Прикладные аспекты музыкальной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

В работе самодеятельных (в современной терминологии "некоммерческих") хоровых
коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого определения:
руководство самодеятельным хором — сложная и ответственная работа, включающая
в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих. Репетиционная и
концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость
творчества, но и является систематическим тяжелым трудом, отнимающим много
сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного музыкально-

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор......................5
Особенности организации самодеятельного хора...................................6
Материально-техническая база и основные фонды..................................6
Реклама и информация...........................................................7
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА.....................7
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ..............................9
Руководитель хора как генератор традиций.......................................9
Организация занятий и методы разучивания репертуара............................9
Педагогическое значение хорового распевания...................................10
Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности..................11
"Педагогика сотрудничества"...................................................13
Психолого-педагогические особенности расположения хора........................14
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ........ 16
Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы....................16
"Фундамент музыкальности" или музыкальное обучение артистов хора..............17
КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ..........................19
Виды и особенности концертных выступлений.....................................20
ВЫВОДЫ........................................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 44.16 Кб (Скачать файл)

хора в одном или  двух отделениях. Концерт в одном  отделении обычно длится до

одного часа. Когда концерт  состоит из двух отделений, то каждое отделение

обычно занимает 30-40 минут. В самостоятельном концерте хор  исполняет 20-25

произведений. Концертная программа  должна быть разнообразной. Это достигается

подбором разноплановых  произведений контрастных по художественным образам,

характеру музыкального материала, стилю изложения и т.д. Концертная программа

может быть построена или в хронологической последовательности, или по жанрам,

или по стилистической принадлежности составляющих ее произведений.

Руководитель хора при  составлении программы должен иметь  в виду, что интересу

слушателей к выступлению  хора должен возрастать к финалу концерта. Сверх

объявленной программы хору следует иметь одно-два произведения, которые могут

быть исполнены по настоятельным просьбам слушателей в конце концерта.

Особенно понравившееся  слушателям произведение из концертной программы

(продолжительные аплодисменты, скандирование "бис") можно  повторить в том

случае, если дирижер уверен, что при повторении оно прозвучит не хуже первого

исполнения.

Поведение дирижера хора на сцене, его артистичность, обаяние  в значительной

степени влияет на успех концерта.

За 10-15 минут до выхода на сцену желательно провести  стоя, в концертных

костюмах короткую 5-7-минутную настройку хора, во время которой следует спеть

одно-два упражнения, настраивающие  хор на начало концерта, а главное,

сосредоточить внимание коллектива к выходу на сцену, снять излишнее

напряжение, естественно  возникающее у певцов перед началом  концерта.

Концертно-исполнительскую  деятельность хора следует планировать. Количество

концертных выступлений  коллектива определяется его художественно-творческими

возможностями,  уровнем  исполнительского мастерства, качеством  и количеством

подготовленного репертуара. Нельзя выступать на концертной эстраде  с

недоученными или плохо  впетыми произведениями. Малое количество концертных

вступлений так же плохо, как и слишком большое. Практика показывает, что

подготовленный самодеятельный хор должен выступать не более 10-12 раз в год.

Каждое концертное выступление  хора должно анализироваться, обсуждаться  с

хоровым коллективом. Следует  отмечать положительные стороны, обращать

внимание на недостатки с  целью их устранения в дальнейшей концертно-

исполнительской деятельности.

    

ВЫВОДЫ

 

 

Работа дирижёра самодеятельного  академического хора сложна и многогранна.

Руководитель хора должен быть не только высококвалифицированным, одаренным

хормейстером и дирижёром, но и умелым, талантливым педагогом, организатором и

воспитателем. В противном  случае он не добьется ощутимых художественных

результатов, если не сумеет создать дружный, увлеченный коллектив

единомышленников, для которых  хоровое пение является важной духовной

потребностью.

Главной особенностью работы с самодеятельным хоровым коллективом  является

творческий процесс, прочно взаимосвязанный с процессами обучения, воспитания

и организации. В этом разрезе  педагогическую и психологическую  образованность

руководителя самодеятельного  хора невозможно переоценить.

Нынешний этап развития самодеятельного  хорового искусства переживает

серьёзный кризис по трём основным направлениям — экономический, социальный и

в определённой степени духовный. В этой ситуации проверяются на прочность не

только профессиональные качества руководителя, но и его, прежде всего,

педагогическое умение организовать коллектив, вывести его на должный

исполнительский уровень  и удержать от распада. И чтобы  при этом не пострадало

творчество.

Всё это представляет собой  проблемы прежде всего педагогического характера —

нужно научить людей петь в хоре, понимать, хор, любить хор  и, главное, — не

предавать хор ни при каких обстоятельствах.

    

Использованная литература и источники

 

 

1.    Б.В. Баранов, "Курс  хороведения", М., ПОП Музфонда, 2007

2.    П.Г. Чесноков, "Хор и управление им", М., Музгиз, 2007

3.    Э.М. Суханова, "Педагогика как наука и  искусство воспитания, Лекция, М.

МГУК, 2007

4.    Б.И. Тараканов, "Разработка положений по подготовке  специалистов в

сфере  менеджмента хорового искусства", М., 2007

5.    В. Морозов, "В  помощь педагогу-музыканту", М. Музыка, 2006

6.    С. Сагитов, "Методика музыкально-теоретического образования участников

коллективов хужожественной самодеятельности", М., Музыка, 2008

7.    С. Попов, "Организационные  и методические основы работы  самодеятельного

хора",  М., Профиздат, 2004

8.    Сеть ИНТЕРНЕТ, базы данных по музыкальной  педагогике.

    


Информация о работе Прикладные аспекты музыкальной педагогики