Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:14, лекция
На рубеже 70х-80х годов XIX века начинается новый период в истории развития русской музыкальной культуры. Он представлен деятельностью трех поколений музыкантов:
композиторы 60х – старшее поколение: кульминация творчества Чайковского, зрелый период творчества Римского-Корсакова, поздний – Бородина;
новое поколение – композиторы 80х: Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Калинников, Ипполитов-Иванов;
молодое поколение – композиторы рубежа веков: Скрябин, Рахманинов, Метнер.
Разработка включает четыре раздела.
Первый раздел основан на развитии элементов лейтмотива, первой темы заключительной партии и второй темы заключительной партии, которая превращается в скорбный, стонущий мотив.
Второй раздел – фугато, основанное на развитии элементов главной партии, к которой присоединяется лейтмотив, а затем первая тема заключительной партии.
Третий раздел – лирическая тема побочной партии в сочетании с первой темой заключительной партии.
Четвертый раздел – кульминация, самый драматический момент, где соединяются элементы главной партии, лейтмотива и первой темы заключительной партии.
Реприза не вносит существенных изменений. Здесь утверждается трагическое начало. Конфликт не исчерпан.
Помимо лейтмотива, в первой части выделяется еще одна сквозная тема - первая тема заключительной партии.
Вторая часть As-dur – образец философской лирики, светлый, возвышенный, поэтичный. Внутреннее родство тем первой и второй частей подчеркнуто интонационной общностью. Композитор использует сложную трехчастную форму.
Уже в первых тактах основной темы явно ощущается связь с лейтмотивом.
Средняя часть основана на сопоставлении двух контрастных образов:
В динамической репризе основная тема обогащается средствами полифонического развития.
Третья часть скерцо F-dur, сложная трехчастная форма. Общий характер – светлый, игривый – отодвигает на второй план основные проблемы, но присутствующие здесь тематические связи опровергают этот факт.
Основная тема скерцо – легкая, стремительная изящная, звучит у гобоя, передавая игривое настроение. Отдельные ее элементы связаны с лейтмотивом.
Средний раздел формируется из материала основной темы второй части. Страстный, экспрессивный мотив представляет собой фразу, заимствованную из развития основной темы второй части.
В завершении репризы напоминает о себе лейтмотив, вносящий ощущение тревоги, но элементы побочной партии первой части возвращают первоначальное настроение.
Четвертая часть – финал – утверждает основную идею симфонии. Путь от драматической борьбы к торжеству добра и гармонии. Композитор использует форму рондо-сонаты. Тематический материал заимствован из I и II частей.
Главная партия – модификация главной партии I части. Трехдольный размер заменен двудольным, тема более активна, решительна, с элементами марша.
Побочная партия – суровый мотив из средней части II части. Тонический органный пункт, скачки на септиму, диссонирующие гармонии подчеркивают трагизм.
Заключительная партия – самостоятельная, активная тема Es-dur вносит героические черты.
В разработке соединяются в полифоническом развитии несколько тем: тема главной партии финала, главной партии I части, тема побочной партии и основной лейтмотив.
В репризе отсутствует тема главной партии, а побочная звучит в тональности субдоминанты.
Кода является кодой всей симфонии. Она выражает основную идею всего произведения. Это величественный, торжественный гимн. Утверждается тональность C-dur, размер 6/4. В увеличении звучит тема побочной партии I части, в полном виде – основная тема второй части, тема среднего раздела третьей части. В заключении, в фанфарном виде утверждается первая тема заключительной партии первой части. Завершает симфонию лейтмотив. В диатоническом варианте он звучит ликующе, утверждая всеобщую радость.
РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ.
Начало XX века для русской истории было ознаменовано рядом значительных политических событий: первая русская революция 1905-1907 г.г., русско-японская война, революционные события 1912-1914 годов, начало первой мировой войны (1914-1922). Напряженная политическая атмосфера нашла отражение в культуре. Это было связано с появлением ряда группировок: как декадентских, так и прогрессивных.
Искусство этого периода активно развивалось в следующих направлениях:
В русском искусстве рубежа XIX – XX веков видную роль сыграл Сергей Дягилев – блестящий организатор объединения «Мир искусств» и «Русских сезонов» в Париже и Лондоне.
Идейно-художественные взгляды объединения складывались в борьбе с консерватизмом, за истинное, национальное искусство. Основу объединения составили художники Серов, Васнецов, Головин, Коровин, позже к ним присоединились Бенуа и Бакст. Они утверждали, что искусство должно быть свободно от социальных взглядов. Главное – это красота и неповторимая творческая индивидуальность. С деятельностью этого объединения начинает развиваться книжная графика.
В 1901 году появляется новое музыкальное объединение «Вечера современной музыки». Их взгляды совпадали с взглядами представителей «Мира искусств». Они активно поддерживали молодых музыкантов, пропагандировали лучшие достижения современной отечественной и зарубежной музыки. Здесь получили поддержку Стравинский, Мясковский, Прокофьев.
