Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:40, курсовая работа
В своей работе автор хочет рассказать о жизни и творчестве выдающегося русского композитора Александра Андреевича Архангельского, начавшихся в Пензе и окончившихся в Праге.
Эта тема несомненно является актуальной, как минимум, в связи с тем, что исполнение произведений этого «русского самородка» до сих пор является востребованным и, более того, является честью для огромного числа хормейстеров современности.
Введение……………………………………………………………………...……3
Жизнеописание композитора А.А.Архангельского………………..…………..4
Творчество новатора в хоровой музыке А.А.Архангельского.……………….10
Заключение…………………………………………………………...…………..20
Список литературы…………………………………………...……………….…23
Как уже говорилось в передыдущем разделе этой работы в хоре, созданном Александром Андреевичем произошла замена голосов мальчиков на женские, что было не только неожиданным решением, но и позволило вывести хоровое исполнительство на новый уровень.
После первых выступлений с хором, у Архангельского возникла идея о проведении с хором так называемых «исторических концертов», с помощью которых люди могли познакомиться с хоровой музыкой многих стран.
Вдохновили его концерты Рубинштейна, который проводил подобные концерты фортепианной и симфонической музыки.
Концерты проходили в период с 1885 по 1890 годы. Всего их было девять, и каждый был посвящен отдельной тематике. Среди них: концерты, посвященные Римской школе и Палестрине; концерты, на которых людей знакомили с современной русской музыкой; концерт посвященный творчеству Баха.
Последние концерты
проводились с хором и
Однако для нас важно, что композитор Архангельский писал в основном духовные произведения, и он исполнял их со своим собственным хором.
Всего им было написано более ста духовных произведений, в том числе и самые выдающиеся из его работ - «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение».
Рассмотрим довольно значимую часть его творчества – запричастные концерты.
Всего их шестнадцать. Особую популярность приобрели такие концерты, как: «Богородице прилежно», «Не имамы иныя помощи», «Помышляю день страшный», «Блажен разумеваяй на нища и убога».
Но сперва скажем, что запричастный концерт возник в службе как заполнение паузы во время причащения священнослужителей, перед причастием прихожан.
Еще в
XVIII веке, когда классицистский концерт
сменил барочный то есть
Синодом и Павлом I в 1797 году был издан указ, в котором запрещалось исполнять концерты на богослужениях. В нем предписывалось исполнять вместо концертов обычную гармонизацию запричастного стиха. В это время жанр концерта уходит в «историческую тень», т.к. использование их в рамках богослужебной практики стало не соответствовать церковным постановлениям своего времени.
В конце XIX века наступает расцвет хорового искусства. Концерты можно встретить в творчестве Архангельского, Рахманинова, Кастальского, и они, как и в предыдущий период бытования, обладают большой независимостью от ритуала.
Тексты этих концертов были написаны преимущественно на неканонизированный церковный текст, например, на псалмы Давида. Но при этом автор концерта является еще и либреттистом, так как он интерпретирует библейские тексты, сам подбирает строки псалма.
Особенно интересен в авторском решении текста концерт «Гласом моим ко Господу воззвах». Здесь Архангельский не только выбирает определенные строки из псалмов, но и по-особому компанует их.
В данном концерте используются некоторые стихи из 12 и 141 псалмов, которые связаны с разными периодами жизни Давида. 141 псалом, как мы знаем, посвящен времени, когда сам Давид еще не был правителем, и служил при дворе царя Саула. Однако ратные подвиги Давида ценились народом больше, чем победы царя. Зависть, ревность Саула привели к гонениям подданного. Поэтому Давид бежал, и долго скрывался в пустыне от царя с его армией. Глубокие переживания псалмопевца, его одиночество, страдания, отчаяние и мольба получили отражение в вышеупомянутых стихах псалма.
