Роль внеклассных занятий по музыке в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день использование внеклассных уроков в школе являются эффективным средством формирования гармонично развитой личности при условии использования методов беседы о музыке и занятий в хоре как одного из видов коллективной творческой деятельности.
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж»

 

 

 

 

«Роль внеклассных занятий по музыке в школе»

 

 

 

Выполнила: Петрякова Регина Рамилевна

студентка 4 курса                                                                  специальность 050601

Музыкальное образование

Форма обучения  очная

Научный руководитель: 

В.А. Рустамовна

 
 

 

 

 

 

2014 год

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день использование внеклассных уроков в школе являются эффективным средством формирования гармонично развитой личности при условии использования методов беседы о музыке и занятий в хоре как одного из видов коллективной творческой деятельности.

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

 

Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием школы. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека – над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связанные с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все это сказывается на духовном состоянии школьников и на их психическом здоровье (детские страхи и ощущение, что мир рушиться). В этом кроются причины духовной деградации – рост детской наркомании и самоубийств (ежегодно – две тысячи!).

 

Музыка как самый любимый вид искусства детей и подростков способна предлагать путь духовно-нравственной активности и гармонизации душевных сил и противовес страстям и мерзостям жизни, вопрос лишь в том, какая музыка? Все чаще говорят о музыкальной наркомании. А все великие достижения европейской музыкальной культуры были тесно связано с верой и религией. Без этого духовного аспекта нельзя понять суть музыки. И. Баха, В.Моцарта, М.Глинки, П.Чайковского, С. Рахманинова и других отечественных и зарубежных композиторов.

       Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но увы, отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании.

        Перед музыкальным воспитанием стоят новые проблемы в связи с явлением шизофонии (разорванное звучание, возникающее при помощи технических средств передачи музыки). Человек в наушниках, пытающийся заглушить музыкой рев машин, подвергает себя опасности. Выключая ухо из органов естественной ориентации. И не только в физическом смысле – столкнуться с кем-либо или с чем-либо…, но и в психологическом плане – «распад природных связей органов чувств», «деградация связанных с музыкой психофизиологических и нравственных черт личности», «пространственный диссонанс», «физиологический дискомфорт». Не случайно шизофония имеет общий корень с шизофренией. То есть раздвоенным сознанием.

       Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: зарубежные ученые констатируют, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности, с чем и связан на западе гуманитарный бум – искусство и художественное творчество внедряются во все сферы обучения. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим. Акцентировать в нем духовно-нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления и так называемых «черных дыр», которые засасывает человека физически и духовно? Во все времена об этом проповедовало высокое искусство, в котором самым сильным среди его видов по прямому эмоциональному воздействию была и остается музыка. Музицирование всегда являлось важным показателем культуры общества, также как чтение, рисование, участие в любительском театре, рукоделие [3].

      Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д.Б.Кабалевский, Б.М.Теплов, В.Н.Шацкая, М.Г.Рыцарева, Т.В.Челышева и другие. В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались А.Ф.Любова, Л.В.Моисеева, Л.Г.Дмитриева, О.А.Апраксина, Л.Н.Алексеева. В области развития музыкальной культуры в условиях профессиональной подготовки учителя музыки Т.А.Колышева, Р.А.Тельчарова, Н.В.Соколова и другие.

 

Исследователи проблем музыкального образования отмечают, что современной школе нужна концепция музыкального образования с духовно-нравственными акцентами, с ориентацией на творческое развитие в процессе формирования общей музыкальной культуры: не только слушать музыку. Но и создать условия для музыкально-творческого самораскрытия природного дара каждого ребенка, - только в этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным и гармоничным.

Внеклассная работа по музыке имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса.

Исходя из того, что под дополнительным музыкальным образованием понимаются различные формы внеклассной и внешкольной работы, преемственно связанной с общим музыкальным образованием , в качестве объекта исследования нами выбрано дополнительное музыкальное образование детей.

