Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 12:34, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день использование внеклассных уроков в школе являются эффективным средством формирования гармонично развитой личности при условии использования методов беседы о музыке и занятий в хоре как одного из видов коллективной творческой деятельности.
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству.
- В игре на музыкальных инструментах формируются навыки звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения.
3.Знания об
– влияние музыки на учащихся, в том числе и на себя.
3.В музыкально –
- импровизировать,
- сочинять музыку по заданным параметрам: ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и др. моделям.
3.В музыкально –
происходит развитие навыков вариантного повторения заданного мотива, импровизации заключительной каденции мелодии, ритмического рисунка, мелодии в малообъемных ладах на основе предложенных мелодических оборотов.
1.3 Внеклассные занятия
по музыке как форма
Как говорилось ранее, под дополнительным музыкальным образованием понимаются различные формы внеклассной и внешкольной работы, преемственно связанной с общим музыкальным образованием, осуществляемых на уроках музыки [2, с.220].
Это образование можно охарактеризовать как «образование по выбору, свободное, неформальное образование, в котором педагог гармонизует образовательный путь с природой ребенка, его интересами, потребностями и способностями» [14, с.5].
Дополнительное музыкальное образование осуществляется в соответствующих профилированных учреждениях: детские музыкальные школы, школах искусств, а так же музыкальных кружках, клубах, студиях, которые могут быть созданы как на базе многопрофильных внешкольных учреждениях (например, в Центрах творчества детей и подростков), так и на базе общеобразовательных школах, гимназий, лицеев [2, с.220].
Специфика учреждений дополнительного образования детей, как отмечает И.В.Калиш, заключается в следующем:
– обучение должно удовлетворять познавательный и творческий интерес каждого ребенка (обучение в общеобразовательной школе ориентировано на социальный заказ — стандарт, на определенный уровень знаний);
– выбор объединения, занятия, удобного режима работы, группы сверстников осуществляется самим ребенком. Следовательно, учащийся выступает главным «заказчиком» и субъектом дополнительного образования (в общеобразовательной школе выбор традиционно осуществляется со стороны учителя);
– процесс обучения носит неформальный характер, он основан на природе развития ребенка; акцент ставится на передаче опыта «старшего — младшему» в процессе деятельностного общения;
– специфика неформального общения предъявляет особые требования к личностным качествам педагога дополнительного образования;
– педагог, вследствие отсутствия образовательного стандарта, имеет возможность строить образование по принципу «процесс ради процесса», когда процесс — тоже результат [14, с.6 – 7].
Таким образом, дополнительное образование, по своей сути, является одной из наиболее ярко выраженных форм личностно ориентированного музыкального образования.
Музыкальная деятельность детей в рамках дополнительного образования может осуществляться и во внеклассной, и во внешкольной работе. Цель такой работы заключается в предоставлении каждому ребенку возможности реализовать свои музыкальные интересы и потребности в той или иной области музыкального искусства и, тем самым, способствовать развитию музыкальной культуры в избранном им направлении.
Важнейшим условием эффективного развития музыкальной культуры ребенка в процессе внеклассной и внешкольной работы становится сопряженность нескольких линий ее развития, идущих, во-первых, от урока музыки как основной формы музыкального образования; во-вторых, от музыкальной жизни школы с ее особыми, присущими только ей музыкальными традициями, формами музицирования, атмосферой в целом и, в-третьих, от самого ребенка: от его музыкальных предпочтений, склонностей, опыта музыкальной деятельности, включенности музыки в его повседневную жизнь; наконец от предпочтений музыканта-педагога.
Успех деятельности в любой из форм дополнительного музыкального образования зависит также от таланта и усилий преподавателей музыки, от отношения школьной администрации: директора школы (гимназии, лицея), заведующего учебной частью и воспитательной работой, учителей-предметников и даже заведующего хозяйственной частью, понимания ими больших возможностей творческого развития детей, фантазии, воображения, эстетического вкуса, формирования музыкальной и общей культуры, таких качеств личности, как коллективизм, ответственное отношение к общему делу и др.
