Музыкальная литература 80х-90х годов XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:14, лекция

Краткое описание

На рубеже 70х-80х годов XIX века начинается новый период в истории развития русской музыкальной культуры. Он представлен деятельностью трех поколений музыкантов:
композиторы 60х – старшее поколение: кульминация творчества Чайковского, зрелый период творчества Римского-Корсакова, поздний – Бородина;
новое поколение – композиторы 80х: Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Калинников, Ипполитов-Иванов;
молодое поколение – композиторы рубежа веков: Скрябин, Рахманинов, Метнер.

Вложенные файлы: 1 файл

RML_4_kurs.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Разработка включает четыре раздела.

Первый раздел основан на развитии элементов лейтмотива, первой темы заключительной партии и второй темы заключительной партии, которая превращается в скорбный, стонущий мотив.

Второй раздел – фугато, основанное на развитии элементов главной партии, к которой присоединяется лейтмотив, а затем первая тема заключительной партии.

Третий раздел – лирическая тема побочной партии в сочетании с первой темой заключительной партии.

Четвертый раздел – кульминация, самый драматический момент, где соединяются элементы главной партии, лейтмотива и первой темы заключительной партии.

Реприза не вносит существенных изменений. Здесь утверждается трагическое начало. Конфликт не исчерпан.

Помимо лейтмотива, в первой части выделяется еще одна сквозная тема - первая тема заключительной партии.

 

Вторая часть As-dur – образец философской лирики, светлый, возвышенный, поэтичный. Внутреннее родство тем первой и второй частей подчеркнуто интонационной общностью. Композитор использует сложную трехчастную форму.

Уже в первых тактах основной темы явно ощущается связь с лейтмотивом.

Средняя часть основана на сопоставлении двух контрастных образов:

    1. сумрачная, напряженная, тревожная тема;
    2. типичный наигрыш, вариант первой темы заключительной партии, но в данном случае, это светлая диатоническая мелодия, в которой черты наигрыша выявляются наиболее ярко.

В динамической репризе основная тема обогащается средствами полифонического развития.

 

Третья часть скерцо F-dur, сложная трехчастная форма. Общий характер – светлый, игривый – отодвигает на второй план основные проблемы, но присутствующие здесь тематические связи опровергают этот факт.

Основная тема скерцо – легкая, стремительная изящная, звучит у гобоя, передавая игривое настроение. Отдельные ее элементы связаны с лейтмотивом.

Средний раздел формируется из материала основной темы второй части. Страстный, экспрессивный мотив представляет собой фразу, заимствованную из развития основной темы второй части.

В завершении репризы напоминает о себе лейтмотив, вносящий ощущение тревоги, но элементы побочной партии первой части возвращают первоначальное настроение.

 

Четвертая часть – финал – утверждает основную идею симфонии. Путь от драматической борьбы к торжеству добра и гармонии. Композитор использует форму рондо-сонаты. Тематический материал заимствован из I и II частей.

Главная партия – модификация главной партии I части. Трехдольный размер заменен двудольным, тема более активна, решительна, с элементами марша.

Побочная партия – суровый мотив из средней части II части. Тонический органный пункт, скачки на септиму, диссонирующие гармонии подчеркивают трагизм.

Заключительная партия – самостоятельная, активная тема Es-dur вносит героические черты.

В разработке соединяются в полифоническом развитии несколько тем: тема главной партии финала, главной партии I части, тема побочной партии и основной лейтмотив.

В репризе отсутствует тема главной партии, а побочная звучит в тональности субдоминанты.

Кода является кодой всей симфонии. Она выражает основную идею всего произведения. Это величественный, торжественный гимн. Утверждается тональность C-dur, размер 6/4. В увеличении звучит тема побочной партии I части, в полном виде – основная тема второй части, тема среднего раздела третьей части. В заключении, в фанфарном виде утверждается первая тема заключительной партии первой части. Завершает симфонию лейтмотив. В диатоническом варианте он звучит ликующе, утверждая всеобщую радость.

 

 

РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ.

 

Начало XX века для русской истории было ознаменовано рядом значительных политических событий: первая русская революция 1905-1907 г.г., русско-японская война, революционные события 1912-1914 годов, начало первой мировой войны (1914-1922). Напряженная политическая атмосфера нашла отражение в культуре. Это было связано с появлением ряда группировок: как декадентских, так и прогрессивных.

