Музыкальная литература 80х-90х годов XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:14, лекция

Краткое описание

На рубеже 70х-80х годов XIX века начинается новый период в истории развития русской музыкальной культуры. Он представлен деятельностью трех поколений музыкантов:
композиторы 60х – старшее поколение: кульминация творчества Чайковского, зрелый период творчества Римского-Корсакова, поздний – Бородина;
новое поколение – композиторы 80х: Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Калинников, Ипполитов-Иванов;
молодое поколение – композиторы рубежа веков: Скрябин, Рахманинов, Метнер.

Вложенные файлы: 1 файл

RML_4_kurs.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ЖАНРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ В 30е ГОДЫ.

 

Период формирования командно-административной системы управления значительно ограничил творческую деятельность. В искусстве насаждались идеи социалистического оптимизма, чувства гордости как реальными, так и иллюзорными завоеваниями общества.

В 1934 году съезд писателей утвердил ведущий метод в искусстве: социалистический реализм (правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии). Но живая практика не укладывалась в узкие рамки, поэтому требовалось либо насильственно «подгонять», либо «отлучать» произведение от советского искусства. Постоянное требование оптимизма вызывало негативное отношение к трагической теме. Наивысшим выражением отрицательных тенденций стали две статьи в газете «Правда» от 1936 года: «Балетная фальшь» и «Сумбур вместо музыки». В первой статье справедливой критике подвергся балет Шостаковича «Светлый ручей», во второй была дана негативная оценка опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Ее критиковали за «натурализм и формализм». Произведение было снято с постановки.

  1. Кантатно-ораториальный жанр – самый популярный в 30е годы. Помимо кантат-посвящений создавались весьма ценные образцы на исторические сюжеты: Прокофьев «Александр Невский», Шапорин «На поле Куликовом».
  2. Симфоническая музыка развивалась в традиционном направлении и была представлена следующими жанровыми разновидностями: лирико-эпическим (21 симфония Мясковского), драматическим (4, 6 симфонии Шостаковича), философским (5 симфония Шостаковича).
  3. Концертный жанр развивается в творчестве Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна.
  4. Камерно-инструментальный жанр представлен квартетами Мясковского, Шебалина, Прокофьева, Шостаковича.
  5. Музыкальный театр:
    1. Опера. Стремление к доступности привело к появлению нового жанра песенной оперы, лучшими образцами которой стали «Тихий Дон» Дзержинского, «В бурю» Хренникова, «Семен Котко» Прокофьева.
    2. Балет связан с неудачами Шостаковича («Золотой век», «Болт», «Светлый ручей»). Лучшим достижением стал балет Прокофьева «Ромео и Джульетта».
    3. Оперетта. Появляются отечественные образцы жанра: Дунаевский «Золотая долина», Александров «Свадьба в Малиновке».
  6. Музыка в кино. Широко развивается звуковой кинематограф. Лучшими достижениями стали фильмы Александрова с музыкой Дунаевского «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк»; режиссера Пырьева с музыкой Хренникова «Свинарка и пастух», режиссера Козинцева с музыкой Шостаковича «Трилогия о Максиме».
  7. Исполнительское искусство. Появляется ряд профессиональных исполнительских коллективов: государственный симфонический оркестр, государственная хоровая капелла, государственный оркестр народных инструментов, государственный духовой оркестр. Выделяются следующие исполнители: дирижеры – Гаук, Мравинский, Иванов, Мелик-Пашаев; пианисты – Гилельс, Зак, Флиер; скрипач – Ойстрах; виолончелист – Шафран.

 

РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ЖАНРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945).

 

В военный период в искусстве утверждается патриотическая идея. На первый план выходит жанры массовой культуры, но продолжают свое развитие и жанры профессиональной музыки.

Среди симфонических произведений ярким выражением чувств русского народа стали: симфония № 7 Шостаковича, симфония № 5 Прокофьева, симфония № 24 Мясковского, симфония № 2 Хачатуряна.

В оперном творчестве выделяется грандиозное полотно Прокофьева «Война и мир».

В жанре балета значительными достижениями становятся произведения Прокофьева «Золушка», Хачатуряна «Гаянэ».

 

РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ЖАНРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1946-1956).

 

Активному развитию профессионального искусства в послевоенные годы мешали негативные тенденции, проявившиеся еще в 30е годы: политизация, стремление к парадности, оптимизму, доступности. Критиковались лучшие достижения: 6 симфония Прокофьева, 8 симфония Шостаковича за усложненность формы и элитарность музыкального языка.

В постановлении ЦК ВКП(б) «Об опере Мурадели «Великая дружба»...» подвергается незаслуженной критике почти все, созданное художественной практикой в 50е годы, за исключением массовой песни и киномузыки. Поиск идеальной простоты и доступности заставил многих композиторов обратиться к жанрам детской музыки и кантатно-ораториальному жанру.

  1. Кантатно-ораториальный жанр. Здесь, помимо кантат-шаблонов, создаются яркие образцы: Прокофьев «Иван Грозный», Шостакович «Песнь о лесах».
  2. Симфония. В связи с постановлением интерес к жанру снизился. Шостакович «молчал» восемь лет. Лишь постановление 1956 года «Об исправлении ошибок…» дало возможность развитию жанра (Прокофьев Симфония № 7, Шостакович Симфонии № 9, 10).
  3. Камерная музыка обогатилась лучшими произведениями Мясковского, квартетами и фортепианным циклом Шостаковича «24 прелюдии ифуги».
  4. Музыкальный театр.
    1. Опера. В данный период выходит много слабых произведений. К немногочисленным удачам относятся «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева и «Укрощение строптивой» Шебалина.
    2. Балет. Происходит активное развитие жанра (Прокофьев «Сказ о каменном цветке», Хачатурян «Спартак», Глиэр «Медный всадник», Караев «Семь красавиц»).
    3. Оперетта. Дунаевский «Вольный ветер», «Белая акация». Милютин «Трембита».
  5. Музыка в кино. Дунаевский «Дети капитана Гранта», «Кубанские казаки», «Весна». Соловьев-Седой «Небесный тихоход», Мокроусов «Свадьба с приданным».
  6. Исполнительское искусство. Представлено творчеством Рихтера, Ростроповича, Когана, Светланова, Рождественского. Выдвигается плеяда молодых композиторов: Галынин, Щедрин, Молчанов, Эшпай, Б. Чайковский, А. Пахмутова.

 


Информация о работе Музыкальная литература 80х-90х годов XIX века