Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:40, курсовая работа
В своей работе автор хочет рассказать о жизни и творчестве выдающегося русского композитора Александра Андреевича Архангельского, начавшихся в Пензе и окончившихся в Праге.
Эта тема несомненно является актуальной, как минимум, в связи с тем, что исполнение произведений этого «русского самородка» до сих пор является востребованным и, более того, является честью для огромного числа хормейстеров современности.
Введение……………………………………………………………………...……3
Жизнеописание композитора А.А.Архангельского………………..…………..4
Творчество новатора в хоровой музыке А.А.Архангельского.……………….10
Заключение…………………………………………………………...…………..20
Список литературы…………………………………………...……………….…23
Это говорит прежде всего о высокой оценке Архангельского, которая сохранилась в незыблемом виде и до нашего времени, ведь исполнение его произведений до сих пор является честью для очень многого числа хормейстеров современности.
Заключение
В
своей работе я постаралась опи
Нельзя не заметить как в сочинениях Александра Андреевича проявляется знание возможностей сочетания отдельных голосов и хоровых групп, нередко встречаются в его творениях и полифонические эпизоды. Возможно следует перечислить некоторые работы Архангельского.
К музыкальным сочинениям Александра Андреевича Архангельского относятся:
№ 1: Пение Божественной литургии. СПб., 1886;
№ 2: Всенощное бдение.;
№ 3-13: «Господи, помилуй» и «Иже херувимы» № 1, «Иже херувимы» № 2, «Иже херувимы» № 3, «К Богородице прилежно», «Утоли болезни», «Крест хранитель», «Милость мира» № 1, «Милость мира» № 2, «Милость мира» № 3, «Милость мира» № 4, Гимн в память чудесного избавления от опасности, угрожавшей Государю Императору и Его Августейшей Семье при крушении поезда 17 окт. 1888 г. 1888;
№ 14: «Господи, помилуй» и «Ныне силы небесныя». 1889;
№ 15-16: Литургия св. Иоанна Златоуста (заупокойная), Панихида. 1891;
№ 17: Пение церковных служб во дни св. Великого Пятка, Св. Пасхи и двунадесятых праздников. 1892;
№ 18-19: «Милость мира» № 5, Великое славословие. 1893;
№ 20-29: Многолетие, «Молитву пролию», «Вскую мя отринул еси», «К кому возопию, Владычице», «Иже херувимы» № 4, «Иже херувимы» № 5, «Иже херувимы» № 6, «Господи, услыши молитву мою», «Тебе Бога хвалим», Подражание песнопениям Православной церкви (канты) для однородных голосов. 1894;
№ 30-33: «Помилуй нас, Господи», «Милосердия двери», «Хвалите Господа с небес», Пение литургии св. Иоанна Златоуста в духе древних напевов Православной церкви. 1895; № 34-39: «Внуши, Боже», «Гласом моим ко Господу воззвах», «Не имамы иныя помощи», «Милость мира» № 6, «Достойно есть» № 1, Пение всенощного бдения. 1896;
№ 41-47:«Боже, во имя Твое спаси мя», «О, Всепетая Мати», «Помышляю день страшный», «Милость мира» № 7, «Иже херувимы» № 7, «Достойно есть» № 2, «Ныне отпущаеши». 1898;
№ 48-51: «Бог нам прибежище и сила», «Милость мира» № 8, «Иже херувимы» № 8, «Достойно есть» № 3 и «Многая лета» № 2. 1900;
№ 52-54: Пение литургии преждеосвященных Даров, «Иже херувимы» № 9, «Иже херувимы» № 10. 1905; № 55: Пение из литургии св. Иоанна Златоуста: «Господи, помилуй» и «Единородный Сыне». 1905;
№ 56: «Приидите, поклонимся», «Господи, спаси благочестивыя» и Трисвятое;
№ 57-59: «Иже херувимы» № 11, «Верую», «Милость мира» № 9. 1905; № 60: «Достойно есть» № 4, «Отче наш» и «Един свят». 1905;
№ 61: «С вышних призирая», «Благословен Грядый», «Видехом свет истинный», «Да исполнятся уста наша», «Буди имя Господне». 1905;
№ 62-66: «Внегда скорбети ми», «Высшую небес», «О пресладкий и всещедрый Иисусе», «На реках вавилонских», «Житейское море». 1905;
№ 67: «Господи, помилуй» на Великой ектении, «Единородный Сыне», «Приидите, поклонимся», Трисвятое, «Господи, помилуй», «Подай, Господи». 1905; № 68-70: «Милость мира» № 10, «Достойно есть» № 5, «Хвалите Господа с небес» № 2. 1905; № 71: «Хвалите имя Господне». 1905;
№ 72: «Блажен муж» (тенор соло). 1909; № 73-76: «Благослови, душе моя, Господа» (предначительный псалом), «Блажен муж» № 2 (тенор соло), «Свете тихий», «Ныне отпущаеши» (тенор или сопрано соло). 1909; № 77: «Ныне отпущаеши». [Б. г.]; № 78: «Верую» (бас соло). 1911;
№ 79: «Блажен разумеваяй на нища и убога» (тенор соло). [1913?]; № 80: Служба во Св. и Великую Пасху. Пг., 1915 (№ 72 - изд. Церк.-певч. благотворительного об-ва (СПб.), остальные - изд. авт.).
Александр Андреевич Архангельский остаётся уважаемым, а его творчество востребованным, что нашло отражение в современной жизни его города. В 2002 году имя Архангельского было присвоено Пензенскому музыкальному училищу. А в 2003 году на здании Центра русской хоровой и вокальной культуры в г. Пензе была открыта мемориальная доска - барельеф A. A. Архангельскому работы скульптора Александр Хачатурян11.
Список литературы:
1 Савин О. Пенза музыкальная. – Пенза, 1994.
2 А.Филатьев «Композитор церковной музыки А.А. Архангельский»// Русская мысль. Париж, 1971.
3 Ткачёв Д. Александр Андреевич Архангельский. -Л., 1974.
4 Савин О. Пенза музыкальная. – Пенза, 1994.
5 Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX и начало XX века. Издание 2-е М., Музыка, 1979г.
6 Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. – М.: ЮНИТА, 1999.
7 Михаил Лермонтов «Ангел» http://www.kostyor.ru/poetry/
8 Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви. М:, 2004.
9 Савин О. Пенза музыкальная. – Пенза, 1994.
10 Ткачев Д. Александр Андреевич Архангельский: очерк жизни и деятельности. – Л., 1974. – 72 c
11 http://www.penza-gorod.ru/
Информация о работе Жизнь и творчество выдающегося композитора Архангельского А.А.