Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:36, дипломная работа
В основу курсовой работы положена гипотеза о том, если в процессе музыкального воспитания младших школьников используется слушание произведений композиторов-романтиков, то это будет способствовать развитию интереса к музыкальным занятиям.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в литературе по психологии, педагогике, методике музыкального образования и воспитания;
2. Изучить опыт работы в современных образовательных учреждениях по развитию интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания музыки композиторов-романтиков;
3. Провести диагностические мероприятия по выявлению уровня интереса детей экспериментальной группы к музыкальным занятиям;
4. Проверить экспериментальным путем возможности развития интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников………………………………………………………………..7
1.1.Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников……………………….7
1.2.Изучение современного педагогического опыта в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания произведений композиторов-романтиков………………………………………...11
1.3.Методические аспекты слушания музыки как вида музыкальной деятельности и средства развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников…………………………………………………………………………16
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков…………………………………………………………24
2.1.Диагностика уровня интереса младших школьников к музыкальным занятиям……………………………………………………………………………..24
2.2.Апробация некоторых форм работы по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков…………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………43
Приложение…………………………………………………………………………45
Структура констатирующего эксперимента состояла из двух разделов. В первом разделе детям было предложено анкетирование со следующими вопросами:
1. Как ты относишься к музыке?
а) люблю слушать музыку;
б) люблю петь;
в) равнодушно отношусь к музыке;
г) не нравится слушать музыку и петь;
2. Для чего музыка нужна в жизни?
3. Какие музыкальные произведения ты знаешь?
4. Какие из них самые любимые?
5. Где ты слушаешь музыку?
а) телевидение;
б) радио;
в) концерты;
6. Известны
ли тебе имена таких
а) Фридерик Шопен;
б) Феликс Мендельсон;
в) Роберт Шуман;
г) Эдвард Григ;
д) Ференц Лист;
е) Франц Шуберт;
7. Какой вид деятельности на уроке музыки ты предпочитаешь?
а) петь;
б) слушать;
в) играть на детских музыкальных инструментах;
г) беседовать о прослушанной музыке;
д) рисовать полюбившиеся образы в прослушанной музыке;
е) двигаться под музыку;
ж) играть или петь в ансамбле с учителем;
8. Занимаешься ли ты музыкой вне школы?
9. Если не занимаешься музыкой вне школы, то хотел бы?
10.Какую музыку предпочитаешь слушать?
а) эстрадную;
б) народные песни;
в) классическую;
г) джазовую;
д) рок-музыку;
11. Ты был на представлении в Музыкальном театре?
12. Что ты слушал в Музыкальном театре?
а) балет;
б) оперу;
в) концерт;
К некоторым вопросам были предложены варианты ответов.
Второй раздел констатирующего эксперимента представлял собой тестовое задание «Хочу дослушать». Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве музыкального материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов произведений разных жанров. Чтобы ситуация приобрела статус диагностической, мы намеренно прерывали музыку на кульминационном моменте звучания. Незавершенность музыкального образа вызывает у детей, по мнению психологов, с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность, ярко выраженную реакцию желания завершения прослушиваемой музыки. Поэтому, после остановки музыки на кульминации, дети должны были пометить знаком «+» тот фрагмент, который хочется дослушать до конца.
Критерии- признаки, по которым мы решили оценивать уровень интереса детей к музыкальной деятельности, следующие:
Содержание тестового задания:
1) Народная музыка:
«Калинка». Русская народная песня.
2) Классическая музыка:
Л. Ван Бетховен. Соната №1;
Ф.Шуберт. «Ave Maria»;
В.А. Моцарт. Реквием « Lacrimosa»;
Э.Григ. Лирические пьесы. «Шествие гномов»;
3) Эстрадная музыка:
«Песня о веселом ветре». сл. В. Лебедева- Кумача, муз. И.Дунаевского;
«Believe». Д.Билан.
Для оценивания уровня интереса детей диагностируемой группы к занятиям музыкой мы разработали следующие критерии:
При обобщении результатов проведения констатирующего эксперимента, мы учитывали тот фактор, что дети впервые выполняли предложенные задания.
За каждое выполненное задание первого и второго разделов, ребенок мог получить от 1 до 3 баллов, в зависимости от разработанных критериев.
В процессе обобщения результатов анкетирования учащихся диагностируемой группы мы получили следующие показатели:
На первый вопрос «Как ты относишься к музыке?» 13 детей ответили – «люблю петь и слушать музыку», 5 учащихся ответили, что любят только слушать музыку, т.е. 78,2% учащихся позитивно относятся к музыкальному искусству. 5 учащихся ответили, что им не нравится слушать музыку и петь, особенно это подчеркнул Вадько Николай. Он же в ответе на второй вопрос «Для чего музыка нужна в жизни?» ответил – «мне не нужна музыка». Остальные дети нашли разные варианты применению музыки в человеческой жизни, например:
- «музыка как бы красит происходящие события и радостные, и грустные»;
- «без нее нет смысла жить. Без музыки не бывает ничего»;
- «чтобы жизнь была красивой»;
-«она помогает настроению»;
-«чтобы жить»;
-«для радости»;
-«для развития слуха»;
-«для вдохновения»;
-«чтобы различать звуки природы»;
-«чтобы жизнь была веселей».