В педагогической теории и практике сложилось множество самых различных форм внеклассных и внешкольных музыкальных занятий[1]:
внутришкольные:
а) коллективные занятия (хоры, оркестры, вокальные, инструментальные
ансамбли и др.);
б) индивидуальные занятия (вокал, обучение игре на инструменте и пр.);
внешкольные:
а) хоровые студии, детские музыкальные театры, клубы, детские филармонии и др.;
б) детские музыкальные школы, детские школы искусств.
При всем многообразии существующих форм все они основаны на принципе добровольности. Поэтому первейшая задача учителя музыки — увлечь детей той или иной формой занятий с тем, чтобы первоначально возникший у них интерес перерос в устойчивое, ясно осознаваемое учащимися желание участвовать во внеклассной или внешкольной музыкальной работе [2, с.221].
Особое место в системе внеклассной и внешкольной работы занимают детские музыкальные школы, которые, как уже было сказано, называются теперь музыкальными учреждениями дополнительного образования детей. Они могут иметь самостоятельный статус внешкольного музыкального учреждения или создаваться на базе общеобразовательного учебного заведения.
Детские музыкальные школы призваны решать двоякую задачу: давать учащимся систему музыкальных знаний, умений и навыков, целенаправленно расширяя и обогащая музыкальный опыт, приобретаемый ими на обязательных уроках музыки, и в то же время готовить наиболее одаренных из них к последующей профессиональной музыкальной деятельности. Такие школы служат тем базисом, на котором строится в дальнейшем профессиональное музыкальное образование. Программы музыкальных школ включают в себя комплекс музыкально-исполнительских, музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин. Тем самым достигается всесторонность музыкального развития учащихся.
Говоря о формах внеклассной и внешкольной работы, нельзя не сказать и о регулярно проходящих в нашей стране музыкальных, смотрах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, благодаря которым дети получают возможность выступать на лучших сценах города, проводящего такие праздники. Подобные формы работы позволяют не только выявлять новые музыкальные таланты, но и распространять лучший музыкальный опыт организации внеклассной и внешкольной музыкальной работы.
Музыкальные конкурсы, фестивали, смотры часто организуются с помощью радио, телевидения, что дает возможность познакомиться с лучшими образцами детского музыкального творчества во всех регионах страны.
В целом внеклассная и внешкольная музыкальная работа призвана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединяясь с ними прежде всего целью, ведущими задачами и принципами музыкальною образования. Эта работа представляет собой открытую систему, чутко реагирующую на музыкальную жизнь страны и мира в целом, на внутришкольные события, на конкретно выраженные музыкальные интересы и потребности детей разного школьного возраста [1, с.154 – 155].
Далее представлена таблица, в которой отмечены обучающие задачи, задачи развития и воспитания на внеклассных занятиях по музыке.
Таблица №2
Внеклассные занятия по музыке
Обучающие задачи
Задачи развития
Задачи воспитания
– сформировать основы музыкальной культуры;
– заложить основы гармонического музыкального развития;
– приобретение опыта восприятия окружающего мира в музыке.
–развитие музыкальных способностей;
– развитие творческих способностей детей с помощью различных видов музыкальной деятельности;
– развитие музыкально-эстетического сопереживания как основы музыкально-эмоциональной культуры;
– развивать способы познания, как своего эмоционального состояния, так и состояния другого человека средствами музыки.
– воспитание любви и интереса к музыке;
–обогащение музыкальных впечатлений;
– воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку;
– эстетическое воспитание личности;
– воспитание основ музыкально-эмоциональной культуры;
– формирование общей духовной культуры.
