Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 482.26 Кб (Скачать файл)

Средства музыкальной выразительности

Основные характеристики музыкальных средств

Лад

Мажор (радостно), минор (печально)

Темп

Быстро, умеренно спокойно, медленно


 

 

- Какой лад музыки будет  отражать шутовской характер  Петрушки? /дети отвечают, мажор/.

- Какой лад  раскрывает  трагичность события? /ответы детей - минор/

- Какой темп будет у  музыки, в случае праздника и  трагедии? /ответы детей – быстро  и медленно/

Учитель раскрывает перед учащимися таблицу, заранее приготовленную на передвижной доске маркером.

Сравнительная характеристика

литературного и музыкального образа Петрушки

 

Литературный образ Петрушки

Музыкальный образ Петрушки

на празднике

в момент трагедии

на празднике

в момент трагедии

 

 

Веселый, озорной скоморох, шут, клоун

 

 

Способен страдать, переживать, ревновать

Характер музыки

задорно

празднично

шутовски

затейливо

с отчаянием

тревожно

угловато

неуклюже

Лад музыки

мажор

минор

Темп

быстро

медленно


 

 

Физическая минутка.

(Частушки про масленицу исполняют с движениями)

В понедельничек сплели

Из соломы куклу мы.

Это ж Масленица пришла!

Весна зиму прогнала!

 

Мы во вторничек гуляли,

Невест, суженых искали.

Это ж Масленица пришла!

Весна зиму прогнала!

 

Среду лакомкою кличут.

Всех блинами потчуют.

Это ж Масленица пришла!

Весна зиму прогнала!

 

А в четверг на разгуляй

На санях каталися…

Это ж Масленица пришла!

Весна зиму прогнала!

 

А на тещины вечерки

Накормил зятечек тещу.

Это ж Масленица пришла!

Весна зиму прогнала!

 

Мы в субботу у невестки

Много пили, сладко ели.

Это ж Масленица пришла!

Весна зиму прогнала!

 

В воскресение – прощали,

Из соломы – куклу жгли.

Это ж Масленица пришла!

Весна зиму прогнала!

 

Учитель: А теперь давайте сравним, совпадает ли созданный нами музыкальный образ с музыкальным образом И. Стравинского.

Учитель включает аудиозапись с фрагментами «Русская» и «У Петрушки» из балета «Петрушка» И. Стравинского.

Обучающиеся слушают.

Учитель: Давайте обратимся к нашей сравнительной таблице. Скажите, совпадает ли созданный нами музыкальный образ Петрушки с музыкальным образом И. Стравинского? /ответы детей - да/.

Учитель: Еще раз, давайте вспомним, на каком празднике разворачивается действие? /ответ детей – на Масленицу/.  

Учитель: Масленица – обрядовый славянский праздник, который возник в глубокой древности и дошел до наших времен.

- Чему посвящен этот  праздник? /дети отвечают – проводам  зимы и встрече весны/.

Учитель просит посмотреть на экран, на кротом изображена картина Б.М. Кустодиева «Масленица».

- Что является символом  праздника? /наводящий вопрос учителя  – что пекут на масленицу?/ /ответ детей - блины/.

- Почему именно блины  – символ масленицы? /наводящий  вопрос учителя – на что  похож блин?/ /ответ детей –  на солнце/.

Учитель:

- Верно. Солнце – символ  наступающей весны, пробуждения  природы после зимнего сна. Во  всех домах на масленицу ели  блины. А давайте-ка разучим песню про блины, но сначала давайте прослушаем песню.

Вокально – хоровая работа.

Учитель на синтезаторе исполняет песню.

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

«Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы».

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Распевка.

Вместе с учителем дети разучивают первый куплет.

Учитель: Песнями, танцами, горячими блинами закликали люди красавицу весну.

Учитель вызывает в центр класса 4-ех учащихся. Раздает им шумовые музыкальные инструменты – бубен, трещотку, ложки и мельницу. Проводит инструктаж.

Остальные учащиеся берутся за руки, начинают ходить по кругу вместе с учителем и исполнять песню. Класс исполняет первый куплет под музыкальное сопровождение шумовых инструментов.

Учитель просит всех сесть на свои места.

Итог урока.

Учитель:

- Итак, ребята, ответьте мне  на самый главный вопрос, который  я задавала вам в начале  урока. Можем ли мы на основе  литературного образа (либретто) представить  музыкальный образ? /ответы детей  – «да»/.