12 же псалом посвящен более позднему периоду в жизни царя Давида. Это произошло в конце его царствия, после грехопадения, во время гонений, когда против него восстал его сын, Авессалом. Давид, как мы можем глубоко прочувствовать через 12 псалом, считает себя виноватым в произошедшей ситуации, поэтому псалом наполнен покаянием, чувством раскаяния.
Таким образом, как бы для сравнения выбираются два периода гонений, но каждое в себе заключает различное отношение Давида к происходящему. Если в первом явно он просит об избавлении от опасности, то уже во втором он молит о прощении грехов.
В концерте композитор использует следующую компановку:
Пс. 141 ст. 2 Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся
Пс. 141 ст. 3 Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу.
Пс. 12 ст. 4 Призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвети oчи мои, да не когда усну в смерть.
Пс. 141 ст. 7 Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене.
Даже по тексту здесь можно заметить, что логическое ударение ложится именно на покаяние, ведь Давид просит Бога о том, чтобы он просветил его духовные очи и избавил от жизни во грехе, просит вновь оживить его душу, чтобы не уснуть сном смертного.
В концертах Архангельского, как и в творчестве Петербургских композиторов того времени, прослеживается влияние оперного жанра. Его черты можно проследить:
- в
некоторых особенностях
- в персонификации, прослеживающейся в партиях солиста некоторых концертов, то есть там, где солист представлен как совершенно самостоятельный образ.
- в присутствии ариозного начала в вокализации сольной и хоровых партий, близкое к манере итальянского Bell canto.
В концерте «Блажен разумеваяй на нища и убога», написанном на текст 40 псалма Давида, мы так же можем наблюдать подобные черты. Говоря об особенностях драматургии концерта, так же следует подчеркнуть, что в нем говорится о мольбе страждущего и его надежде на избавление, покаяние. Концерт написан в 3-х частной форме с кодой.
Но рассмотрим подробнее:
Итак, I часть – это экспозиция. У тенора здесь самостоятельная партия, которая представлена мелодией глубокого дыхания то есть персонификация. Ему вторит хор, добавляя словам солиста глубину.
Далее следует связка, которая обладает большей драматичностью. В словах солиста слышится отчаяние и горечь - он молит о помиловании: «Аз рех, Господи, помилуй мя». Это достигается за счет пауз – вздохов, ломаной линии, в мелодии присутствуют скачки на сексты, которые заполняются нисходящими секундами. Все эти приемы позволяют передать отчаяние, переживание. Хор здесь сочувствует и как бы успокаивает солиста.
II часть представлена как разработка и конфликт образов – здесь она идёт между солистом и хором. Для этого композитор использует фугато, мелодический и ритмический контраст в партиях солиста и хора. У солиста возглас, обращение к Богу: «Врази мои реша мя злая: когда умрет и погибнет имя его»? Мелодия солиста постепенно переходит в фугато хора, создающее напряжение, которое собственно и приводит к кульминации, которая в свою очередь выражена высокой тесситурой, акцентами, усилением динамики.
III часть –
это уже непосредственно
Наряду с чертами оперного жанра, концерты Архангельского так же наполнены традиционной символикой и риторическими фигурами, которые появились еще в эпоху возрождения. Эти традиции в России были использованы в партесном, а позже и в духовном концерте. В концертах Архангельского так же можно проследить подобные черты, которые и рассмотрим на п римере концерта «Помышляю день страшный».
Этот концерт по праву считается одним из самых драматичных не только в творчестве Архангельского, но и в русской акапельной музыке в целом.
В содержании концерта говорится об осознании своих грехов и покаянии перед Богом, что позволяет исполнять его в церковной практике один раз в году, в неделю о страшном суде. В концерте три части.
Рассмотрим подробнее:
I часть –
представляет собою
Нисходящие
напряженные полутоновые
Для того, чтобы выразить страдание, автор так же прибегает к тритоновым интонациям, уменьшенным септаккордам, которые подчеркивают каждое повторяющееся слово «страшный», встречающееся в тексте. Так же на настроение части влияют тональность f-moll, склад изложения.