Предмет исследования – внеклассные занятия по музыке как форма музыкального образования в формировании гармонично развитой личности.

Цель – теоретически обосновать и проверить опытным путём эффективность внеклассных занятий по музыке в формировании гармонично развитой личности.

Цель исследования определила следующие задачи:

– Обобщить научные психолого­-педагогические подходы к проблеме формирования гармонично развитой личности на внеклассных занятиях по музыке;

– Выявить критерии и показатели эффективности формирования гармонично развитой личности на внеклассных занятиях по музыке;

– Изучить цели, задачи и содержание дополнительного музыкального образования детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования – внеклассные занятия по музыке как форма дополнительного образования являются эффективным средством формирования гармонично развитой личности при условии использования методов беседы о музыке и занятий в хоре как одного из видов коллективной творческой деятельности.

Методы исследования:

- теоретические: анализ психологической и педагогической литературы, методических пособий; отбор и систематизация материалов по изучаемой проблеме.

- эмпирические: опрос (беседа, тестирование), эксперимент.

       Базой исследования выступает муниципальное образовательное учреждение  детей «Школа №7» города Лениногорск. В исследовании принимали участие .. детей младшего школьного возраста (из них- .. девочек и .. мальчиков).

      Данная работа имеет практическую значимость для педагогов дополнительного образования и преподавателей музыки, как источник теоретических знаний о методе беседы о музыке и специфике организации внеклассной работы (занятий по хору).

Структура работы отражает общую логику исследования и включает в себя введение, две главы, заключение.

Во введении обозначены актуальность проблемы и исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, база исследования и его практическая значимость.

В первой главе представлен теоретический подход к проблеме формирования гармонично развитой личности на внеклассных занятиях по музыке. В результате теоретического анализа выявлено, что воздействие музыки на человека имеет художественно-образную и физиологическую природу. А музыкальное воспитание оказывает огромное влияние на эмоциональное и познавательное развитие ребенка.

Во второй главе представлен процесс и результаты опытной проверки эффективности выявленных форм и методов внеклассной работы по музыке в формировании гармонично развитой личности школьника. На внеклассных занятиях по музыке использовались беседы о музыке и коллективная творческая деятельность.

Заключение содержит выводы, полученные в результате выполненного теоретического анализа и опытной проверки теоретических положений.

Библиографический список содержит27 наименований научных источников по проблеме исследования.

Глава 1. Формирование гармонично развитой личности на внеклассных занятиях по музыке как психолого-педагогическая проблема

1.1 Музыка как фактор  развития личности

С целью выявить специфику воздействия музыки на развитие личности человека мы предпримем анализ искусствоведческой и методической литературы.

Выяснилось, что главной проблемой, связанной с осмыслением музыки в воспитании человека, является её специфика. Не углубляясь в теорию вопроса, отметим лишь те основные черты, которые отличают музыку от других видов искусства по силе воздействия и выразительности.

Первая и главная особенность музыки, порождающая все другие, кроется в интонационном периоде этого вида искусства. Музыка становится нам близкой и понятной в силу сходства с интонациями человеческой речи. На заре становления общественной жизни, когда язык и звуковая речь стали средствами общения между людьми, возникли и первые образцы вокальной музыки – музыки для голоса. Самый древний музыкальный инструмент - человеческий голос – воспроизводил мелодически и ритмически оформленную человеческую речь, зовы, кличи, восклицания, шумы природы. Мелодичные возгласы объединяли усилия людей в труде, повторяющиеся напевы матери убаюкивали младенцев в колыбели, смерть близких людей оплакивали в песнях - причитаниях.

