Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:40, курсовая работа
В своей работе автор хочет рассказать о жизни и творчестве выдающегося русского композитора Александра Андреевича Архангельского, начавшихся в Пензе и окончившихся в Праге.
Эта тема несомненно является актуальной, как минимум, в связи с тем, что исполнение произведений этого «русского самородка» до сих пор является востребованным и, более того, является честью для огромного числа хормейстеров современности.
Введение……………………………………………………………………...……3
Жизнеописание композитора А.А.Архангельского………………..…………..4
Творчество новатора в хоровой музыке А.А.Архангельского.……………….10
Заключение…………………………………………………………...…………..20
Список литературы…………………………………………...……………….…23
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тульский Государственный Университет
Гуманитарный факультет
Курсовая работа
по дисциплине: Музыкальная Культура Православия
Тема:
«Жизнь и Творчество русского композитора А.А.Архангельского»
Работу выполнила:
Студентка группы 831091
Воронина Екатерина
Работу проверил:
Доц. Н.Н.Евсеев
Тула, 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Жизнеописание композитора
А.А.Архангельского………………..…………
Творчество новатора в хоровой музыке А.А.Архангельского.……………….10
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………...…
Введение
В своей работе я хочу рассказать о жизни и творчестве выдающегося русского композитора Александра Андреевича Архангельского, начавшихся в Пензе и окончивштхся в Праге.
Эта тема несомненно является актуальной, как минимум, в связи с тем, что исполнени произведений этого «русского самородка»1 до сих пор является востребованным и, более того, является честью для огромного числа хормейстеров современности.
Александр Андреевич один из первых трактовал песнопения литургии и всенощного бдения как единый цикл, имеющий гармонические и интонационные связи. Мелодика его сочинений близка обиходным распевам и народной песне. Переложения древних распевов выполнены в строгом диатоническом стиле гармонии с ограничением диссонансов. Нек-рые циклы Архангельского были рекомендованы для церковноприходских школ и духовных учебных заведений. Количество же сочинений Александра Андреевича не менее двухсот. Кроме этого его именем названы некоторые хоры и даже отдельные музыкальные уилища, а так же ему посвящаются музыкальные фестивали.
В связи со всем перечисленным, считаю необходимым ознакомление с его жизниописанием и, хотя бы частично, с творчеством этого необыкновенного человека.
Жизнеописание композитора А.А.Архангельского
Александр Андреевич
Архангельский родился в октябр
Деятельность Архангельского всю его жизнь, так или иначе, была связана с хоровым исполнительством. Уже в 16 лет, во время обучения в Пензенской духовной семинарии, он становится регентом Архиерейского хора, что очень почетно, особенно в столь юном возрасте.
Интересы Архангельского были многочисленны и он пробовал себя в различных областях. В 1870 году, приехав в Санкт-Петербург, он пытается найти профессию, не связанную с музыкой. Сначала становится вольнослушателем хирургического отделения Военно-Медицинской академии, затем переводится на химический факультет Технологического института.
Параллельно данному обучению, Архангельский накапливает свои музыкальные знания: берет частные уроки по фортепиано и сольному пению. Он благоразумно полагал, что регент – дирижер должен петь профессионально, знать методику постановки голоса, чтобы добиваться красивого и правильного исполнения.
Полученные знания повлияли и на вокализацию всех его хоровых произведений, в частности, концертов.
Несмотря на интересы в различных областях, Архангельский все же выбирает поприще регента и композитора.
В 26 лет он подает прошение директору певческой капеллы Н. И. Бахметеву о сдаче экстерном экзамена на звание регента. Успешно сдает его, и получает законную возможность быть не только регентом, но и композитором официально.
Деятельность Архангельского была многообразна:
Во-первых,
регент хоров Санкт-Петербурга: Саперного
батальона, Красногвардейского
Во-вторых, письмоводитель в юридической части министерства. Данное место Александр Андреевич получил благодаря министру путей сообщения Ф. Неронову. Это вынужденная мера, так как профессия регента приносила немного дохода, и ее приходилось совмещать с государственной службой.
В-третьих, преподаватель уроков вокала в школе солдатских детей, Лейбгвардейском полку, в школе придворного пения.
Следует отметить, что в конце XIX столетия в Санкт-Петербурге было несколько действующих хоровых коллективов:
Это непосредствееено, придворно-певческая капелла, то есть государственный хор, основной задачей которого было обслуживание двора и его многочисленных мероприятий;
Затем оперный хор, который нка практике принимал участие только в оперных постановках;
Такк же это хор Агренева-Славянского, представлявший собой народный коллектив, который постоянно гастролировал со многими своими концертами.
Однако, как мы видим, в Петербурге не было хора, который бы пропагандировал музыку для широких слоев населения.
В 1880 году, Александр Андреевич Архангельский в свои теперь уже 36 лет создал собственный концертный хор, который явился новаторским в хоровом исполнительстве России, а , начинался с шестнадцати певчих.
