Два лика Руси: Святая Русь и Русь петровская

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 21:25, реферат

Краткое описание

Ещё не закончив работу над «Борисом Годуновым», Мусоргский задумал создание второй народно – исторической драмы. В письме к В. В. Стасову композитор сообщает о начале «нового труда, лихого труда».
Время создания «Хованщины» отмечено огромным напряжением творческих сил. Вопреки весьма тяжёлым жизненным и нравственным обстоятельствам творчество Мусоргского этого периода поражает своими масштабами, позволяя считать 1870 – е годы временем расцвета таланта композитора. Разнообразие творческих идей, множественность образов, смелость художественных решений – всё это говорит о широком развороте, о победном шествии гения Мусоргского.

Содержание

1. ВСТУПЛЕНИЕ. История замысла «Хованщины». Редакции.
Постановки. ……………………………………..
2. ДВА ЛИКА РУСИ: Святая Русь и Русь петровская………………
2.1. Центральный конфликт оперы – конфликт двух
принципиально разных укладов сознания……………………
2.2. Структура оперы. Алеаторика формы………………………...
2.3. Эпизоды авторского обобщения……………………………....
2.4 Проблемы человеческих характеров в опере…………………
2.5. Образ народа……………………………………………………
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

текст.doc

— 2.33 Мб (Скачать файл)

Две реальности "Хованщины", в своем взаимодействии раскрывающие ее масштабно развернутую и исполненную величайшего трагического напряжения религиозно-философско-историческую концепцию, родились из выстраданных раздумий Мусоргского над двумя глобальными вопросами русской философии истории, которые он сам, автор либретто, с абсолютной точностью сформулировал устами Досифея на Совете: "где святой Руси погибель и в чем Руси спасенье?" и на которые он, автор целого, с неменьшей ясностью ответил всей драматургией своего великого творения. 

В историческом пространстве ("пространстве погибели") Мусоргский воплощает трагедию русского раскола в его тотальности и безысходности. Страшная картина создается композитором: Москва и Русь "по щиколку в крови"; раскол везде и во всем (политический, социальный, религиозно-духовный, внутренний), вражда и распря всех со всеми, символическая – отца с сыном (Хованские в первом же выходе), все взмятены – "беснуются", "мятешатся". В верхах – извечная борьба за власть (Совет у Голицына), страшно далекая от народа, в низах – "погибель и разоренье" (стрелецкое гнездо), крестьяне "домы побросали и врозь бредут". Кривда победила правду: "время потайных наветов", доносов, расправ. Все преданы, брошены, фатально разобщены. Воистину "последние времена"!  
Но не "картина ужасов" сама по себе интересует Мусоргского, а попытка понять, какие силы действуют в истории, что определяет и предопределяет ее ход и судьбу, обреченность ею человека и возможность выбора, то есть – стремление осмыслить взаимодействие истории и судьбы и представить историю как судьбу, имеющую провиденциальный смысл и метафизические обоснования. В опере трагически гибнут все – судьбы же разные: судьба определяется "в отношении к Богу", и она переходит за грань "этого" мира, – размышления Мусоргского уходят в область метафизики истории и судьбы.  "Приспело время мрака и гибели душевной" – Досифей, появляясь в финале первого действия, "ставит диагноз" исторической действительности и переводит действие в тот план, где решаются судьбы, прямо сопоставляя "брань земную" и метафизическую "прю великую". 

"Иной" план ("пространство спасения") представлен в "Хованщине" как мир, существующий онтологически. Он символизирован сакральным Светом, "освященным" в "Рассвете на Москва-реке" церковно-колокольным звоном – богослужением заутрени, и "гласом" колокола Ивана Великого.