Рефлексия

Учитель:

- С какими литературным  и музыкальным произведениями  мы сегодня познакомились? /дети  отвечают – с либретто А. Бенуа  и фрагментами «Русская» и  «У Петрушки» из балета «Петрушка»  И. Стравинского, с русской народной  песней «Блины» /

-  Какими видами деятельности  мы сегодня занимались? /дети отвечают: слушали музыку, разучивали куплет, анализировали либретто, воображали  музыкальный образ, играли на  шумовых музыкальных инструментах/

Домашнее задание (дифференцированное)

1. Повторить первый куплет  русской народной песни «Блины»  и выучить два остальных куплета.

2. Нарисовать Петрушку  или Масленичные гуляния (по желанию).

Звенит звонок.

Учитель:

- Большое спасибо ребята, за работу на уроке. Вы все  сегодня отлично потрудились. Я  довольна вами. Уходя из класса, оставьте на этом рояле нотки. Если урок вам понравился, вам  было интересно, прикрепите нотку  к белому роялю, если вам было  скучно и не интересно, к черному.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Тема: "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ"

Учитель:

Методист:

Цель урока: Закрепить полученные учащимися на прошлых уроках знания о чешской и венгерской музыке и познакомить с музыкой Италии.

Задачи:

  • обогащение представлений учащихся об истории, быте и специфических особенностях музыкального искусства разных народов мира;

  • развитие и активное накопление интонационно-слухового запаса учащихся;

  • развитие и обогащение исполнительских возможностей учащихся и их музыкальной культуры;

  • воспитание у школьников интереса, любви и уважения к музыкальной и общей культуре народов мира.

 

Ход урока

 

1. Организационный  момент.

Учитель: Здравствуйте ребята.

2. Повторение и  закрепление пройденного.

Учитель: О чём мы говорили, на прошлом уроке? ( о народных музыкальных инструментах)

С какими инструментами вы познакомились? ( рожок, рубель, трещётка, ложка)

3. Формулировка  темы: 

Учитель: Послушайте, пожалуйста, фрагменты музыкальных произведений. Есть ли сходства и различия между этими произведениями? И музыкой этих народов и музыкой русского народа?

(Учащиеся  слушают и узнают грузинский  народный танец “”, молдавскую  песню-танец “”)

Учитель: Какие?

Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой грузинского и молдавского народа.

Сейчас, я хочу, чтобы вы представили, что вы очутились в солнечной , Грузии. Вас встречают ее весёлый народ! (Фрагмент о грузинском народе и его музыки)

Попытайтесь изобразить свой танец под грузинский народный танец «».

Учитель: Молодцы! Весело, задорно и радостно исполнили “”.

Какая это мелодия по характеру? (Красивая, мягкая, спокойная, плавная и т.д.)

Как известно, грузинский народ очень гостеприимный. Но случись что-то, мужчины смело идут на защиту своей Родины, своей семьи. Сегодня мы с вами разучим начало песни «Три танкиста». (Катюша)

Учитель: О чем поется в песне?

 

Учитель: Большая часть Италии расположена на Апеннинском полуострове, в центральной области Средиземноморья. Эти богатейшие земли с древности притягивали к себе народы из других регионов. Здесь строились, расцветали и угасали прекрасные города. Вклад, который внесли итальянцы в европейскую и мировую культуру, переоценить невозможно. Уже много веков созданные ими шедевры архитектуры, живописи, музыки и литературы восхищают человечество.

Природа Италии (ослепительно-лазурное небо, изумрудная зелень рощ, кристально-прозрачные альпийские озера, сиреневый на закате конус Везувия) воспета в прозе и поэзии, о ней сложено много песен.

– Италия-страна, где очень любили и любят пение, где родились и жили многие прославленные певцы. Может быть, кто-нибудь из вас слышал итальянское слово бельканто, что в переводе означает “прекрасное пение”, т. е. для бельканто характерны распевность, мелодичность вокального исполнения, красота звучания.

– Яркий пример бельканто – голос знаменитого итальянского певца Робертино Лоретти.

Слушание песни в его исполнении

Учитель:

– Русские композиторы, художники и писатели всегда интересовались жизнью, бытом, литературой и музыкой народов других стран мира. Многие русские композиторы и музыканты бывали в Италии. Был в Италии П.И.Чайковский (мы уже знаем его “Неаполитанскую песенку”) /Наиграть/.

Информация о работе Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах