Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 08:23, доклад

Краткое описание

Металлургический комплекс, являясь базовой отраслью, вносит существенный вклад в экономику России. Успехи в развитии комплекса обусловлены, с одной стороны, общей политической стабильностью, проведенными структурными и институциональными реформами, с другой - исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Высокие цены на металлопродукцию и возможности наращивания ее экспорта обусловили в последние годы значительный вклад металлургии в прирост ВВП и других макроэкономических показателей.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

совершенствование защиты рынка от недобросовестной конкуренции;

меры защиты отечественных  металлопроизводителей не должны ухудшать конкурентной среды на рынке;

объектами таможенно-тарифной защиты должны быть конкретные виды отечественной  металлопродукции, период действия защитных мер также должен быть определенной продолжительности.  

Для восстановления и развития кадрового потенциала в металлургии целесообразно:

восстановление в  полном объеме системы профтехобразования (особенно работников среднетехнического звена). Сохранение хотя бы   на данном временном этапе системы профтехобразования (техникумов, колледжей) государственного подчинения за счет бюджетного финансирования;

согласование с  работодателями специализации учебных  планов подготовки инженеров;

расширение практики использования контрактной системы направления на учебу выпускников школ и средних учебных заведений;

более широкое использование  международного опыта подготовки кадров и повышения их квалификации.  

Модернизация и  реструктуризация предприятий металлургии тесно связаны с решением социальных проблем, возникающих при высвобождении трудящихся. Основные пути их решения предусматривают реализацию мероприятий, направленных на дополнительную социальную поддержку высвобождаемых работников за счет возможностей непосредственно работодателей:

увеличение работодателями (в зависимости от категорий работников и условий работы) размера единовременной материальной помощи высвобождаемым работникам для самостоятельного поиска работы;

досрочный выход  на пенсию;

организация профессиональной переподготовки высвобождаемых работников;

создание приемлемых бездотационных рабочих мест (параллельно  с процессом высвобождения работников) и производств непрофильной продукции; организация собственной предпринимательской  деятельности высвобождаемыми работниками;

поддержка создания малых предприятий, создающих новые  рабочие места.  

Основные источники  финансирования мероприятий по социальной поддержке:

работодатели в  рамках отраслевого тарифного соглашения по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2006-2008 гг.;

в рамках действующего законодательства, федеральный бюджет по разделу 04 «Национальная экономика» (предусматриваются ассигнования на реализацию мероприятий по содействию занятости населения Российской Федерации).  

Повышение результативности взаимодействия государственных органов  и бизнес - структур в сфере производства металлопродукции предполагает:

проведение промышленно-энергетического  Форсайта;

проведение прикладных экономических исследований по приоритетным направлениям стратегического развития комплекса;

реформирование системы  профессиональной подготовки кадров и  ее гармонизация с мировой практикой;

совершенствование системы квалификационных требований к работам и профессиям рабочих, должностям руководителей и специалистов комплекса;

развитие системы  социального партнерства - в первую очередь, на региональном уровне;

дальнейшее проведение структурных реформ в металлургическом комплексе (технологические изменения  структуры производства, видов продукции и др.);

координация работ  по прогнозированию развития смежных  отраслей и регионов.  

Для повышения надежности и обоснованности прогнозов развития отраслей необходимы: стратегия территориального развития России на долгосрочную перспективу, в первую очередь - перспективная схема размещения производительных сил; долгосрочный прогноз социально-экономического развития России; стратегия развития внешней торговли России, учитывающая состояние мировой экономической конъюнктуры, оценку конкурентных преимуществ России на мировом рынке, объемы экспорта и импорта, степени интеграции России в международное экономическое пространство; основные положения демографической и миграционной политики Российской Федерации; транспортно-энергетический баланс, который должен стать основным инструментом выявления диспропорций в процессе прогнозирования . В связи с этим необходимо координировать планы развития предприятий горно-металлургического комплекса с Генеральными схемами размещения объектов электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных дорог, стратегиями развития других отраслей промышленности и регионов России. Также целесообразно разработать программу по обеспечению потребностей предприятий оборонно-промышленного комплекса в специальной продукции металлургической промышленности, в том числе по развитию производства высокотехнологичной продукции на основе титановых и магниевых сплавов и материалов. 

6. Финансирование  Стратегии 
 

Предполагаемый объем  инвестиций, необходимых для развития предприятий металлургического комплекса в перспективе до 2015 года базируется на:

прогнозном спросе на металлургическую продукцию на внутреннем и внешнем рынках при ускоренном техническом перевооружении предприятий;

необходимости повышения  конкурентоспособности продукции и производств в условиях открытости экономики России;

инвестиционных возможностях предприятий.  

По укрупненной  оценке, капитализация предприятий  металлургической промышленности в  настоящее время составляет около 4232 млрд. руб. (164 млрд.долл.США), к 2011 году возрастет до 4900 млрд.руб. (196 млрд. долл.США), а к 2016 году - до 6000 млрд. руб.(240 млрд.долл.США).  

В перспективе до 2015 года черная и цветная металлургия  останутся доминирующим поставщиком  конструкционных материалов для  экономики России, поскольку более 90% всей массы конструкционных материалов, используемых предприятиями различных отраслей промышленности и строительства, будут изделия из металлов: плоский и профильный прокат, трубы различного назначения, металлоизделия (крепежные, кабель, проволока, сетка и др.).  

Однако по-прежнему вклад металлургической промышленности в экономику России будет определяться в значительной степени не только поставками металлопродукции на внутренний рынок, но и экспортными продажами. В 2015 году ожидается, что на экспорт будет отгружаться около 42% проката от общего объема его производства, не менее 70% основных цветных металлов (за исключением меди и цинка).  

Таким образом, инвестиции в металлургическую промышленность должны обеспечить достаточно высокие темпы инновационного развития с целью соответствия технико-экономического уровня компаний и производимой ими продукции мировым требованиям при выполнении нормативов экологической безопасности.  

Общий объем инвестиций в черную металлургию оценен следующим образом, в ценах 2006 г .: 2007-2008 гг. - по 125 млрд. руб. в год; 2009-2010 - по 128 млрд. руб., 2011 - 2015 гг. - по 130 млрд. руб. ежегодно.  

С учетом всех подотраслей  общий объем инвестиций в цветную  металлургию оценивается в следующих  среднегодовых объемах: 2007-2008 гг. - по 69 млрд. руб. в год; 2009-2010 гг. - по 72 млрд. руб.; 2011-2015 гг. - по 77 млрд. руб.  

Финансирование «Стратегии ...» обеспечивается, в основном, собственными средствами пред приятий. Объемы финансирования:  

1-й этап: 2007-2008 гг. - 388 млрд. руб.

2-й этап: 2009-2010 гг. - 400 млрд. руб. 

3-й этап: 2011-2015 гг. - 1035 млрд. руб.  

Инвестиции будут  формироваться за счет амортизационных  отчислений, прибыли, акционерного капитала (при продаже акций) и привлекаемых кредитов отечественных и иностранных банков, облигационных займов, лизинга оборудования. Соотношение этих источников будет определяться каждой компанией (предприятием) металлургической промышленности с учетом конкретных условий.  

Среди всех возможных  источников финансирования инвестиций (собственных и заемных) амортизационные отчисления по своему экономическому содержанию являются наиболее выгодным источником. Среднегодовой размер амортизационных отчислений в период 2007- 2010 г составит около 60 млрд. руб.  

За счет собственных  источников финансирования - амортизационных  отчислений и прибыли - инвестиции (в  среднем по металлургическому комплексу - реалистический вариант) будут составлять в период 2007-2010 годов   в среднем  примерно 160 млрд. рублей в год, а в 2011-2015 гг. - 180 млрд. руб. в год (в ценах 2006 года).  

