Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:17, курсовая работа
В работе самодеятельных (в современной терминологии "некоммерческих") хоровых
коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого определения:
руководство самодеятельным хором — сложная и ответственная работа, включающая
в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих. Репетиционная и
концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость
творчества, но и является систематическим тяжелым трудом, отнимающим много
сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного музыкально-
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор......................5
Особенности организации самодеятельного хора...................................6
Материально-техническая база и основные фонды..................................6
Реклама и информация...........................................................7
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА.....................7
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ..............................9
Руководитель хора как генератор традиций.......................................9
Организация занятий и методы разучивания репертуара............................9
Педагогическое значение хорового распевания...................................10
Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности..................11
"Педагогика сотрудничества"...................................................13
Психолого-педагогические особенности расположения хора........................14
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ........ 16
Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы....................16
"Фундамент музыкальности" или музыкальное обучение артистов хора..............17
КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ..........................19
Виды и особенности концертных выступлений.....................................20
ВЫВОДЫ........................................................................21
предлагается повторить за инструментом или голосом различные по высоте звуки
в пределах среднего отрезка диапазона голоса поступающего, повторить голосом
проигранное на инструменте несложное построение из трех-пяти звуков. Если
поступающий имеет музыкальное образование или опыт пения в хоре, упражнения
могут быть несколько усложнены. Например, поступающему предлагается на слух
определить несложные интервалы в мелодическом, а затем и в гармоническом
виде, построить голосом от заданного звука разные интервалы. В прослушивание
целесообразно включать хроматические построения.
Чувство ритма проверяется повторением несложного ритмического рисунка.
Если у пришедших
музыкальная подготовка, то
прослушивание целесообразно
этапов» На первом этапе можно ограничиться только общим знакомством с
поступающим, предложив ему начать посещать занятия хора, а через три-четыре
недели провести более тщательное знакомство с вокально-музыкальными данными и
только после этого окончательно высказать мнение о его пригодности для
участия в хоре. Нередко застенчивость, робость пришедшего на прослушивание
мешают выяснить его вокально-музыкальные данные. В этом случаев, как
исключение, можно попытаться провести эту работу в процессе репетиции хора.
Формировать состав хора без всякой проверки вокально-музыкальных данных
поступающих в хоровой коллектив нецелесообразно.
Следует заботиться о том, чтобы новые участники хорового коллектива не
снижали уровень исполнительского мастерства хора. С этой целью желательно
иметь подготовительную группу хора.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Руководитель
хора как генератор традиций
Важнейшим организационно-педагогическим вопросом в работе хорового коллектива
является создание традиций. Без интересных, разнообразных, крепких традиций
деятельность самодеятельного хорового коллектива недолговечна.
Главнейшей традицией хорового коллектива должна быть дружба его участников,
творческая атмосфера его деятельности. Традиции могут создаваться в различных
нормах: организация совместных вечеров отдыха, поездки за город, поздравления
с днем рождения участников хора, творческая дружба с самодеятельными и
профессиональными хоровыми коллективами, а также с композиторами и известными
артистами, поддерживание
контактов с бывшими
Организация занятий и методы разучивания репертуара
Самодеятельный хор должен заниматься регулярно в течение 10-11 месяцев в
году. Основной вид занятий хора — репетиция. В неделю проводится не менее
двух репетиций, каждая по 2-3 часа с 10-15-минутным перерывом. Репетиции
проводятся в точно намеченное время, обычно после основной работы участников
хора. Нередко выбор времени
для репетиций осложняется
артистов хора. В таком случае одна репетиция в неделю может проводиться
разновременно, с учетом сменной работы участников хора, а вторая репетиция
обязательно должна проводиться в выходной день, когда артисты хора могут
собраться все вместе. Иногда репетиции проводятся в обеденный перерыв или
между сменами. Такие репетиции должны быть исключением, так как они
изначально обладают невысоким педагогическим потенциалом и не могут
обеспечить значительного роста исполнительского мастерства хора.
Каждое занятие хора следует четко организовывать и планировать с учетом
долговременных творческих задач хорового коллектива.
