3-4 место в мире; алюминия, никеля, титана -1-2 место; увеличатся объемы поставок на мировой рынок российской металлопродукции глубокой степени переработки;

увеличит число  крупных бизнес-структур (в том  числе транснациональных с участием иностранных партнеров), являющихся ведущими «игроками» в соответствующих  секторах мирового рынка, что согласуется с основной тенденцией его развития;

сократит отставание по техническому уровню производства от стран и фирм, являющихся лидерами в мировой металлургии;

сможет эффективно использовать преимущества вступления страны в ВТО;

повысит уровни социальной ответственности бизнеса и социальной защищенности трудящихся металлургического  комплекса, что приблизит российскую металлургию по этим показателям  к ведущим зарубежным бизнес-структурам.  

Реализация инновационно-активного  сценария возможна на основе улучшения   инвестиционного климата, благоприятного развития торгово-экономического и политического сотрудничества с зарубежными партнерами. При реализации этого сценария металлургический комплекс должен не только обеспечить растущий спрос на его продукцию, но и стать одним из катализаторов экономического развития и повышения конкурентоспособности российской экономики, важным фактором повышения уровня жизни и развития регионов, инструментом активного геостратегического позиционирования России. Только такой вариант развития экономики позволит реализовать в полной объеме приоритетные задачи «Стратегии...» и достичь запланированных результатов.  

Неблагоприятный сценарий развития российской экономики приведет к фактической консервации существующего невысокого технического уровня металлургического комплекса на достаточно продолжительный период времени.  
 

При неблагоприятном  сценарии развития:  

металлургическая  промышленность России утратит свои позиции на мировом и внутреннем рынках металлопродукции;

усугубится отставание по техническому и технологическому уровню производства;

возможно ухудшение  социального климата на предприятиях металлургии, а также ухудшение  социально-экономической ситуации в районах расположения предприятий  металлургии.  

Прогноз производства, потребления, экспорта, импорта основных видов металлопродукции при трех сценариях развития приведен в приложении 2. Представленные в «Стратегии....»  количественные параметры развития металлургического комплекса в  период 2007-2010 гг. являются прогнозными (в соответствии с прогнозом основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации), в период 2011-2015 гг. - оценочными, подлежащими уточнению в процессе ее реализации и разработки соответствующих прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации за пределами 2010 года.  

Сроки реализации «Стратегии...»: начало - 2007 год, окончание - 2015 год. «Стратегию...»  предполагается реализовать в три  временных этапа:   первый - 2007-2008 годы, второй -2009-2010 годы   и третий - 2011-2015 годы.  

На первом этапе (2007-2008 годы) развитие металлургического комплекса  будет ориентировано, в основном, на более эффективное использование  имеющихся мощностей.  

На втором этапе (2009-2010 годы) предполагается ввод новых мощностей, ускоренное техническое перевооружение и обновление сортамента продукции, а также решение комплекса приоритетных задач. Модель ускоренного технического перевооружения предусматривает улучшение инвестиционного климата, проведение дальнейших структурных преобразований, снижение износа основных фондов, повышение технологического уровня.  

На третьем этапе (2011-2015 годы) помимо ввода новых мощностей  прогнозируется закрепление и развитие положительных тенденций, направленных на значительное повышение конкурентоспособности продукции.

5. Важнейшие инвестиционные  проекты и комплекс обеспечивающих  мероприятий 
 

В прогнозируемый период в металлургической промышленности не предусматривается реализация федеральных  целевых программ, важнейшие не программные мероприятия приведены в Приложениях 3 и 4.  

В не программных  мероприятиях предусмотрено три  основные направления:

снижение ресурсоемкости производства металлопродукции за счет увеличения объемов разливки стали  на машинах непрерывного литья заготовок, снижения объемов производства мартеновской стали, увеличения объемов производства алюминия в электролизерах с повышенной силой тока, роста объемов производства тяжелых цветных металлов с использованием автогенных процессов;

снижение вредного воздействия предприятий на окружающую среду (комплекс мероприятий по охране окружающей среды в аглодоменном и коксохимическом производствах черной металлургии; на предприятиях алюминиевой и медно-никелевой подотраслей);

повышение качества и добавленной стоимости продукции за счет увеличения объемов выплавки стали в электропечах; доли стали, подвергнутой внепечному вакуумированию; роста объемов производства проката тяжелых цветных металлов на машинах непрерывной разливки и отделки; расширения номенклатуры и увеличения доли продукции глубокой переработки металлов.  

Многие предприятия  черной и цветной металлургии  разработали и осуществляют инвестиционные программы реконструкции и технического перевооружения производства, направленные на повышение объемов производства и добавленной стоимости продукции, на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Основные инвестиционные проекты предприятий комплекса, в соответствии с предложениями самих бизнес-структур, приведены в Приложении 4.  

Прогноз качественных изменений в структуре производства продукции металлургии в результате технического перевооружения производства представлен в Приложении 5, важнейшие инновационные проекты и НИР, рекомендуемые к реализации - в Приложении 6, перспективы организации производства новых видов продукции - в Приложении 7.  