Кроме собственных  средств, компании могут привлекать и внешние источники инвестиций. Действующее законодательство предоставляет  необходимые возможности для  продажи пакетов акций и дополнительных эмиссий. Возможности получить значительные инвестиции за счет этого источника достаточно реальны.  

Перспективы развития фондового рынка в металлургии  неразрывно связаны с состоянием фондового рынка в России в  целом (распоряжением Правительства  Российской Федерации от 01.06.2006 г. № 793р утверждена Стратегия развития фондового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы и план мероприятий по ее реализации).  

Перспективным источником привлечения заемных средств  является выпуск облигационных займов. При этом не требуется залоговое обеспечение, а выплаты по облигациям на 8-10% (пунктов) ниже, чем проценты по кредитам российских банков.  

Для строительства  важнейших объектов металлургической промышленности, имеющих общегосударственное  значение и определяющих принципиальные направления инновационного обновления производства, необходимо привлечение крупных инвестиций. Одним из действенных механизмов государственной поддержки может стать использование средств Инвестфонда для финансирования инфраструктурных объектов в соответствии с действующим законодательством.  

В «Стратегии ...»  предусмотрено бюджетное финансирование за счет средств Инвестфонда в  рамках инфраструктурных инвестпроектов, утвержденных распоряжением Правительства  Российской Федерации от 30.11.2006 г. № 1708-р.  

Финансирование НИР  и ОКР осуществляется в рамках принятых в установленном порядке  ФЦП, а также из финансовых возможностей федеральных органов исполнительной власти - главных распорядителей средств  федерального бюджета. Дополнительных средств бюджета на указанные цели Стратегией не предусматривается.  

Таким образом, финансирование инвестиций металлургического комплекса  предусматривается в основном (более 95%) за счет собственных и привлекаемых (около 50% от общего объема инвестиций) средств акционерных обществ.  

Дополнительным источником инвестиций (особенно для объектов, связанных с защитой окружающей среды) могут служить средства от торговли квотами на выбросы парниковых газов согласно Киотскому протоколу  в рамках Проектов совместного осуществления.  

7. Мониторинг показателей  стратегии и контроль за ее  реализацией.  
 

Мониторинг процесса реализации «Стратегии ...» предусматривает  контроль выполнения ее мероприятий, соответствия результатов ее реализации установленным  критериям и целевым индикаторам. Кроме того, в ходе мониторинга осуществляется системный анализ процесса реализации «Стратегии ...» - для предупреждения негативных тенденций и корректировки стратегических ориентиров и мероприятий. Мониторинг, как правило, осуществляется в полугодовом режиме.  

Системный анализ процесса реализации «Стратегии ...» исходит  не из текущих проблем, а из меняющейся позиции относительно намеченной перспективы, изменение позиции - главная отслеживаемая  и управляемая характеристика в  процессе мониторинга.  

В качестве информационной базы системы мониторинга (в ее расширенном  варианте) предполагается использовать информационные ресурсы металлургического  комплекса, а также специализированные периодические наблюдения, выполняемые  Росстатом.  

Дополнительным требованием к системе мониторинга (и одним из результатов ее функционирования) является последовательное развитие информационной базы реализации «Стратегии ...».  

Важнейшим является получение регулярно обновляемой  оценки перспективного спроса и производства металлопродукции, а также и вариантов (диапазонов) возможного изменения структуры баланса металлопродукции при различных сценариях развития.  

Для контроля процесса реализации «Стратегии ...» предполагается использовать соответствующие Планы  мероприятий по реализации «Стратегии ...». Планы мероприятий являются основой для подготовки нормативных правовых актов, разработки и корректировки программ развития, подготовки ежегодного Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, а также осуществления отдельных мероприятий, направленных на реализацию положений Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации.  

Информация о работе Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года