Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:36, дипломная работа

Краткое описание

В основу курсовой работы положена гипотеза о том, если в процессе музыкального воспитания младших школьников используется слушание произведений композиторов-романтиков, то это будет способствовать развитию интереса к музыкальным занятиям.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в литературе по психологии, педагогике, методике музыкального образования и воспитания;
2. Изучить опыт работы в современных образовательных учреждениях по развитию интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания музыки композиторов-романтиков;
3. Провести диагностические мероприятия по выявлению уровня интереса детей экспериментальной группы к музыкальным занятиям;
4. Проверить экспериментальным путем возможности развития интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников………………………………………………………………..7
1.1.Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников……………………….7
1.2.Изучение современного педагогического опыта в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания произведений композиторов-романтиков………………………………………...11
1.3.Методические аспекты слушания музыки как вида музыкальной деятельности и средства развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников…………………………………………………………………………16
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков…………………………………………………………24
2.1.Диагностика уровня интереса младших школьников к музыкальным занятиям……………………………………………………………………………..24
2.2.Апробация некоторых форм работы по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков…………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………43
Приложение…………………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Конспект развивающего занятия №3

 

Тема:  К.Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных», «Лебедь».

Цель: продолжать знакомство с творчеством К.Сен-Санса и развитие интереса к музыкальным занятиям на примере творчества композитора.

Задачи:

Образовательная: Познакомить с новым произведением, дать понятие «сюита», закрепить понятие о средствах музыкальной выразительности.

Развивающая: Развивать музыкально-слуховые представления, навык активного восприятия музыки, характеристики средств музыкальной выразительности.

Воспитательная: Воспитывать культуру слушания, интерес к творчеству композитора.

 

Репертуар, задачи.

         Ход урока

        Наглядность

Вступительный рассказ  о жизненном и творческом пути К.Сен-Санса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание.

К.Сен-Санс. Сюита «Карнавал  животных», «Лебедь».

Познакомить с его  произведением, определять характер музыки, различать средства музыкальной выразительности.

К. Сен-Санс – выдающийся французский композитор-романтик, пианист, органист, дирижер, музыкальный писатель. Родился в Париже в творческой семье. В 13 лет поступил в Парижскую  консерваторию. Одно из его произведений - Сюита «Карнавал животных». Запишите что такое «сюита».

Сюита – это циклическое  произведение, состоящее из нескольких законченных пьес, разнообразных  по содержанию и следующих одна за другой по принципу контраста.

У. Сейчас мы послушаем  пьесу из этой сюиты, а после вы попытаетесь угадать название этого произведения. Могу только намекнуть, что это название птицы.

У. Каких вы знаете птиц?

Д. Воробей, голубь, дятел, лебедь, жаворонок, сова, орел.

Установочное  задание:

Послушайте внимательно  эту пьесу и определите ее характер.

Слушание:

Вопросы:

У. Какой характер музыки?

Д. Благородный, величественный, нежный.

У. Как двигалась мелодия?

Д. Плавно.

У. Какой здесь регистр?

Д. Верхний.

У. Какой ритм преобладает?

Д. Ровный.

У. Ребята подумайте, какой  птице посвящается эта пьеса?

Д. Лебедю.

У. Верно. А теперь запишите домашнее задание – нарисовать, слепить или сделать аппликацию лебедя.

Портрет композитора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудиомагнитофон, диск с  записью музыкального произведения.


 

 

 

 

 

Развивающее занятие №4

 

Тема: Ф.Шопен. «Революционный этюд» №12.

Цель: продолжение знакомства с творчеством Ф.Шопена и развитие интереса к музыкальным занятиям на примере творчества композитора.

Задачи:

Образовательная: Познакомить с новым музыкальным произведением, знакомить с выразительными средствами в создании музыкального образа.

Развивающая: Развивать музыкально-слуховые представления, формировать способность к размышлению о музыке в связи с жизнью, определению средств музыкальной выразительности.

Воспитательная: Воспитывать культуру слушания, формировать музыкально-художественный вкус.

 

Репертуар, задачи

         Ход урока

        Наглядность

Вступительный рассказ  о жизненном и творческом пути Ф.Шопена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание.

Ф.Шопен. «Революционный этюд» №12.Познакомить с произведением, определять характер музыки, различать средства музыкальной выразительности.

Фридерик Шопен –  великий польский композитор и пианист. Музыкальное дарование Шопена проявилось рано. В 19 лет уехал из Польши с  целью проведения концертного турне. И по дороге из Вены в Париж получил известие о том, что в Польше вспыхнуло восстание, и его друзья просят Шопена не приезжать на родину. Под впечатлением этого события композитор сочинил этюд, в котором воплотил чувство гнева, досады, отчаяния за свой народ. Это произведение получило название «Революционный этюд»

Установочное  задание:

Послушайте внимательно  это произведение и определите его  характер.

Слушание:

Вопросы:

У. Какой характер у  этого произведения?

Д. Тревожный, порывистый, стремительный.

У. Какая динамика в  этом произведении?

Д. mf и f .

У. Какой здесь темп?

Д. Быстрый.

Портрет композитора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудиомагнитофон, диск с  записью музыкального произведения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6

 

 Контрольные задания  для проведения контрольного промежуточного среза

 

1. Известны  ли тебе имена таких композиторов, как:

а) Фридерик Шопен;

б) Эдвард Григ;

в) Франц Шуберт;

г) Роберт Шуман;

д) Шарль Камиль Сен-Санс;

е) Феликс Мендельсон.

 

2.Какой вид  деятельности на последних уроках музыки тебе понравился больше?

а) петь;

б) слушать;

в) играть на детских музыкальных  инструментах;

г) бедовать о прослушанной музыке;

д) рисовать полюбившиеся образы в прослушанной музыке.

 

3. Какие музыкальные  произведения из прослушанных на последнем уроке тебе понравились больше?

а) «Лебедь», К. Сен-Санс;

б) «Серенада», Ф. Шуберта;

в) «Первая утрата», Р. Шумана.

…………………………………………………………………………………………..

«Веселый крестьянин», Р.Шуман.

 

1. Характер произведения  – 

2. Регистр – а) нижний; б) средний; в) верхний

3. Ритм – а) ровный; б) пунктирный; в) сочетание ровного  и пунктирного.

4. Движение мелодии  – а) скачкообразное;  б) поступенное.

5. Динамика – а)  очень тихо; б) тихо; в) не очень  громко; г) громко.

…………………………………………………………………………………………..

Проставь очередность прослушиваемой музыки


 «Революционный этюд»,  Ф. Шопен.   

 

«Серенада», Ф. Шуберт.



«Лебедь», К. Сен-Санс.

           

 

 

                                                                                                            Приложение № 7

 

Образцы выполненных  заданий в ходе контрольного промежуточного среза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           Приложение № 8

 

Динамика результатов проведения экспериментов

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков