Музыкальная литература 80х-90х годов XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:14, лекция

Краткое описание

На рубеже 70х-80х годов XIX века начинается новый период в истории развития русской музыкальной культуры. Он представлен деятельностью трех поколений музыкантов:
композиторы 60х – старшее поколение: кульминация творчества Чайковского, зрелый период творчества Римского-Корсакова, поздний – Бородина;
новое поколение – композиторы 80х: Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Калинников, Ипполитов-Иванов;
молодое поколение – композиторы рубежа веков: Скрябин, Рахманинов, Метнер.

Вложенные файлы: 1 файл

RML_4_kurs.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Завершается симфония темой самоутверждения, символизирующей торжество могучей человеческой воли.

 

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ

1873 – 1943

 

Великий русский композитор, талантливый педагог, дирижер, видный общественный деятель.

Краткие биографические данные.

1873 – родился в селе  Онег Новгородской губернии;

1880 – учеба в младших  классах Петербургской консерватории;

1885 – младшие классы  Московской консерватории по  классу фортепиано у преподавателя  Зилоти;

1888 – старшие классы  Московской консерватории. Занимается  по классу фортепиано у Зилоти, по теории у Танеева, в классе  композиции у Аренского;

1891 – заканчивает консерваторию  по классу фортепиано;

1892 – заканчивает консерваторию  по классу композиции. Дипломная работа – опера «Алеко»;

1893 – постановка «Алеко»  в Большом театре. Пишет романсы, Музыкальные моменты, элегическое  трио «Памяти великого художника», симфоническую фантазию «Утес»;

1897 – провал в Петербурге 1й симфонии, кризис, работа в частной опере Мамонтова, дружба с Шаляпиным;

1899 – гастролирует в  Лондоне как пианист и дирижер;

1901 – создает 1й концерт  для фортепиано, кантату «Весна», две одноактные оперы «Скупой  рыцарь», «Франческа да Римини», прелюдии ор. 23;

1904-1906 – работа в Большом  театре в качестве дирижера;

1906 – поезда по городам  Италии, в Дрезден, создает 2ю симфонию  и симфоническую поэму «Остров  мертвых»;

1909 – возвращается в  Россию, пишет 2й концерт для фортепиано, прелюдии ор.32, две тетради этюдов-картин, поэму для оркестра, хора и солистов «Колокола», знакомится со Станиславским, Чеховым, Буниным, Неждановой, Собиновым;

1910 – работает инспектором  оркестра РМО;

1917 – едет в Швейцарию;

1918 – в США;

С 1930 живет в Швейцарии, 10 лет не сочиняет, работает только как исполнитель;

1926 – заканчивает 4й концерт  для фортепиано, вариации на тему  Корелли;

1936 – рапсодия на тему  Паганини (5й концерт для фортепиано  с оркестром);

1940 – симфонические танцы;

1943 – последний год  жизни композитора.

 

Творчество Рахманинова неотделимо от широкого круга явлений русского искусства конца XIX начала XX века. Здесь можно отметить ряд связей с различными видами искусств: живопись, литература, театр.

Множество творческих нитей связывает Рахманинова с Чеховым: лирика, задушевность, ненависть к равнодушному. Весьма значительна связь с Левитаном. Прежде всего, это проявляется в поэтическом восприятии природы. Мятежный, порывистый характер сближал его с Блоком.

Рахманинов проявил себя как многогранная личность: талантливый пианист – последователь Листа и Рубинштейна, известный симфонический дирижер. Не имея специального образования, он работал в частной опере Мамонтова, в Большом театре.

Обширно творческое наследие композитора: романсы, масса фортепианных произведений (прелюдии, этюды-картины, музыкальные моменты), три симфонии (d-moll, e-moll, a-moll), симфонические танцы, пять фортепианных концертов, хоровые, вокально-симфонические произведения («Весна», «Колокола», «Всенощное бдение»), три камерные оперы («Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини»).

Музыке Рахманинова свойственно сочетание различных эмоциональных состояний: мощный волевой подъем, героико-эпический пафос, настроение глубокого покоя, умиротворенная лирика.

В центре внимания Рахманинова – человек с его богатым и сложным внутренним миром.