Глава 2. Решение задач формирования гармонично развитой личности на внеклассных занятиях по музыке
На базе МОУ ДОД ДМШ №4 Петропавловск-Камчатского городского округа была проведена экспериментальная работа по выявлению эффективности формирования гармонично развитой личности. В нее вошли беседы о музыке и коллективная творческая деятельность.
2.1 Выявление критериев и показателей эффективности формирования гармонично развитой личности
С целью проверки эффективности гипотезы нашего исследования заключающейся в том, что внеклассные занятия по музыке являются эффективным средством формирования гармонично развитой личности, было проведено экспериментальное исследование. В нем участвовало 16 детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная работа включала два этапа: констатирующий и формирующий.
На констатирующем этапе эксперимента были проведены:
а) беседа с детьми;
б) тестирование.
В задачи констатирующего этапа входило:
1. Определение уровня музыкальных знаний;
2. Выявление наличия интереса,
определенных пристрастий и
3. Определение музыкальных способностей.
Формирующий (обучающий) эксперимент предусматривал знакомство с шедеврами музыкального искусства и исполнение высокохудожественных произведений.
В задачи формирующего эксперимента входило:
1. Привить любовь и
уважение к музыке как
2. Научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
3. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
4. Обучить основам музыкальной грамоты;
5. Сформировать потребность в общении с музыкой.
Для этого были проведены следующие мероприятия:
1. Цикл бесед о музыке (с периодичностью один раз в месяц);
2. Занятия по хору (один час в неделю) в течение учебного года.
В ходе констатирующего эксперимента необходимо было определить степень музыкальности детей, уровень знаний младших школьников в области музыки; выявить заинтересованность школьников в слушании и исполнении музыкальных произведений. В начале учебного года была проведена анкета для детей.
Вопросы анкеты:
1. Как ты думаешь, что такое музыка?
2. Какую музыку предпочитаешь слушать? Почему?
3. Какие музыкальные стили, направления тебе знакомы?
4. Всем ли нужна музыка?
5. Разговаривают ли в Вашей семье о музыке? Как часто?
6. Какую музыку предпочитают слушать в Вашей семье?
7. Может ли музыка плохо воздействовать на человека?
8. Чем отличается «классическая» музыка от «современной»?
9. Какие песни ты знаешь?
10. Любишь ты петь дома? Что поешь?
11. Для чего необходима классическая музыка? Что она дает?
12. Какие музыкальные
Так же для выявления музыкальной грамотности были использованы методики Л.В. Школяр:
1. «Музыкально-жизненные ассоциации»
Методика предполагает ответы на вопросы по какому-либо незнакомому произведению (например, М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»):
– Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?
– Где в жизни могла звучать эта музыка и как могла повлиять на людей?
– О чем рассказывает музыка и как рассказывает, каковы ее выразительные средства?
2. «Открой себя через музыку»
Детям предлагается музыкальное произведение и с ним связываются три задания (например, П.И. Чайковский «Зима»):
– дети ставятся в позицию «собеседника музыки»: она им о чем-то повествует и они должны затем рассказать о своих чувствах, о том, что в них родилось во время диалога;
– второе задание предполагает раскрытия ребенком музыкального содержания в пластике, в движении;
– третье задание связано с воплощением «самого себя» в рисунке, самооценка, а музыка выступает здесь как источник, содержательный повод.
Анализ данных по выявлению уровня музыкальных способностей нами измерялась по трехбалльной системе:
– высокий оценка ставится, если учащиеся точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали, прочувствовали настроение и характер произведения;
– средняя оценка – если были какие-то неточности в передаче образа, ребенок был малоэмоционален, стеснялся;
– низкая оценка - если ребенок неверно определил задуманный композитором персонаж, был скован в проявлении эмоций.
Качественный анализ содержания каждой методики осуществляется по следующим критериям развития музыкальных способностей, представленных в таблице № 3.
Таблица № 3
Критерии развития музыкальных способностей
Высокий
Средний
Информация о работе Роль внеклассных занятий по музыке в школе