На третий вопрос «Какие музыкальные произведения ты знаешь?» не все дети смогли ответить. Из наиболее часто повторяющихся названий знакомых музыкальных произведений можно выделить Симфонию №5 Л. ван Бетховена, балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, балет «Конек - Горбунок» Р.Щедрина, хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки. Произведения композиторов-романтиков («Шествие гномов» Э. Грига, прелюдию №7 Ф.Шопена) назвали всего 7 учащихся, т.е. меньше трети класса.
Среди любимых произведений дети выделили образцы творчества русских композиторов. Это составило почти половину ответов, 8 учащихся предпочитают симфоническое творчество Л. ван Бетховена. И только трое детей, т.е. около 13%, среди любимых произведений назвали произведения композиторов-романтиков.
На вопрос №5 «Где ты слушаешь музыку?» Буглак Антон ответил - «нигде». Зато 13 детей, т.е. больше половины класса, слушают музыку по радио, телевидению, посещают концерты.
На шестой вопрос, связанный со знанием имен композиторов-романтиков, затруднились ответить 16 детей, это 70% учащихся, лишь одна девочка – Пономарева Катя знакома со всеми предложенными именами композиторов-романтиков.
Обобщая ответ на седьмой вопрос - «Какой вид деятельности ты предпочитаешь?» можно сделать вывод – подавляющее количество детей любит слушать музыку - 17 человек; 14 детей любят петь; 11 детей любят двигаться под музыку. Интерес вызывают беседа о прослушанной музыке и рисование полюбившихся образов в прослушанной музыке. Меньше всего дети испытывают любовь к игре на детских музыкальных инструментах и к игре в ансамбле с учителем. 2 мальчика – Буглак Антон и Тышлангов Сергей не заинтересованы ни в каком виде деятельности на уроке музыки. Зато Пономарева Катя занимается любыми предложенными видами деятельности на музыкальном занятии с удовольствием.
Всего четверо детей занимаются музыкой вне школы, но больше половины диагностируемой группы хотело бы заниматься.
На вопрос №10 «Какую музыку
предпочитаешь слушать?»
Больше половины детей побывали на спектаклях Ростовского Музыкального театра.
Результаты обобщения
второго раздела
№ |
Ф.И.О. учащихся |
Музыкальные фрагменты | ||||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 | ||
1 |
Косян Тамара |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
2 |
Веселов Владимир |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
3 |
Фалилеева Виктория |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Щербаков Сергей |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
5 |
Задорожная Мария |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
6 |
Мхитарьян Виктория |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
7 |
Вадько Николай |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
8 |
Кочалидзе Кристина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
Романенко Арина |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
10 |
Пономарева Катя |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
11 |
Салыев Ленар |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
12 |
Колосов Леня |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
13 |
Резаева Юля |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
14 |
Шумакова Эля |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
15 |
Зейналов Нижад |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
16 |
Терещенко Влад |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
17 |
Тышлангов Сергей |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
18 |
Долгополова Лида |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
19 |
Согомонян Нарек |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
20 |
Лимкин Алексей |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
21 |
Щелкун Анна |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
22 |
Буглак Антон |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
23 |
Ресненко Андрей |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Количество реакций |
13 |
17 |
13 |
12 |
7 |
15 |
21 |
Таким образом, песню «Believe» в исполнении Д.Билана (музыкальный фрагмент №7) предпочли бы дослушать 21 ребенок, т.е. 91,7% диагностируемой группы, в данном случае проявилась потребность к слушанию эстрадной музыки.
В итоговом подсчете мы смогли установить 3 уровня интереса к музыкальным занятиям – низкий, средний, высокий, согласно разработанным нами критериям. Низкий уровень обнаружился у четверых детей: Вадько Николая, Буглак Антона, Ресненко Андрея, Тышлангова Сергея. Это примерно 18% учащихся диагностируемого класса. Средний уровень продемонстрировали 15 учащихся, что составляет 64% диагностируемого класса. Высокий уровень показали четверо детей, среди которых Согомонян Нарек, Романенко Арина, Фалилеева Виктория, Кочалидзе Кристина, что составляет 18% диагностируемой группы. Подведение итогов констатирующего эксперимента подтвердило актуальность нашего курсового проекта.
2.2. Апробация некоторых
форм работы по развитию
По завершению обработки результатов констатирующего эксперимента мы разработали систему проведения развивающих занятий с детьми данного класса по проблеме курсового проекта. Целью формирующего этапа исследовательской работы являлось развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков. Для достижения названной цели мы использовали музыкальные занятия во время урока. Занятия проводились с той же группой испытуемых детей, которые участвовали в констатирующем эксперименте. Система развивающих занятий предполагала следующую тематику:
Тематика развивающих занятий с детьми
1) Ф.Шуберт. Серенада. Музицирование. Исполнение ритмического аккомпанемента к песне;
2) Р.Шуман. «Альбом для юношества». «Первая утрата». Работа с графическим аналогом ключей эмоций;
3) К.Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных». «Лебедь». Выполнение творческого задания;
4) Ф.Шопен. Революционный этюд;
5) Проведение контрольного промежуточного среза;
6) Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт». «В пещере горного короля». Движение под музыку. Творческое задание на воображение;
7) Ф.Мендельсон. «Песня без слов» g – moll. Ритмическая импровизация;
8) Ф.Шуберт. «Форель». Исполнение ритмического рисунка;
9) Р.Вагнер. «Кольцо Нибелунга». «Полет валькирий». Творческое задание;