Прикладные аспекты музыкальной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

В работе самодеятельных (в современной терминологии "некоммерческих") хоровых
коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого определения:
руководство самодеятельным хором — сложная и ответственная работа, включающая
в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих. Репетиционная и
концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость
творчества, но и является систематическим тяжелым трудом, отнимающим много
сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного музыкально-

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор......................5
Особенности организации самодеятельного хора...................................6
Материально-техническая база и основные фонды..................................6
Реклама и информация...........................................................7
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА.....................7
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ..............................9
Руководитель хора как генератор традиций.......................................9
Организация занятий и методы разучивания репертуара............................9
Педагогическое значение хорового распевания...................................10
Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности..................11
"Педагогика сотрудничества"...................................................13
Психолого-педагогические особенности расположения хора........................14
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ........ 16
Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы....................16
"Фундамент музыкальности" или музыкальное обучение артистов хора..............17
КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ..........................19
Виды и особенности концертных выступлений.....................................20
ВЫВОДЫ........................................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 44.16 Кб (Скачать файл)

В самодеятельных хорах участвуют  певцы, имеющие не только различные  вокальные

данные, но и неодинаковую музыкальную подготовку и опыт пения в хоре. Помимо

этого они различаются  по возрасту, образованию, роду основной трудовой

деятельности, коммуникабельности, психологической адаптивности и  культурному

уровню. Успех репетиционной  работы хорового коллектива определяется  не только

вокально-хоровым мастерством  его участников, но и психологической  атмосферой в

хоровом коллективе. Особенно это относится к артистам хора, находящимся на

репетиции и концертной эстраде  рядом друг с другом. Они в первую очередь должны

ощущать дружескую эманацию внутри хоровой партии. Это необходимо учитывать

руководителю хора при  расположении певцов внутри каждой хоровой  партии.

Непонимание руководителем  исключительной важности этого аспекта  приносит

коллективу множество  неприятностей. При нахождении хотя бы пары певцов в

отношении конфликта руководителю следует принять все меры для его погашения или

вынесения за пределы хорового коллектива. Если в данный момент времени  это не

представляется возможным, то в процессе репетиции или концерта конфликтующие

певцы не должны располагаться  в зоне "личного пространства" друг друга.

"Собака не виновата, что она собака. Кошка не виновата, что она кошка. Просто не

следует сажать их в один ящик", — пишет Роберт Шоу в соей педагогической

монографии "Хор. Маленькие  инструкции". Безусловно, маэстро  утрирует,

но в этом высказывании заложен один из принципов, которым  должен

руководствоваться руководитель самодеятельного хора в подобных ситуациях.

Кроме психологического аспекта, при взаимном размещении артистов хора нужно

руководствоваться их вокальными данными. Голоса рядом находящихся  певцов

должны быть предельно  органичны между собой по тембру и силе. При

расположении певцов в хоровой партии следует учитывать не только вокально-

хоровые умения и навыки, но и музыкальную грамотность  участников хора.

Хороший результат, получается, когда вместе собрана группа певцов с хорошими

певческими и хоровыми навыками, но при этом не должны быть изолированы и

начинающие, малоопытные  артисты хора.

С целью успешного и  наиболее скорого преодоления отставания одних певцов от

других в самодеятельных хорах распространена система наставничества. К

опытному, музыкально грамотному певцу прикрепляются один-два  начинающих

артистов хора. На репетиции  они должны располагаться вместе. Такое размещение

певцов в хоровой партии создает благоприятные условия  для активного процесса

самообучения участников хора, способствует не только ускоренному  изучению

репертуара, но, что особенно важно, росту вокально-хорового мастерства

малоопытных участников хора.

В начинающих хорах случается  так, что опытных певцов очень  мало или их нет

совсем. В этих случаях  следует наиболее способных, голосистых певцов

располагать вместе, учитывая и их товарищеские интересы. Это  будет

способствовать быстрому созданию прочной основы хора.

Нередко новичков, пришедших  в опытный хоровой коллектив, располагают с краю,

с тем, чтобы в первое время  они, находясь в хоре, больше вслушивались в пение

своих опытных товарищей  и постепенно входили в исполнительский  процесс.

Необходимо, чтобы участники  хора располагались на репетициях и  концертной

эстраде в строго определенном руководителем хора порядке. Все  перемещения

певцов осуществляются только с разрешения и по указанию руководителя хора.

На концертной эстраде  следует вместе располагать артистов, хорошо спевшихся

друге другом в процессе репетиций. Наиболее квалифицированные певцы с

хорошими вокальными данными  размещаются в центре хорового коллектива.

     ОСОБЕННОСТИ  МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ  В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ

Под музыкально-педагогической работой в самодеятельном хоре подразумевается:

·       занятия  по постановке голоса (хоровой вокал)

·       обучение нотной грамоте;

·       обучение пению по нотам;

·       общая  музыкальная эрудиция.

Артисты большинства самодеятельных хоров слабо знают  нотную грамоту  и плохо

умеют петь по нотам. Исключение составляют артисты хора, имеющие  специальное

музыкальное образование. Наиболее высоких творческих результатов  возможно

добиться с хором, когда  его участники умеют петь по нотам  и владеют основами

элементарной теории музыки. Любители хорового пения чаще всего  неохотно

занимаются овладением музыкальной  грамотой, так как это требует

дополнительных усилий; поэтому  руководителю хора следует находить такие формы

и методы обучения нотной грамоте  и элементарной теории музыки, которые  бы

носили интересный, увлекательный, а не скучный, изнурительный характер.

     Некоторые методы  и приёмы музыкально-педагогической  работы

Существуют различные  педагогические приемы и методы  обучения музыкальной

грамоте и пению по нотам.

В нашей стране широкую  известность получила венгерская система  относительного

сольмизирования, основоположником которой является известный композитор и

педагог З.Кодай; болгарская система — "столбица", созданная еще в 20-е годы

Б.Тричковым; чешская (пальцевая) система профессора Ф.Лысека; немецкая школа

К.Орфа, создавшего систему всеобщего детского музыкального воспитания. Немало

различных пособий по методике обучения пению по нотам и нотной грамоте

создано и в нашей стране.

Однако, перечисленные системы и методы обучения главным образом рассчитаны на

детское музыкальное воспитание и плохо отвечают требованиям  в работе со

взрослыми коллективами.

В большинстве случаев  рекомендуется незамысловатая, но достаточно эффективная

система овладения навыками пения по нотам, заключающаяся в  том, что каждое

разучиваемое с хором  произведение на каждой репетиции нужно  петь по нотным

партиям (а лучше — по партитурам) с самого начала создания самодеятельного

хорового коллектива. Участникам хора раздаются на каждой репетиции  нотные

партии или партитуры (желательно отпечатанные) изучаемых хоровых  произведений

(нельзя начинать работать  с хором по плохо написанным  нотным партиям). Первое

время певцам, не знающим  нотной грамоты, хоровые партии (или  партитуры)

помогают следить за линеарным  движением мелодической линии, быстрее  осваивать

литературный текст. Реальное освоение музыкального материала на начальном

этапе происходит только с голоса хормейстера или с помощью музыкального

инструмента. В дальнейшем по мере приобретения артистами хора музыкально-

слухового опыта и овладения  начальными певческими навыками можно  отказаться

от дублирования хоровых  партий на музыкальном инструменте. Однако полностью

отказываться от подыгрывания на инструменте в процессе разучивания особенно

сложных элементов хоровых  сочинений не следует.

     "Фундамент  музыкальности" или музыкальное  обучение артистов хора

Помимо разучивания хорового репертуара по нотным партиям необходимо отводить

специальное время для  изучения базовых музыкальных дисциплин. Традиционно

проблематика музыкальной  педагогики в самодеятельных хоровых  коллективах

нацелена на формирование "фундамента музыкальности" у артистов хора,

включающего:

·       музыкальный  слух;

·       чувство  ритма;

·       нотную грамоту;

·       ориентацию в музыке (первичная эрудиция);

·       вокально-хоровое  исполнительство и хоровой вокал (индивидуальная

постановка голоса при  коллективной форме обучения).

Занятия по базовым дисциплинам (элементарной теории музыки, сольфеджио,

хоровому вокалу и т.д.) можно проводить после распевания хора, отводя для

этого 10-15 минут репетиционного времени.

Участники хора должны усвоить, что нотная запись фиксирует высоту и

длительность звука. Их следует  познакомить с основами метроритма, понятиями

лада, тональности, интервалами  и др. Теоретические сведения необходимо

систематически подкреплять  пением, чтобы как можно скорее накопить

минимальный запас слуховых ощущений, соотношений звуков по высоте и ритму.