Искусство этого периода активно развивалось в следующих направлениях:

    • реализм в литературе связан с деятельностью Л. Толстого, А.Чехова, А. Толстого, Куприна. В театральном искусстве принципы реализма провозглашал Московский художественный театр, руководимый Станиславским и Немировичем-Данченко. В живописи реализм связан с работами Репина и В. Серова;
    • импрессионизм – искусство, воплощающее мимолетное впечатление, утвердившееся в живописи и связанное с деятельностью художников из группы «Мир искусств». Активный деятель этого объединения С. Дягилев стал инициатором создания импрессионистского балета;
    • символизм – литературно-художественное, философское направление, возникшее во Франции (Ст. Малларме, Поль Верлен). В России символизм получил специфическую трактовку, хотя многое сближало его с классическим символизмом: хрупкость, утонченность, бессюжетность. Среди русских поэтов-символистов – А. Белый, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, ранний Блок. Принципы символизма проявились в деятельности условного «театра масок». Его представители подчеркивали условность театрального искусства, значение мастерства режиссера и актера. Наиболее яркий представитель символистской режиссуры – В. Мейерхольд.

В русском искусстве рубежа XIX – XX веков видную роль сыграл Сергей Дягилев – блестящий организатор объединения «Мир искусств» и «Русских сезонов» в Париже и Лондоне.

Идейно-художественные взгляды объединения складывались в борьбе с консерватизмом, за истинное, национальное искусство. Основу объединения составили художники Серов, Васнецов, Головин, Коровин, позже к ним присоединились Бенуа и Бакст. Они утверждали, что искусство должно быть свободно от социальных взглядов. Главное – это красота и неповторимая творческая индивидуальность. С деятельностью этого объединения начинает развиваться книжная графика.

В 1901 году появляется новое музыкальное объединение «Вечера современной музыки». Их взгляды совпадали с взглядами представителей «Мира искусств». Они активно поддерживали молодых музыкантов, пропагандировали лучшие достижения современной отечественной и зарубежной музыки. Здесь получили поддержку Стравинский, Мясковский, Прокофьев.

Для музыкального искусства этого времени характерна  многотемность и присутствие различных стилевых направлений. Характерной чертой времени стало тяготение к камерности во всех жанрах. В симфонической музыке многочастный симфонический цикл перерождается в одночастную симфоническую поэму (Скрябин). Наблюдается синтез вокальных и инструментальных жанров (Рахманинов кантата «Весна»). Развивается жанр концерта в творчестве Рахманинова. Продолжает развиваться вокальная лирика и инструментальная миниатюра.

Рубеж XIX – XX веков связан с расцветом исполнительского мастерства в творчестве Рахманинова, Скрябина, Метнера, Игумнова, Есиповой, Зилоти, Сафонова, Гольденвейзера, Собинова, Шаляпина, дирижеров Черепнина и Рахманинова.

Русское музыкальное искусство этого времени обогатилось творчеством двух выдающихся композиторов: Скрябина и Рахманинова. В их творчестве по-разному отразилось ощущение грядущих перемен. У Скрябина – пафос творческой и героической личности, у Рахманинова – пафос весеннего пробуждения природы.

 

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН

1872-1915

 

Выдающий композитор, пианист, в творчестве которого наиболее ярко отразилось смятение чувств в психологии русского общества на рубеже веков.

Скрябин родился в интеллигентной семье. Его отец – дипломат, мать – пианистка, блестяще закончившая Петербургскую консерваторию. С рождения Скрябин рос хрупким и изнеженным ребенком. Рано проявились его музыкальные способности. Общее образование он получил в кадетском корпусе, в котором он занимался с 1882 по 1889 год. Параллельно берет уроки теории музыки у Конюса, Танеева, фортепиано у Зверева.

В 1888 году Скрябин поступает в Московскую консерваторию по классам фортепиано и композиции. Заканчивает обучение в 1892 году по классу фортепиано. Класс композиции перестает посещать в связи с возникшими разногласиями с преподавателем А. Аренским.

Первое серьезное испытание (болезнь правой руки) заставляет его обратиться к религии. По окончании консерватории знакомится с Беляевым, который становится издателем его произведений и организует его первую поездку за границу.

