Роль внеклассных занятий по музыке в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день использование внеклассных уроков в школе являются эффективным средством формирования гармонично развитой личности при условии использования методов беседы о музыке и занятий в хоре как одного из видов коллективной творческой деятельности.
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

 

На доске рисунки с изображениями персонажей, которые расположены в свободной форме — как на карнавале — но последовательность расположения героев выдержана и связана с последовательностью звучания пьес.

 

— Итак, ребята, карнавал открывает шествие Королевских львов (звучит фрагмент пьесы «Королевский марш льва» — хроматические волны фортепьянных октав).

 

За ними шествуют петух и куры (пьеса «Курицы и петух» представлена фрагментом назойливых птичьих криков).

 

А вот появляются красавицы-модницы Антилопы (фрагмент из пьесы «Антилопы» — пассажи фортепьяно, передающие бег легких животных).

 

Медленно открывается дверь, и в зале появляются Черепахи (в пьесе «Черепахи» звучит канкан, который в медленном темпе выглядит, как насмешка над медлительностью).

 

Сейчас вас приветствуют в танцевальном «па» Слоны (в пьесе «Слоны» контрабас исполняет вальс, чем композитор подчеркивает тяжеловесность героев).

 

Познакомьтесь, Кенгуру («Кенгуру» — легкие «прыжки» на фортепьяно).

 

А вот и лесная красавица Кукушка (во фрагменте из пьесы «Кукушка в глубине леса» на красивом спокойном фоне настойчиво «кукует» кларнет).

 

Рыбки на карнавале появляются в воде: в музыке это воз­можно, кроме того, это ведь фантазия («Аквариум» — звучит фрагмент волнообразного движения, переливов челесты, фисгармонии, флейты, струнных инструментов и пассажей фор­тепьяно).

 

Следующим появляется герой с длинными ушами, как его назвал композитор (звучит фрагмент визгливых и протяжных звуков скрипок из пьесы «Персонаж с длинными ушами»).

 

Карнавал в разгаре, все веселятся, забавляются, и в этом хаосе и движении зазвучал чистый голос Лебедя (звучит начало пьесы «Лебедь» — поэтичная, светлая музыка, наполненная внутренней гармонией и благородством).

 

Идет обсуждение с детьми, кто в этом потоке гостей им больше всего запомнился и почему? Получился ли карнавал, почему этот цикл пьес композитор назвал фантазией? Напоминают ли персонажи карнавала людей, их характеры? Знают ли они, кто композитор этого произведения?

 

Итак, мы можем сделать вывод, что для детей младшего школьного возраста характерно восприятие музыки более эмоциональное и непосредственное. Музыкальный образ воспринимается детьми обобщенно, детям легче слушать программные музыкальные произведения, и чем полнее программа, тем лучше, в этом возрасте им понятнее визуальные образы. Слушание музыки помогает детям внимательно относится к окружающему звуковому миру, активизирует их произвольное слуховое внимание и, самое главное, развивает их слушательский багаж, который лежит в основе музыкальной культуры каждой личности.

2.3 Проверка эффективности  занятий в хоре как одного  из видов    коллективной  творческой деятельности на внеклассных  занятиях по музыке в формировании  гармонично развитой личности

Хоровое пение – один из видов коллективной творческой деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира учащегося; становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

 

Д.Л. Локшин подчеркивал, что искусство хорового пения, даже в пределах школьной программы, требует овладения всеми элементами, образующими красоту хорового звучания. Это область вокальной культуры, вокальных исполнительских навыков и область хоровой культуры, хоровых исполнительских навыков. Работа над каждым элементом вокальной и хоровой звучности является не только технической работой, дающей накопление умений и рост исполнительской техники, но и работой над раскрытием содержания данного хорового произведения. Чем выше, совершеннее вокальная хоровая техника коллектива, тем более полно и ярко может быть выражен замысел произведения. В результате расширяется круг идейных, художественных, эмоциональных представлений учащихся и соответственно арсенал их технических умений и навыков [1, с.96].