Важное место занимают национально-эпические образы, и ведущим становится образ Родины. Он не писал программных произведений, исторических опер, но ощущение Родины вошло в его музыку вместе с опорой на традиции русской национальной культуры.

Лирика является основополагающим началом в творчестве композитора, но это лирика, окрашенная в поэтические тона.

Рахманинов – ярчайший композитор-мелодист.

    1. Мелодика композитора имеет различные истоки: лирическая народная песня, изысканный ариозный стиль, знаменный распев.
    2. В гармонии проявились национальная природа творчества: аккорды побочных ступеней, плагальные обороты, диатоника. Характерной чертой стиля стал специфический аккорд: VII43.
    3. Ритмика имеет активный, мужественный характер.
    4. «Колокольность» - типично национальная черта, проявившаяся в фактуре, гармонии, ритме и инструментовке (опосредованная передача колокольного звона).
    5. В поздний период творчества характерно появление темы смерти, связанной с мотивом dies irae.
    6. «Тихая» кульминация.
    7. Форма широкая, масштабная, инструментально насыщенная, рассчитанная на большую концертную аудиторию. Все произведения Рахманинова – грандиозные концертные полотна.

 

КОНЦЕРТЫ

 

Жанр концерта получил значительное развитие в конце XIX начале XX века. К нему обращались Чайковский, Глазунов, Аренский, Скрябин, Рахманинов. Причиной распространения стала блестящая концертная деятельность композиторов: Аренского, Скрябина, Рахманинова. У Рахманинова концерт становится ведущим жанром, так как в нем сконцентрировались основные черты его стиля.

Творческое наследие композитора включает четыре концерта для фортепиано и рапсодию на темы Паганини.

1й концерт fis-moll создан в 90е годы. Это раннее произведение композитора, в котором отразились традиции Грига, Шумана, Чайковского.

2й и 3й концерты c-moll и d-moll созданы в 1901 и в 1909 годах.

4й концерт (1926 год) начат  в России, закончен за рубежом. Произведение драматического характера.

5й концерт (Рапсодия на  тему Паганини, 1934 год) одночастный.

Все концерты, кроме 5го имеют три части, во втором и третьем главную роль играет солист, в 4м – оркестр.

Все концерты непрограммны, но в них, особенно во втором и в третьем присутствует скрытое содержание: тема художник и Родина, попытка проанализировать оппозицию: я и мир.

Эта тема раскрывается с двух точек зрения:

    1. с позиции автора, рассказчика;
    2. с позиции непосредственного участника событий.

В связи с этим, первая точка зрения имеет объективный характер, вторая – субъективный. Вся концепция строится на объединении, либо размежевании точек зрения.

 

КОНЦЕРТ № 2 c-moll

 

Оптимистическая идея произведения связана с прославлением радости жизни. Музыка сочетает драматические настроения и одухотворенную лирику.

Первая часть – сонатная форма со вступлением и кодой. Вступление имеет эпический характер с оттенком грозного, звучит в тональности субдоминанты. Яркие гармонии, остинатный бас создают ощущение колокольного звона. В заключение вступления формируется суровый октавный мотив, который будет иметь особое значение в дальнейшем развитии.

Главная партия одновременно сочетает лирическое и маршевое начало. Лирика связана с выразительной песенной темой, опирающейся на секундовые интонации. А маршевость ей придает четкий аккомпанемент. Так уже в главной партии дается сочетание объективного и субъективного начал.

Главная партия излагается в трехчастной форме. Ее средний раздел представляет выражение скрытой лирики (развитие секундовых интонаций). Реприза главной партии предельно концентрированная, краткая – активное выражение маршевого начала.

Связующая партия – краткий модулирующий переход из c-moll в Es-dur.

Побочная партия – страстная, мечтательная, романтичная. В отличие от главной партии, здесь быстро завоевывается кульминация. Для темы характерна импровизационность.

В процессе развития побочной партии появляется тема-спутник. Она более сдержанна, но достаточно выразительна и проникновенна.

Заключительная партия содержит два элемента: первый – виртуозное завершение побочной партии, второй элемент – измененный мотив вступления, суровый и решительный.