Для обучения нотной грамоте  вновь приходящих в хоровой коллектив следует

использовать знания и  опыт старших участников хора (в  педагогической

терминологии —наставничество). Эту работу нужно проводить корректно и

последовательно.

Музыкально-педагогическая работа должна проводиться в хоровом  коллективе

систематически на протяжении всей его творческой деятельности. Очень важно,

чтобы она не носила наукообразный  характер, а преследовала чисто практические

цели, особенно на начальном  этапе. Каждый участник и коллектив  в целом должны

реально ощущать от такой  работы практическую пользу.

В процессе освоения хором  сложных по фактуре хоровых сочинений  следует

углублять музыкально-теоретические  знания его участников, знакомя их с

основами гармонии и полифонии. Исполнение произведений, изложенных в

различных музыкальных структурах, требует от участников хора знаний из

области музыкальной формы.

Исполняя произведения различных  эпох и народов, артисты хора должны иметь

представление о стилистических особенностях и жанрах музыки и т.д.

Следует подчеркнуть, что  самым важным навыком для артиста  хора является

умение чисто петь по нотам (сольфеджио) и со словами. Совершенствовать этот

навык необходимо постоянно  в процессе работы над хоровым  репертуаром и

специальными упражнениями.

Большую практическую пользу в развитии гармонического, ладофункционального

слуха и мышления участников самодеятельного хора приносят специальные

упражнения с элементами  хорового (гармонического) сольфеджио.

Различные несложные упражнения по хоровому сольфеджио для постепенного

развития у участников гармонического и ладофункционального слуха и мышления

могут (при необходимости) составить для своих коллективов  сами руководители

самодеятельных хоров.

Занятия по постановке голоса (хоровой вокал) должны проходить  по классической

методике пения, с академическими стандартами: диапазон, сила, тембр,

неутомляемость. Постановка голоса требует определенного времени, что

позволяет одновременно осваивать  предметы музыкально-теоретического цикла  на

смысловом уровне и тем самым решить проблему формирования "фундамента

музыкальности" артистов хора

    

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ

 

 

Концертно-исполнительская  деятельность — важнейшая часть  творческой работы

хорового коллектива. Она  является логическим завершением всех репетиционных и

педагогических  процессов. Публичное выступление хорового коллектива на

концертной эстраде вызывает у исполнителей особое психологическое  состояние,

определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Самодеятельные

артисты испытывают подлинную  радость от соприкосновения с  миром

художественных образов, интерпретаторами которых они являются. Творческий

контакт со слушательской аудиторией имеет очень большое значение для артистов

хора..

Каждое концертное выступление  хора должно быть тщательно подготовлено. Плохо

подготовленное выступление  хора, малое количество слушателей в концертном

зале порождает разочарование  участников хора, неудовлетворенность

деятельностью хорового коллектива. Неудачное выступление хора приносит

глубокие переживания  его участникам, а иногда приводит и к распаду

коллектива.

Концертно-исполнительская  деятельность хора является одним из активных

средств музыкально-эстетического  воспитания широкой слушательской аудитории,

поэтому очень важно, чтобы  во время концерта хора концертный зал не пустовал.

Для этого следует проводить  большую организационную работу. Распространение

билетов, организация рекламы  концертных выступлений - важнейшая  часть работы

совета хора. Этому должен уделять большое внимание и руководитель хора.

    

Виды и особенности  концертных выступлений

 

 

Виды концертных выступлений  хорового коллектива могут  быть различными как по

объему выступления, так  и по содержанию концерта. Наиболее распространенным

видом выступления  хора является участие его в сводкой концерте наряду с

другими творческими силами, когда хор исполняет 2-3  произведения. В таких

концертах выбор репертуара обычно определяется творческим замыслом режиссера.

Часто сборные концерты посвящаются  какому-то событию и имеют театрализованную

направленность. Руководителю хора нужно добиваться того, чтобы  репертуар хора

в таких концертах не был  одноплановым. Элемент контрастности репертуара

должен всегда присутствовать в концертных выступлениях.

Нередко хору приходится участвовать  в концертах-лекциях, концертах-встречах,

в которых главным действующим лицом является лектор или тот, с кем

встречаются в зале. В таких  выступлениях хору также важно иметь  успех, свое

творческое лицо.

Самым сложным видом концертного  выступления является самостоятельный  концерт

Информация о работе Прикладные аспекты музыкальной педагогики