Поразительно в "Хованщине" и то, что не только раскольников, но всех "покидающих сцену" деятелей этой великой исторической драмы Мусоргский и судит, но и глубоко сочувствует им. Музыкой пронзительно трагедийного звучания – вблизи смерти, в предчувствии конца – Мусоргский словно бы дает им пережить свой "внутренний апокалипсис" и ощутить прикосновение вечности. Они уходят по-разному. Музыка прощания Хованскому дана в сцене его личного "исхода из истории" и прощания со своими "детками". Всего одна фраза в оркестре в момент его выхода к стрельцам (ц. 373)– но воистину "открывающая небеса"! И только после этого Мусоргским дано его народно-обрядовое, лирически просветленное отпевание "Плывет, плывет лебедушка" – накануне гибели.  
Гениален и "молчаливый" симфонический "Поезд Голицына" на теме предсказания Марфы – русский лирический реквием, музыка пронзительной красоты и трагедийной силы. Здесь тоже глубоко и точно прочувствовано и промыслено Мусоргским – психологически и метафизически: в музыке гадания Марфы звучит провидческое переживание трагической судьбы Голицына и величайшее сочувствие ему "в его неволе", и это своего рода еще одно ее "любовное (в христианском смысле слова) отпевание" в опере.  
          "Хованщина" и для самого Мусоргского стала музыкой прощания и ухода. И в этом, быть может, открывается еще одна глубинная и сокровенная для Мусоргского тема "Хованщины" последних лет и месяцев его трагически уходящей жизни, когда он создавал и проникновенно играл друзьям рождающуюся в нем музыку отпевания и ухода – своего ухода в Вечность. Оставив нам и музыку "Рассвета" – ослепительной последней надежды за горизонтом катастроф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.Аверинцев С. Христианство и Русь: два типа духовности // Другой Рим: избранные статьи. - СПб.: Амфора, 2005.

 

2. С.М. Соловьёв. История России с древнейших времён, кн.VII М., 1962.

 

3.Медушевский В.В. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке // Духовные акценты в содержании музыкального образования // Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений. - М.: "Флинта • Наука", 1999.

 

4. Фрид Э. Прошедшее, настоящее и будущее в "Хованщине" Мусоргского. - Л.: "Музыка", 1971

 

5. http://madli.ut.ee/~mart/lena.html - ст. Е.Швайковской   «Мотивная полифункциональность в опере М.П. Мусоргского "Хованщина": на примере "церковных" мотивов и мотивов, связанных с "нечистой силой"

 

 
6. http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1789 - Л.А.Серебрякова. «Религиозно-историософская концепция "Хованщины" М.П.Мусоргского»

 

7. Парин А. Хождение в невидимый град: Парадигмы русской классической оперы. - М.: "Аграф", 1999.

 

8.  http://musicbox.su/info/741.html -  Павел РАЙГОРОДСКИЙ. «М.П.МУСОРГСКИЙ: ИСТОРИЯ МУЗЫКИ ИЛИ МУЗЫКА ИСТОРИИ»

 

9. boleslavsky.com›article.html Лев Болеславский "Мусоргский: Во всю ширь русских полян"

 

10. Асафьев  Б.В.  ОПЕРНЫЙ ОРКЕСТР МУСОРГСКОГО / Избранные статьи о русской музыке, под ред. Н. Браудо (Москва, 1952)

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

1 В советском фильме-опере «Хованщина» 1959 года арию у Шакловитого передали безымянному «человеку из народа», а Дягилев хотел вложить ее в уста Досифея, и после отказа Шаляпина купировал.

* «Хованщина» — русская смута, смятение умов и сердец на громадном пространстве земной поверхности, занимаемой Московией уже тогда, в XVII веке», - писал академик Борис Асафьев. «Мусоргский предчувствовал многие события будущего, он предчувствовал те огромные социальные потрясения, которые ждут Россию, — говорил композитор Георгий Свиридов в дни 100-летия со дня кончины Модеста Мусоргского. Неудивительно, что М.Ростропович, ставя «Хованщину» в Большом театре, констатировал следующее: «Эта опера о нас с вами. И этот бунт, эта смута на Руси, и эти тотальные силы — все это о нас. Эта опера по-настоящему современна».

 


Информация о работе Два лика Руси: Святая Русь и Русь петровская