Скорбная образная сфера II части выражена с помощью ламентозных, плачевы х интонаций, помогает раскрывать страдания, переживания, плач о содеянном. Возникает своеобразный диалог между фигурами catabasis то есть нисхождением и умиранием, и anabasis то есть восхождением и воскресением, которые присутствуют в разных голосах хора, здесь выступает дуэт партии басов с партиями сопрано и альтов. Встречные в этой части линии создают напряжение, образуя тритоновые, уменьшенные гармонии по вертикали. Так же диалог возникает между партиями на словах «и плачу»:
Фигуру suspiratio то есть интонация вздоха здесь образуют полутоновые интонации. Большое выразительное значение в этой части имеет склад изложения. Фактура нагнетается, имитационный склад переходит в гомофонно-гармонический. «Рыдания» перерастают в общую линию.
Постепенно все замирает на F-dur. Это создается благодаря многократному употреблению пауз, постепенному затиханию динамики, и служит психологической подготовкой к следующей части.
III часть –
представлена как
Данная часть начинается с взволнованной реплики солирующей партии теноров: «Како отвещаю небесному царю», которая выражена фигурой catabasis. Напряжение еще более нагнетается уменьшенными септаккордами то есть выражают боль и страх. Далее тонический органный пункт в партии Басов выражает нечто роковое, создает своеобразную зловещую атмосферу.
Кульминация же произведения заключается в самой высокой своей тесситуре, в которой на словах «воззрю на судию» звучит не разрешаемый S4/3#1, который вместо разрешения останавливается, зависает на фермате.
На фоне этого крика слова «блудный аз» на октаву ниже в динамике pp, звучат покаянно, обессилено, как раскаяние грешника:
В коде наблюдается успокоение, прощение, но при этом в части сохраняются слова «помилуй мя»:
Здесь уже присутствуют плачевы е интонации, восходящие сексты - фигура восклицания, exclamatio. Благодаря этому мольбы о помиловании становятся наиболее выпуклыми, задают напряженный тон всего концерта.
Кроме изложенных выше особенностей, присущих творчеству Архангельского, можно обнаружить связь с отечественными церковно – певческими традициями, а так же стилизацией колокольного звона, которые так же использовались композитором.
В концерте «Богородице
прилежно» начальные такты
Распевность, кантилена мелодии восходят к традициям знаменного распева, и создают особую атмосферу молитвенности, покаянности всего концерта. Линия баса наполнена покаянными интонациями, в концерте эта линия наиболее выделена композитором. Это наиболее яркий и подвижный голос, имеет наибольший диапазон в концерте F-c1. Кроме того, линия баса придает окраску самой напряженной части концерта:
В данном концерте возможно услышать колокольность, которая придает всему произведению церковный колорит. Во второй части концерта мелодия в верхних голосах, а именно в сопрано и в альте, проходит параллельными секстами.
Они звучат спокойно, отстраненно, созерцательно, и чем-то даже напоминают нам колокольны й звон, звучащий в отдалении.
Так же принцип колокольности можно уловить в концерте «Блажен разумеваяй на нища и убога».
В нем можно услышать восхваление Бога, которое выражено праздничным перезвоном.
В концертах Архангельского отразились основные принципы школы Петербургских композиторов, которые использовались им для развития «драматургии» концерта. Эмоции обычно чужды в церкви, но благодаря новшествам Петербургской школы, которая вознесла концерты на новый уровень их исполнения, в церкви допускалось эмоциональное исполнение запричастных концертов.
В заключение хочется привести слова Ткачева, который изучал творчество Архангельского и одним из первых написал его биографию.
«Не будет преувеличения в определении значения блестящей полувековой деятельности «главного хормейстера» дореволюционной России Александра Андреевича Архангельского и его хора как явления эпохального в истории русского хорового искусства, явления, хотя и сравнительно далекого прошлого, но своей творческой активностью в значительной мере предопределившего успехи советского хорового исполнительства»10.
Информация о работе Жизнь и творчество выдающегося композитора Архангельского А.А.