Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 21:25, реферат
Ещё не закончив работу над «Борисом Годуновым», Мусоргский задумал создание второй народно – исторической драмы. В письме к В. В. Стасову композитор сообщает о начале «нового труда, лихого труда».
Время создания «Хованщины» отмечено огромным напряжением творческих сил. Вопреки весьма тяжёлым жизненным и нравственным обстоятельствам творчество Мусоргского этого периода поражает своими масштабами, позволяя считать 1870 – е годы временем расцвета таланта композитора. Разнообразие творческих идей, множественность образов, смелость художественных решений – всё это говорит о широком развороте, о победном шествии гения Мусоргского.
1. ВСТУПЛЕНИЕ. История замысла «Хованщины». Редакции.
Постановки. ……………………………………..
2. ДВА ЛИКА РУСИ: Святая Русь и Русь петровская………………
2.1. Центральный конфликт оперы – конфликт двух
принципиально разных укладов сознания……………………
2.2. Структура оперы. Алеаторика формы………………………...
2.3. Эпизоды авторского обобщения……………………………....
2.4 Проблемы человеческих характеров в опере…………………
2.5. Образ народа……………………………………………………
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...
Две реальности "Хованщины", в своем
взаимодействии раскрывающие ее масштабно развернутую
и исполненную величайшего трагического
напряжения религиозно-философско-
В историческом пространстве ("пространстве погибели")
Мусоргский воплощает трагедию русского
раскола в его тотальности и безысходности.
Страшная картина создается композитором:
Москва и Русь "по щиколку в крови";
раскол везде и во всем (политический,
социальный, религиозно-духовный, внутренний),
вражда и распря всех со всеми, символическая
– отца с сыном (Хованские в первом же
выходе), все взмятены – "беснуются",
"мятешатся". В верхах – извечная
борьба за власть (Совет у Голицына), страшно
далекая от народа, в низах – "погибель
и разоренье" (стрелецкое гнездо), крестьяне
"домы побросали и врозь бредут".
Кривда победила правду: "время потайных
наветов", доносов, расправ. Все преданы,
брошены, фатально разобщены. Воистину
"последние времена"!
Но не "картина ужасов" сама по себе
интересует Мусоргского, а попытка понять,
какие силы действуют в истории, что определяет
и предопределяет ее ход и судьбу, обреченность
ею человека и возможность выбора, то есть
– стремление осмыслить взаимодействие
истории и судьбы и представить историю
как судьбу, имеющую провиденциальный
смысл и метафизические обоснования. В
опере трагически гибнут все – судьбы
же разные: судьба определяется "в отношении
к Богу", и она переходит за грань "этого"
мира, – размышления Мусоргского уходят
в область метафизики истории и судьбы.
"Приспело время мрака и гибели душевной"
– Досифей, появляясь в финале первого
действия, "ставит диагноз" исторической
действительности и переводит действие
в тот план, где решаются судьбы, прямо
сопоставляя "брань земную" и метафизическую
"прю великую".
"Иной" план ("пространство спасения") представлен в "Хованщине" как мир, существующий онтологически. Он символизирован сакральным Светом, "освященным" в "Рассвете на Москва-реке" церковно-колокольным звоном – богослужением заутрени, и "гласом" колокола Ивана Великого.
Поразительно в "Хованщине" и то,
что не только раскольников, но всех "покидающих
сцену" деятелей этой великой исторической
драмы Мусоргский и судит, но и глубоко сочувствует им.
Музыкой пронзительно трагедийного звучания
– вблизи смерти, в предчувствии конца
– Мусоргский словно бы дает им пережить
свой "внутренний апокалипсис" и
ощутить прикосновение вечности. Они уходят
по-разному. Музыка прощания Хованскому
дана в сцене его личного "исхода из
истории" и прощания со своими "детками".
Всего одна фраза в оркестре в момент его
выхода к стрельцам (ц. 373)– но воистину
"открывающая небеса"! И только после
этого Мусоргским дано его народно-обрядовое,
лирически просветленное отпевание "Плывет,
плывет лебедушка" – накануне гибели.
Гениален и "молчаливый" симфонический
"Поезд Голицына" на теме предсказания
Марфы – русский лирический реквием, музыка
пронзительной красоты и трагедийной
силы. Здесь тоже глубоко и точно прочувствовано
и промыслено Мусоргским – психологически
и метафизически: в музыке гадания Марфы
звучит провидческое переживание трагической
судьбы Голицына и величайшее сочувствие
ему "в его неволе", и это своего рода
еще одно ее "любовное (в христианском
смысле слова) отпевание" в опере.
"Хованщина"
и для самого Мусоргского стала музыкой
прощания и ухода. И в этом, быть может,
открывается еще одна глубинная и сокровенная
для Мусоргского тема "Хованщины"
последних лет и месяцев его трагически
уходящей жизни, когда он создавал и проникновенно
играл друзьям рождающуюся в нем музыку
отпевания и ухода – своего ухода в Вечность.
Оставив нам и музыку "Рассвета" –
ослепительной последней надежды за горизонтом
катастроф.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Аверинцев С. Христианство и Русь: два типа духовности // Другой Рим: избранные статьи. - СПб.: Амфора, 2005.
2. С.М. Соловьёв. История России с древнейших времён, кн.VII М., 1962.
3.Медушевский В.В. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке // Духовные акценты в содержании музыкального образования // Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений. - М.: "Флинта • Наука", 1999.
4. Фрид Э. Прошедшее, настоящее и будущее в "Хованщине" Мусоргского. - Л.: "Музыка", 1971
5. http://madli.ut.ee/~mart/lena.
6. http://www.portal-credo.ru/
7. Парин А. Хождение в невидимый град: Парадигмы русской классической оперы. - М.: "Аграф", 1999.
8.
http://musicbox.su/info/741.
9. boleslavsky.com›article.html Лев Болеславский "Мусоргский: Во всю ширь русских полян"
10. Асафьев Б.В. ОПЕРНЫЙ ОРКЕСТР МУСОРГСКОГО / Избранные статьи о русской музыке, под ред. Н. Браудо (Москва, 1952)
1 В советском фильме-опере «Хованщина» 1959 года арию у Шакловитого передали безымянному «человеку из народа», а Дягилев хотел вложить ее в уста Досифея, и после отказа Шаляпина купировал.
* «Хованщина» — русская смута, смятение умов и сердец на громадном пространстве земной поверхности, занимаемой Московией уже тогда, в XVII веке», - писал академик Борис Асафьев. «Мусоргский предчувствовал многие события будущего, он предчувствовал те огромные социальные потрясения, которые ждут Россию, — говорил композитор Георгий Свиридов в дни 100-летия со дня кончины Модеста Мусоргского. Неудивительно, что М.Ростропович, ставя «Хованщину» в Большом театре, констатировал следующее: «Эта опера о нас с вами. И этот бунт, эта смута на Руси, и эти тотальные силы — все это о нас. Эта опера по-настоящему современна».
Информация о работе Два лика Руси: Святая Русь и Русь петровская