Реализация большинства  инновационных мероприятий обусловит  укрепление экономической безопасности и повышение обороноспособности страны, внесет вклад в социально-экономическое  развитие регионов, будет способствовать созданию новых научно-технологических заделов, позволит повысить качество менеджмента и уровень корпоративного управления.  

Необходимо создание благоприятных условий для расширения сети предприятий малого и среднего бизнеса, с гибкой системой производства, в том числе использование системы субконтракции и аутсорсинга, с целью удовлетворения спроса на металлопродукцию широкой номенклатуры для реализации инновационных проектов развития машиностроения, энергетики и других отраслей промышленности.  

В настоящее время металлургический комплекс России участвует в двух инвестиционных проектах, имеющих общегосударственное значение (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 г. № 1708-р).  

Целью инвестиционного  проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области» является строительство в рамках государственно-частного партнерства железнодорожной инфраструктуры, необходимой для освоения месторождений на юго-востоке Читинской области. При этом финансирование освоения месторождений полиметаллических руд (Лугоканское, Култуминское, Быстринское и Бугдаинское) и строительство ГОКов осуществляется за счет средств частного инвестора - ОАО «ГМК «Норильский Никель».  

Реализация проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области» позволит «вдохнуть» жизнь в удаленный регион, включив его в единое экономическое пространство, и сделать его новой точкой промышленного роста в России.  

Другой инвестиционный проект - «Комплексное развитие Нижнего  Приангарья» предусматривает строительство  ряда новых предприятий: алюминиевый  завод, Богучанская ГЭС, целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК), завод МДФ, газоперерабатывающий завод, комплексный газохимический комбинат, Горевское металлургическое объединение, Тагарское металлургическое объединение - ГОК, Тагарское металлургическое объединение - меткомбинат, цементный завод. Реализация проекта напрямую зависит от развития и строительства новых инфраструктурных объектов за счет средств Инвестфонда.  
 

Инновационное обеспечение  реализации «Стратегии....» предполагает:  

концентрацию научно-технического потенциала отрасли, которая позволит направить усилия сохранившихся  научных коллективов на решение перспективных задач развития;

создание благоприятного правового и экономического климата  для формирования и развития малого инновационного предпринимательства;

создание благоприятных  условий для привлечения высококвалифицированных  учёных и специалистов, а также молодых специалистов в научно-техническую сферу.  
 

Механизм поддержки  инновационной деятельности включает:  

привлечение частного капитала для обеспечения непрерывности  функционирования цикла «наука - производство»;

развитие механизмов частно-государственного партнерства.  

Направления повышения  инвестиционной деятельности предприятий  металлургического комплекса:

стимулирование инвестиционной активности предприятий - условия для  этого складываются благоприятные, экономический рост объективно повышает спрос на металлопродукцию;

привлечение потребителей металлопродукции к реализации проектов по модернизации отдельных объектов;

создание технопарков.  

Предлагаемая «Стратегия...»  предусматривает в качестве необходимых  реализацию следующих условий:

сохранение макроэкономической стабильности и совершенствование  нормативно-правовой базы экономики, создающих  основу для притока инвестиций;

расширение емкости  внутреннего рынка металлопродукции путем развития основных металлопотребляющих  отраслей экономики - прежде всего, машиностроительного комплекса, включая оборонно-промышленный;

расширение объемов  геологоразведочных работ по выявлению  месторождений руд черных, цветных  и редких металлов в рамках реализации «Долгосрочной государственной  программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья», в том числе за счет паритетного использования средств федерального бюджета и частных инвесторов;

усиление роли государства в защите интересов российских металлопроизводителей на мировых рынках, в частности, оказание содействия со стороны торговых представительств и посольств;  

Комплекс обеспечивающих мероприятий направлен на создание условий для эффективной реализации приоритетных задач «Стратегии....».  

Совершенствование нормативной правовой базы включает:

разработку и принятие технических регламентов в области  производства металлопродукции;

совершенствование процедуры таможенного администрирования;

совершенствование администрирования налога на добычу полезных ископаемых в отношении руд черных и цветных металлов;

совершенствование нормативно-правовой базы в сфере  заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных  металлов, направленное на упорядочение оборота лома черных и цветных металлов и совершенствование контроля в этой сфере деятельности.  

Поддержка отечественных  металлопроизводителей на внутреннем и международных рынках металлопродукции предполагает:

обеспечение защиты слабо развитых сегментов внутреннего рынка металлопродукции в период вступления России в ВТО (с учетом интересов потребителей, фактического и потенциального уровня доступа иностранных поставщиков на каждый сегмент, наличия адекватной законодательной и нормативной правовой базы), а также сохранение системы двусторонних международных соглашений;

проведение активной политики в международных организациях, осуществляющих допуск на мировые рынки  металлопродукции;

углубление интеграционных процессов в отношениях со странами СНГ и ЕС.  

Особую значимость для сохранения и поддержания  российского металлургического  комплекса приобретает таможенно-тарифная политика. Основные принципы корректировки  этой политики, в части, относящейся  к горно-металлургическому комплексу, следующие:

Информация о работе Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года