 

Хоровое пение играет большую роль, как в формировании личности учащегося, так и в развитии музыкаль­ных способностей, таких как чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слухового представления и т.д. Для хо­рового искусства как коллективного вида творчества основной задачей является достижение общехорового ан­самбля и строя, которые во многом зависят от уровня развития вокальной интонации у певцов хора. Поэтому большое внимание следует уделять вокально-интонационной работе.

 

Проблемой вокального интонирования занимались такие деятели хорового искусства, как А.А. Егоров, В.Л. Живов, В.И. Краснощекое, Д.Л. Локшин, В.Г. Соколов, Г.А. Струве, Г.П. Стулова, П.Г. Чесноков и др.

 

Пение представляет собой сложный психологический процесс с различными взаимопроникающими сторо­нами. Причем значительная часть его протекает автоматически. Поэтому очень важно определить цели и задачи вокально-интонационной работы для получения более эффективных результатов.

 

Работа над чистой интонацией, как и собственно сам процесс чистого пения, является для исполнителей кропотливой слуховой работой, требующей непрерывного внимания к каждому звуку.

 

Пение унисона как основа вокальной интонации требует от участников хора навыков правильного звукооб­разования, работы певческого дыхания, единой вокальной манеры, которые дают в итоге общий хоровой тембр.

 

Главной задачей дирижера при работе с хором является выработка у певцов одинаковых вокально-слуховых ощущений в сферах вокально-дыхательного механизма, фонации, артикуляции. Вырабатывая интонационный уни­сон, нужно систематически давать для распевания попевки с простым движением мелодии, в несложном ритме и в умеренном темпе.

 

Чистота интонации во многом зависит от тесситурных трудностей. Например, интонирование большой се­кунды в восходящем движении в среднем регистре не требует особого напряжения голосовых связок, но зато спеть эту же секунду чисто во второй октаве гораздо труднее, так как здесь требуются не только слуховые навыки пев­цов, но и навыки пения в высоком регистре. Поэтому особое внимание следует уделять работе над вокально-хоровой техникой певцов.

 

Вокально-хоровая работа является важнейшей формой музыкальной деятельности в системе массового му­зыкального воспитания. Пение – одна из самых активных и доступных форм музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкаль­ных способностей, вкуса ребенка, пение в хоре несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат [17, с.123].

 

Как коллективная форма музыкального исполнительства хоровое пение имеет перед сольным несколько важных преимуществ музыкально-эстетического и воспитательного порядка. В исследовании С.Д. Кулиева особо подчеркивается активизирующая роль коллективного музицирования в становлении индивидуального художест­венного вкуса, музыкальных способностей, личностных качеств. «Совместные занятия учащихся с разным уров­нем способностей в одном музыкальном коллективе играют большую роль как в воспитательной работе вообще, так и в музыкальном, эстетическом развитии школьников» [2, с.242].

 

Хор – такой вид исполнительского коллектива, которому подвластно исполнение многоголосных произведе­ний полифонического и гармонического склада. Вот почему можно утверждать, что хор дает возможность в полной мере развивать опорную музыкальную способность - гармонический слух, выступающий средством целостно­го познания произведений музыкальной классики и сочинений с современным стилем музыкального письма.

 

В процессе хорового пения все музыкальные проявления ребят обнаруживаются более отчетливо и ясно, не­жели при восприятии музыки, в ходе работы над произведением нечеткость музыкально-слуховых представлений тотчас же передается исполнению, влияя на точность воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка. То же можно сказать и о выразительности исполнения. Если понимание учащимися характера музыкального об­раза, средств выразительности исполняемого произведения еще недостаточно, если произведение не освоено эмоционально и технически, то и исполнение будет поверхностным, неглубоким. И наоборот – четкость, ясность представления исполнительской «сверхзадачи», общая музыкальная культура коллектива немедленно передается и исполнению. Оно становится осмысленным, ярким, художественно выразительным, подлинно музыкальным.

 

Хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся. Под хоровой организацией он подразумевает создание обстановки, которая бы, с одной стороны, обеспечивала успешные заня­тия классного хора, а с другой - способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви к этому виду и вкусов исполнительской деятельности [17, c.125].