Хор концертировал в залах Петербурга, для него Архангельский обрабатывал русские народные и западноевропейские песни. Через три года в хоре уже было шестьдесят человек, и он приобрел популярность. Впереди были гастроли по всей России. Главным, а во многих городах единственным проводником светского хорового пения, по мнению Архангельского, мог быть только церковный хор. И он твёрдо решил вывести русское хоровое исполнительство за узкие пределы церковного пения, «послужить миру», проникнуть в общественную и народную жизнь, сделать хор воспитательным и музыкально образовательным средством. Для достижения этой цели надо было раздвинуть рамки церковных хоров и включить в их программы исполнение светских произведений на концертных площадках. Разработка и осуществление программы музыкально-просветительской деятельности хора потребовали от руководителя много труда и усилий.
Подготавливая программы
В ноябре 1885 года Архангельский
перешёл на музыкально-
В 1887 году Архангельский заменил мальчиков женским составом. Это нововведение композитора, не имевшее прецедента в истории русского хорового искусства, нашло благоприятный отклик у ряда хормейстеров и повлекло за собой подражание как в столичных хорах, так и периферийных. К тому же это давало дополнительную возможность применения женского труда музыкально образованных певиц и получения ими заработка. По отзывам прессы, «хор ещё значительнее выиграл в полноте и звучании, вследствие замены г. Архангельским детских голосов женскими; нельзя не приветствовать такого нововведения, так как, естественно, трудно требовать от детей сознательного отношения к исполняемому…»3. Удовлетворив в известной мере эстетические потребности столичных слушателей в Москве и в С.-Петербурге, Архангельский приступил к организации концертов хора в периферийных городах России.
Первый маршрут осенью 1897 года
охватил города прибалтийской
зоны: Ригу, Митаву, Ревель, Юрьев,
финские города Гельсингфорс, Тампере,
Лахти. Концерты шли в
В 1898 году хор Архангельского гастролировал по приволжским и соседними с ними городами, побыв в Рыбинске, Ярославле, Костроме, Самаре, Сызрани, Пензе, Саранске, Арзамасе, Муроме, Владимире, Иванове, Вологде. Почти в каждом городе состоялось по 4 концерта. Один из концертов обязательно посвящался духовной музыке, в основном старинным русским распевам (знаменному, киевскому, греческому и другим); другой включал произведения западной классики; третий и чётвёртый – русскую хоровую классику, русскую и западную народную песню.
В конце 1901 года композитор
создаёт первое в России «
В апреле 1902 года на своей родине в Пензе хор Архангельского участвовал в организации Певческого общества и дал два концерта с объединенными пензенскими хорами.
Движимый лучшими чувствами к
простому народу, заботясь о его
культурном и музыкальном
Весной 1907 года Архангельский получил
приглашение от ряда музыкальны
После октябрьской революции
в хоре Архангельского
А.А. Архангельский много
А.А. Архангельский был
В настоящее время проходят
фестивали хоровой музыки «
В книге
«Русская музыка. XIX век и начало
XX» академик Б. Асафьев писал:
Творчество новатора в хоровой музыке А.А.Архангельского
Русский религиозный философ Иван Ильин придавал большое значение воспитанию чувств детей. «Сердце» он называл «духовным центром» или «чувствилищем», которое педагогу следует пробудить в ребенке. Путь к формированию духовно-нравственных убеждений, по мнению И.А. Ильина, лежит через воспитание чувств:
«Ум и воля приводятся в движение у русского человека чувствами… Не человек охватывает истину умом, а истина охватывает человеческое сердце, и воображение, и ум»6.
Тем самым утверждается, что духовно-нравственные знания усваиваются личностью более эффективно, если активизирована ее эмоционально-ценностная сфера. А эту сферу можно активизировать при помощи такого помощника как музыка, через её лучшие образцы.
Музыка – искусство духовное. И хотя «звуков небес заменить не могут скучные песни земли»7, музыка всегда считалась посланницей небес, которая нас окрыляет, зовёт ко всему доброму и прекрасному8.
Вот почему Святые Отцы Церкви считали духовные песнопения могущественным нравственно-воспитательным средством.
Несомненно велико значение поющих и столь же велико творчество композиторов в плане нравственного воспитания.
Тексты духовных песнопений представляют собой сокровищницу слов и выражений, а потому каждое слово песнопения имеет своё значение. И пение достигало своей цели тогда, когда композиторы вникали в смысл и дух каждого слова. Именно таким композитором был А. А. Архангельский.
«Русскому самородку»9 А.А. Архангельскому предстояло пройти типичный для многих церковных композиторов путь: певчий, регент, композитор. Он стал известен своей духовной музыкой, созданием знаменитого «Хора Архангельского» и реформированием хорового искусства.
Информация о работе Жизнь и творчество выдающегося композитора Архангельского А.А.