Для музыкального искусства этого времени характерна многотемность и присутствие различных стилевых направлений. Характерной чертой времени стало тяготение к камерности во всех жанрах. В симфонической музыке многочастный симфонический цикл перерождается в одночастную симфоническую поэму (Скрябин). Наблюдается синтез вокальных и инструментальных жанров (Рахманинов кантата «Весна»). Развивается жанр концерта в творчестве Рахманинова. Продолжает развиваться вокальная лирика и инструментальная миниатюра.
Рубеж XIX – XX веков связан с расцветом исполнительского мастерства в творчестве Рахманинова, Скрябина, Метнера, Игумнова, Есиповой, Зилоти, Сафонова, Гольденвейзера, Собинова, Шаляпина, дирижеров Черепнина и Рахманинова.
Русское музыкальное искусство этого времени обогатилось творчеством двух выдающихся композиторов: Скрябина и Рахманинова. В их творчестве по-разному отразилось ощущение грядущих перемен. У Скрябина – пафос творческой и героической личности, у Рахманинова – пафос весеннего пробуждения природы.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН
1872-1915
Выдающий композитор, пианист, в творчестве которого наиболее ярко отразилось смятение чувств в психологии русского общества на рубеже веков.
Скрябин родился в интеллигентной семье. Его отец – дипломат, мать – пианистка, блестяще закончившая Петербургскую консерваторию. С рождения Скрябин рос хрупким и изнеженным ребенком. Рано проявились его музыкальные способности. Общее образование он получил в кадетском корпусе, в котором он занимался с 1882 по 1889 год. Параллельно берет уроки теории музыки у Конюса, Танеева, фортепиано у Зверева.
В 1888 году Скрябин поступает в Московскую консерваторию по классам фортепиано и композиции. Заканчивает обучение в 1892 году по классу фортепиано. Класс композиции перестает посещать в связи с возникшими разногласиями с преподавателем А. Аренским.
Первое серьезное испытание (болезнь правой руки) заставляет его обратиться к религии. По окончании консерватории знакомится с Беляевым, который становится издателем его произведений и организует его первую поездку за границу.
Скрябин становится выдающимся пианистом своего времени. Его исполнительская манера привлекала одухотворенностью, изящностью, полетностью. С 1988 года Скрябин – профессор Московской консерватории. В 1903 году оставляет преподавательскую деятельность и посвящает себя творчеству. В это время он совершил концертную поездку за границу, посетил Италию, Францию, Швейцарию, США. Здесь же он создает свои лучшие произведения. В 1909 году возвращается в Россию.
В 1910 году композитор создает последние симфонические произведения, среди которых симфоническая поэма «Прометей». К этому же времени относится замысел «Мистерии». В 1915 году Скрябин скоропостижно скончался от заражения крови.
Музыка Скрябина говорит о мощи разума, силе творческой воли. Это объясняет господство праздничного, триумфального начала в его музыке. Трагедия не свойственна ей.
Искусство композитора возникло в обстановке грандиозных перемен. Своеобразная программа его творчества – революционное воздействие искусства (своего) на окружающую действительность – развивалась под влиянием философии субъективного идеализма (солипсизма). Реальный мир воспринимался им как порождение собственного сознания, поэтому вполне закономерны возникающие противоречия между демократической устремленностью композитора и элитарностью образов.
Традиции романтического искусства, в частности творчества Ф. Шопена, сказались в стремлении Скрябина к лирической фортепианной миниатюре. Но Скрябин унаследовал от Шопена лишь лирическую направленность, оставив в стороне жанровую и фольклорную основы.
Стремление к жанру симфонической поэмы, ораторской патетике связывает его с Листом, но его патетические образы не лишены полетности и прозрачности.
По-своему Скрябин применил и принцип программности, взяв за основу философскую тематику.
В русской музыке можно провести параллель с Чайковским в пылкой эмоциональности и завуалированной жанровости.
Тесная связь прослеживается с современными стилевыми направлениями: символизмом, импрессионизмом и экспрессионизмом.
Более значительна связь с символизмом, благодаря философско-поэтической символике, «непознаваемости» образов, использованию метафор и поиску «сверхидеала». Связи с импрессионизмом – в зыбкости колорита, в игре красок. С экспрессионизмом связывает эмоциональная неуравновешенность музыки.
Важна историческая заслуга Скрябина в развитии жанров симфонической и фортепианной музыки. В трех его симфониях нашли продолжение традиции лирико-психологического симфонизма Чайковского, героического симфонизма Бетховена, философского симфонизма Танеева.
В количественном отношении творчество Скрябина довольно обширно: 10 сонат для фортепиано, фортепианный концерт, пьесы, поэмы для фортепиано, симфонические произведения (три симфонии, «Поэма экстаза», «Прометей»).
Творчество композитора делится на три периода:
Томление |
Преодоление |
Достижение экстаза |
Мечта, статика, «высшая утонченность» |
Полет |
Утверждение радости, «высшая грандиозность» |
Музыкальный язык значительно усложняется. В мелодии появляются активные, повелительные интонации (темы воли, самоутверждения). Гармония связана с усложнением ладовых структур. Используется увеличенный лад, альтерированные гармонии доминанты, септаккорды, нонаккорды, внезапные тональные смещения. При этом смелость музыкального языка сочетается с простотой и ясностью форм.
Информация о работе Музыкальная литература 80х-90х годов XIX века