Педагогическое значение хорового распевания
Репетиция, как правило, начинается с распевания —обязательной формы работы
самодеятельного хора. В профессиональных хорах распевание может не
проводиться, так как артисты-профессионалы должны являться на работу уже в
распетом (рабочем) состоянии. В самодеятельных хорах это исключено.
Распевание может проводиться одновременно со всем хором, по группам (женская,
мужская), по хоровым партиям. Распевание, проводимое со всем хором,
способствует организации начала занятий. Однако для достижения прочных
вокальных навыков целесообразно проводить распевание по партиям или группам,
в процессе распевания, которое обычно длится 10-20 минут, артисты хора помимо
разогревания голосового аппарата совершенствуют певческие навыки.
Следовательно, распевание преследует три основные задачи: разогревание
голосового аппарата, психологический настрой для вокально-хоровой работы и
совершенствование певческих приемов и навыков.
Начинать распевание целесообразно в среднем отрезке диапазона каждой хоровой
партии. Немаловажно учитывать структуру упражнений, особенно в начале
распевания.
Нецелесообразно начинать распевание в очень медленном или быстром темпе.
Упражнения в быстрых и медленных темпах необходимы только после того, когда
певцы уже приведут голоса в рабочее состояние и смогут заниматься
совершенствованием певческих навыков.
Вариантов упражнений может быть много. Руководитель хора должен уметь
подобрать для конкретного состава хора и решения конкретных педагогических
задач те или иные упражнения.
Необходимо, чтобы упражнения носили стабильный характер, так как
положительный результат возникает только при многократном повторении одних и
тех же попевок. Прочные навыки вырабатываются в результате длительных и
систематических тренировок.
Упражнения для распевания должны быть несложными для восприятия, удобными для
усвоения, лаконичными, предельно ясными и целенаправленными.
Подбор упражнений, интенсивность распевания определяются следующим:
происходит ли распевание перед выступлением хора или оно — часть очередной
репетиции. Если распевание предшествует концертному выступлению хора, то
имеет большое значение объем выступления: несколько произведений, отделение
или целый концерт. Чем короче выступление, тем значительнее должно быть
распевание. Недостаточная распетость хора отрицательно сказывается на
качестве исполнения. Не следует проводить длительное, напряженное распевание
перед концертом хора в двух или одном большом отделении, так как большая
певческая нагрузка артистов хора во время распевания может утомить их и
привести к потере певческой формы в процессе концерта.
Освоение руководителем методики и практики распевания необходимо для
правильной организации певческого воспитания хорового коллектива.
Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности
Основное репетиционное время отводится работе над репертуаром. Репетиции
условно можно подразделить на две группы: рабочие репетиции и репетиции перед
концертом. Две-три репетиции перед концертом хора должны включать, главным
образом, репертуар, который будет исполнен в концерте. Если выступление хора
состоит всего из двух-трех произведений, то непосредственная репетиционная
подготовка к выступлению может быть сокращена. Следует выделить репетицию в
день концерта. Помимо распевания в нее включается повторение наиболее сложных
фрагментов из исполняемого в концерте репертуара. Не следует стремиться
пропевать все произведения полностью. По времени репетиция в день концерта не
должна превышать один-полтора часа.
Методы организации рабочей репетиции хора во многом определяются уровнем
исполнительского мастерства
и музыкальной грамотности
выше этот уровень, тем меньше времени можно отводить на репетиции по хоровым
партиям. Низкий уровень исполнительского мастерства хорового коллектива
требует не только больше времени отводить занятиям по хоровым партиям, но и
организовывать занятия с отдельными певцами хора.
Организация рабочей репетиции определяется степенью сложности репертуара,
состоянием его освоения на данный момент.
Рабочую репетицию самодеятельного хора целесообразно проводить, используя
разнообразные формы ее организации (по партиям, группам, совместно).