 

Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на разви­тие вкуса учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

 

1. В коллективной хоровой  деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;

 

2. Участие в общем деле  формирует у школьника умение  общаться, объективно оценивать  свои действия, помогает осознать  имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;

 

3. Работая в хоре, ученик  формирует вкус, положительные личностные  качества, необходимые для работы  в коллективе, учиться применять  свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

 

4. В процессе коллективного  хорового творчества развиваются  самостоятельность и чувство  локтя, инициатива и другие волевые  качества, так необходимые ученику. Музыкальная деятельность переключает  его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива; в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;

 

Итак, отметим еще раз, что хоровое пение - самый доступный вид коллективного исполнительства. Приоб­щение школьников к певческой деятельности является важным средством формирования музыкального вкуса. В процессе вокально-хоровой деятельности в особой мере способны развиваться положительные эмоции ребенка, играющие активную роль в формировании личности в целом. Хоровая деятельность оказывает и арттерапевтическое воздействие, снимая психологические стрессы, ликвидируя заикание и т.д.

заключение

Актуальность исследования определяется тем, что в современных условиях значительно повышается роль музыкального воспитания во всестороннем развитии личности. Музыка призвана формировать эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества.

 

 Анализ психолого-педагогической, методической литературы показал, что формирование гармонично  развитой личности является важнейшей  актуальной задачей в современной  педагогической практике. Творческое  развитие ребенка теснейшим образом  связано с искусством и, в частности, с внеклассными занятиями по музыки. Именно музыка помогает развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

 

Мы предположили, что внеклассные занятия по музыке как форма дополнительного образования являются эффективным средством формирования гармонично развитой личности при условии использования методов беседы о музыке и занятий в хоре как одного из видов коллективной творческой деятельности.

 

На основе теоретического анализа нами были получены следующие выводы:

 

– Воздействие музыки на человека имеет ярко выраженную не только художественно-образную, но и физиологическую природу, что музыка способна оказать влияние на развитии личности в целом.

 

– Музыкальное воспитание способствует формированию мировоззрения, художественных взглядов и вкусов, воспитанию чувств и нравственных качеств.

 

– Музыкальная деятельность детей в рамках дополнительного образования может осуществляться и во внеклассной работе, и во внешкольной работе. Цель такой работы заключается в предоставлении каждому ребенку возможности реализовать свои музыкальные интересы и потребности в той или иной области музыкального искусства и, тем самым, способствовать развитию музыкальной культуры.

 

Результаты проведенного практического исследования послужили основой для следующих выводов.

 

Любой вид музыкальной деятельности способствует формированию вкуса учащихся. Но необходимо постоянная, глубокая взаимосвязь всех элементов и видов деятельности на занятиях; использование высокохудожественного материала и в распеваниях, и в пении, и в слушании, и по мере возможности, в музыкальной грамоте. Успешность процесса формирования музыкальных способностей младших школьников находится в зависимости от наличия единой концептуальной основы в приобщении детей к музыке на уроке и во внеклассных формах работы. Процесс формирования музыкальной культуры ведет к осмыслению единства звука, рожденного миром. Единство подходов в освоении музыки на занятиях при формировании музыкальной культуры младших школьников достигается при последовательной смене этапов музыкальной деятельности учащихся: от восприятия явлений окружающего мира или музыкальных образов через осознание личностно-значимого смысла переживаний, вызванных ими, к поиску адекватных личностно-значимому смыслу музыкальных красок и выразительных средств для его воплощения.

 

Учитель музыки призван формировать у младших школьников основные личностные качества: мировоззрение, волю, музыкальные вкусы, убеждения. При этом подготовить к самостоятельной музыкальной деятельности, развить творческие способности, инициативу, ответственность, или, иначе говоря, сформировать музыкально-эстетическую и музыкально-педагогическую культуру. Поэтому учитель музыки должен быть образцом музыкальной воспитанности и культуры, он обязан создавать и творить на уроках музыки музыкальную культуру учеников.

Информация о работе Роль внеклассных занятий по музыке в школе