Разработка представляет собой сплав нескольких элементов:

    1. напряженный неустойчивый мотив главной партии;
    2. фигурация из развития главной партии;
    3. видоизмененный мотив вступления.

Все три элемента связаны воедино и развиваются по принципу единой динамической волны. В кульминации разработки на основе мотива вступления формируется маршевая тема, которая придает музыке активный патетический характер и подготавливает репризу.

Реприза главной партии, благодаря синтезу с маршевым мотивом, рожденным в разработке, приобретает уверенный, энергичный характер. В ней отсутствует лирический элемент. Средний раздел, наоборот, приобретает нежный, хрупкий оттенок и звучит у солиста.

Побочная партия дана в увеличении, в тональности As-dur. Она приобретает субъективно-отстраненный характер. В зоне побочной партии преобразуется мотив вступления. Он звучит в увеличении, приобретает лирико-мечтательный характер и выполняет функцию «тихой кульминации».

Кода возвращает динамику движения, но в целом, наблюдается спад напряжения. Таким образом, в первой части происходит окончательное размежевание контрастных начал: главная партия распадается на два контрастных образа, а побочная приобретает субъективную окраску.

 

Вторая часть – образец рахманиновской поэтичной лирики. Излагается в трехчастной форме. Музыкальное развитие опирается на одну тему.

Открывается вторая часть вступлением, в котором выделяются три раздела:

    1. хорального склада, звучит в оркестре, модулирующий переход их c-moll в E-dur;
    2. фигурации у солиста с эффектом полиметрии и скрытым двухголосием;
    3. секвенция у флейты.

Первый раздел трехчастной формы – редкий по протяженности образец сложного периода. Подобные масштабы достигаются благодаря длительному развертыванию неизменных интонаций.

Тема небольшого диапазона. Мелодический рисунок построен на вращении вокруг центра «gis». Она исполнена глубокого, безмятежного покоя. Особую полноту и насыщенность ей придает гармоническое освещение. Мелодическое и гармоническое своеобразие создает одновременно русский и восточный колорит.

Второе проведение темы – второе предложение сложного периода – звучит у солиста и завершается модуляцией в тональности доминанты.

В средней части созерцательная тема приобретает страстный, патетический характер. Непрерывное динамическое развитие подводит к скерцозному эпизоду и подготавливает виртуозную каденцию солиста.

Реприза возвращает первоначальное состояние.

Завершается часть большой кодой. Ее мелодия спокойна, благородна. Насыщенные гармонии, фигурации фактуры создают величественный и спокойный образ.

 

Третья часть – финал – предваряется обширным вступлением, в котором происходит модуляция из E-dur в c-moll. Уже во вступлении заложен основной характер музыки – ощущение радостного возбуждения.

Главная партия излагается в трехчастной форме и имеет скерцозный характер. Быстрый темп, танцевальный ритм создают ощущение стремительного потока.

Побочная партия имеет томный восточный характер (тонический органный пункт, гармонический мажор, ув2, хроматические интонации). Тема излагается в оркестре, а затем у солиста.

Заключительная пария своеобразного мелодического рисунка спокойно и умиротворенно завершает экспозицию.

Разработка имеет стремительный, бурный характер. Она включает два раздела: первый основан на развитии темы главной партии, изобилующей тембровыми и регистровыми контрастами; второй – энергичное фугато на материале главной партии.

Реприза предельно сокращена (8 тактов). Проведение темы главной партии становится кульминацией разработки. Побочная партия широко развита в тональности Des-dur.

Все развитее направлено к коде. Ей предшествует активный разработочный раздел. Основу коды составляет тема побочной партии, которая из лирической преобразуется в торжественный, ликующий гимн. При этом интонации побочной партии объединяются с главной партией. Таким образом, происходит объединение тематизма и утверждается оптимистическая идея произведения.

 

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

Будучи выдающимся пианистом своего времени, Рахманинов вошел в историю русской музыкальной культуры как блестящий фортепианный композитор. Его произведения представляют новый этап в развитии русской и мировой фортепианной музыки.

Информация о работе Музыкальная литература 80х-90х годов XIX века