Разнообразные формы оживляют содержание работы, вызывая меньшую утомляемость
участников хора. Наиболее целесообразно первую половину репетиции (один-
полтора часа) заниматься по партиям или группам хора, а после перерыва
предпочтительна общая репетиция, когда произведения, включенные в репертуар
хора, находятся на разной стадии освоения. На общей репетиции следует
работать над произведениями, уже прошедшими стадию разучивания по партиям или
группам хора. Группы хора могут состоять из различных партий. Разделение хора
на группы определяется спецификой
фактуры изучаемых
Помимо организации занятий качество репетиционной работы с хором зависит от
правильного выбора методов разучивания произведения. Детальная их разработка
определяется хормейстером в процессе подготовительного этапа работы над
произведением и составления тщательного и хорошо продуманного плана работы.
"Дирижер должен прежде всего усвоить простую истину, — пишет П.Г.Чесноков в
своём бестселлере "Хор и управление им" —...нельзя учить других
тому, чего сам не знаешь. Самое подробное и глубокое предварительное изучение
сочинения составляет долг дирижера".
Начинать работу над новым произведеньем целесообразно с общего знакомства с
ним артистов хора. Формы знакомства с новым произведением могут, быть
разными: можно сыграть произведение на фортепиано, прослушать его в записи.
Следует рассказать о его художественных достоинствах, кратко остановившись на
тех или иных вокально-хоровых сложностях, которые придется преодолевать хору
в процессе его разучивания. Главное — заинтересовать участников хора новой
работой.
Методы работы над репертуаром — повторение, вычленение, сопоставление
отдельных частей и всего произведения.
План работы хормейстера над каждым произведением включает в себя ближайшие
задачи, касающиеся очередной репетиции, и хорошо продуманную систему
различных этапов работы над каждым произведением репертуара хора вплоть до
полного его освоения. Художественному
совершенствованию
процесса не бывает предела, но сроки разучивания каждого произведения должны
иметь определенные границы. Для разучивания произведение следует разделить на
несколько частей. Очередность их разучивания может быть различной. Не
обязательно начинать работать
над произведением с его
репетиции разучивается несколько произведений, каждое из которых находится,
как правило, в разной стадии освоения, это объясняется различной сложностью
произведений, неодновременностью включения их в репетиционный процесс.
Поэтому на каждой репетиции должен решаться широкий круг учебно-методических
задач. Не следует на одной репетиции заниматься только самыми сложными
задачами в работе над репертуаром, а на другой наиболее простыми. Каждая
рабочая репетиция должна быть насыщена творческими задачами и носить
разнообразный характер их решения.
Руководителю хора следует помнить, что педагогические аспекты в работе над
репертуаром не следует отрывать от художественно-выразительного начала. На
начальной стадии освоения произведения преобладают педагогический и
технологический процессы, на заключительной — процесс художественно-
выразительный. На любом этапе работы над произведением хормейстер должен ясно
и четко формулировать задачи, стоящие перед хором. Нельзя повторять с хором
отдельный эпизод или произведение в целом, не объяснив коллективу, какие цели
и задачи решаются в процессе этого повторения.
Каждое разученное произведение с хором должно пройти стадию впевания —
процесс прочного закрепления
вокально-хоровых навыков и
приобретенных за время разучивания этого произведения. Ощущение хормейстером
степени впевания произведения достигается опытом работы с хором.
"Педагогика сотрудничества"
Репетировать с хоровым коллективом нужно интенсивно, эмоционально, энергично,
но не суетливо, чётко реагируя на реакцию хора. Хормейстер, работая с
самодеятельным хором, обязан всегда помнить, что он занимается с людьми,
добровольно и бескорыстно отдающими свое время любимому искусству.
В работе с хором недопустима грубость, раздражительность, невыдержанность.
Наряду с требовательностью к коллективу хормейстеру нужно уметь доброй шуткой,
мягким юмором смягчить порой
напряженную репетиционную
коллектива. Один из популярных принципов декларации статуса руководителя
самодеятельного хора — "Старший среди равных". При этом в деятельности
хора должна доминировать аксиома — и дирижёр и артисты хора делают одно
дело, все заинтересованы сделать его хорошо.
Психолого-педагогические особенности расположения хора
Успешная творческая деятельность хора во многом зависит от правильного
расположения его участников на репетициях и концертной эстраде.
Информация о работе Прикладные аспекты музыкальной педагогики