Скрябин становится выдающимся пианистом своего времени. Его исполнительская манера привлекала одухотворенностью, изящностью, полетностью. С 1988 года Скрябин – профессор Московской консерватории. В 1903 году оставляет преподавательскую деятельность и посвящает себя творчеству. В это время он совершил концертную поездку за границу, посетил Италию, Францию, Швейцарию, США. Здесь же он создает свои лучшие произведения. В 1909 году возвращается в Россию.

В 1910 году композитор создает последние симфонические произведения, среди которых симфоническая поэма «Прометей». К этому же времени относится замысел «Мистерии». В 1915 году Скрябин скоропостижно скончался от заражения крови.

Музыка Скрябина говорит о мощи разума, силе творческой воли. Это объясняет господство праздничного, триумфального начала в его музыке. Трагедия не свойственна ей.

Искусство композитора возникло в обстановке грандиозных перемен. Своеобразная программа его творчества – революционное воздействие искусства (своего) на окружающую действительность – развивалась под влиянием философии субъективного идеализма (солипсизма). Реальный мир воспринимался им как порождение собственного сознания, поэтому вполне закономерны возникающие противоречия между демократической устремленностью композитора и элитарностью образов.

Традиции романтического искусства, в частности творчества Ф. Шопена, сказались в стремлении Скрябина к лирической фортепианной миниатюре. Но Скрябин унаследовал от Шопена лишь лирическую направленность, оставив в стороне жанровую и фольклорную основы.

Стремление к жанру симфонической поэмы, ораторской патетике связывает его с Листом, но его патетические образы не лишены полетности и прозрачности.

По-своему Скрябин применил и принцип программности, взяв за основу философскую тематику.

В русской музыке можно провести параллель с Чайковским в пылкой эмоциональности и завуалированной жанровости.

Тесная связь прослеживается с современными стилевыми направлениями: символизмом, импрессионизмом и экспрессионизмом.

Более значительна связь с символизмом, благодаря философско-поэтической символике, «непознаваемости» образов, использованию метафор и поиску «сверхидеала». Связи с импрессионизмом – в зыбкости колорита, в игре красок. С экспрессионизмом связывает эмоциональная неуравновешенность музыки.

Важна историческая заслуга Скрябина в развитии жанров симфонической и фортепианной музыки. В трех его симфониях нашли продолжение традиции лирико-психологического симфонизма Чайковского, героического симфонизма Бетховена, философского симфонизма Танеева.

В количественном отношении творчество Скрябина довольно обширно: 10 сонат для фортепиано, фортепианный концерт, пьесы, поэмы для фортепиано, симфонические произведения (три симфонии, «Поэма экстаза», «Прометей»).

Творчество композитора делится на три периода:

    1. Ранний, 80е-90е годы. Здесь явно ощущается влияние Шопена. В этот период композитор работает в фортепианных жанрах, но использует не все. Его не привлекает пейзажная лирика. Он создает мазурки, вальсы, в которых еще сохраняются жанровые черты. В дальнейшем танцевальность исчезает. Излюбленные жанры этого периода: прелюдии и этюды. Именно в этот период складываются особые черты характера Скрябина: хрупкость, изысканность, утонченность, «капризность». Лучшие произведения – 24 прелюдии ор.11, 12 этюдов ор.8, с 1 – 3 сонаты, фортепианный концерт fis-moll. Из всех выразительных средств важную роль играет гармония (хроматизмы, альтерация, модуляции). При этом характерна четкость и ясность формы.
    2. Зрелый период творчества 1900 – 1907 года. Кроме фортепианных произведений композитор создает симфонии. В области фортепианной музыки появляется новый жанр – поэма, и поэмность становится отличительной чертой творчества. Лучшие произведения – три симфонии, 4, 5 сонаты, две поэмы для фортепиано ор.32, «Поэма экстаза». В этот период складывается своеобразный сюжет произведений Скрябина. В его сочинениях можно выделить три образно-эмоциональные сферы:

 

Томление

Преодоление

Достижение экстаза

Мечта, статика, «высшая утонченность»

Полет

Утверждение радости, «высшая грандиозность»


 

Музыкальный язык значительно усложняется. В мелодии появляются активные, повелительные интонации (темы воли, самоутверждения). Гармония связана с усложнением ладовых структур. Используется увеличенный лад, альтерированные гармонии доминанты, септаккорды, нонаккорды, внезапные тональные смещения. При этом смелость музыкального языка сочетается с простотой и ясностью форм.

Информация о работе Музыкальная литература 80х-90х годов XIX века