 

Интонирование в музыке как проявление человеческой речи, сознания и мысли глубоко раскрыто в работах академика Б.В. Асафьева. Со времени появления его теории интонации ни один из эстетических вопросов музыкознания не решается диалектико-материалистическим направлением искусствознания без обращения к данной концепции. Интонация стала рассматриваться как фундамент, как звуковыраженная, «музыкальная мысль», которая лежит в основе музыкального образа произведения, содержания и формы, творческого метода и стиля, реализма, народности, тенденциозности и других сторон музыкального произведения. Термин Асафьева «зерно интонации» показывает, что главный художественный, эстетический и гуманистический смысл произведения заложен в характерном для данного произведения музыкальной интонации. Б.В. Асафьев писал: «В самом звучании слова отражается интонационный смысл смысла… Музыка не выдумывается, а плавится из реальности» [7, с.83]. Перефразируя слова академика Астафьева, можно сказать, что главное в восприятии музыкального произведения состоит в том, чтобы услышать «смысл интонационного смысла».

 

Интонируя, человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Музыкальную речь, состоящую из ряда интонационных единиц, можно рассматривать как образнопознавательную деятельность сознания, связанную с выражением звукообразов, звукоидей. Эстетическое восприятие музыкальной интонации предполагает её сопряжённость с человеческой речью, а через неё и с человеческими мыслями и чувствами. Это обстоятельство позволяет воспринимать музыкальное отражение души и разума человека.

 

Вторая сторона специфики восприятия и понимания музыкального образа состоит в особенностях его гносеологического статуса.

 

Многочисленные субъективно–идеалистические философские теории музыкального искусства защищают тезис о его бессодержательности, радикально отрицают связь музыки с жизнью и человеком. Спекулируя на чертах особой абстрактности музыкального искусства, известный австрийский музыкальный критик Эдуард Ганслик в XIX веке выдвинул положение о том, что «музыка ничего не выражает и выразить не может». Он писал: «Красота музыкального произведения специфически музыкальна, т.е. имманентна сочетаниям звуков безотносительно к внемузыкальному кругу идей… Язык, как и музыка, искусственный продукт, для них не существует прообраза во внешней природе» [15, с. 35]. Здесь выражены апологетика идей «чистого» музыкального искусства, отсутствие его связи с внешним миром и самим человеком. Само содержание музыки мыслится независимым от объективной действительности, чисто «символичным», условным.

 

Материалистическое научное истолкование музыкальный образ получает только в свете диалектической теории отражения, где он выступает как категория гносеологии искусства. У музыкального искусства есть объективная основа. Но лежит она не в натуралистическом воспроизведении эмоций, не в воссоздании звуковых картин предметного мира, не в перенесении акустических явлений в область музыкального мышления. Человек интонирует о мире и о себе с помощью исторически сложившихся средств музыкальной выразительности, часто называемых музыкальным языком. Интонируемая музыкальная мысль всегда обличена в форму музыкального языка и от этого превращается в художественный язык – особый язык человеческого общения [23, с.7-9].

 

О чём не может поведать нам музыка? Бесспорно, она обладает намного меньшей предметной и понятийной конкретностью, чем другие виды искусства. Она, например, не может столь же непосредственно, как живопись, графика или скульптура, отражать и изображать конкретные предметы или явления. Она не может собственными средствами выразить философские или научные идеи, которые поддаются в строгом смысле лишь словесно – логическому воплощению. Но зато музыка способна более ярко и разнообразно передавать переживания человека, внутренний мир его чувств и треволнений, эмоционально – психологические состояния, их динамику и переливы. Внутренние, тончайшие, сокровенные стороны души человека, то, что порой не передаваемо на привычном языке человеческого общения, становится доступным выражению музыкальными звуками, выступает основой особой образности в музыке. Не случайно Р. Шуман любил повторять, что там, где кончается слово, начинается музыка. Музыкальные звуки, особым способом переработанные, построенные в определённую ладовую, ритмическую систему, являющиеся в сообщённом им порядке в музыке Баха, Бетховена, Чайковского, как бы вырастают из чувств, эмоций, душевных состояний композитора.

Информация о работе Роль внеклассных занятий по музыке в школе