Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX в - начала XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 10:08, контрольная работа

Краткое описание

Идеологический кризис в русском церковном пении, обозначившийся в последней четверти XIX века, явился закономерным результатом двухсотлетнего процесса, начавшегося в середине XVII века, когда произошел во многом насильственный слом православной певческой традиции.
Центральное противоречие кризиса рубежа XIX-XX веков заключается
в том, что с одной стороны – это был период высочайшего расцвета
певческого и церковно-композиторского искусства, о чем
свидетельствует анализ церковно-певческой практики этого периода.

Вложенные файлы: 1 файл

традиции православного пения в русской духовной музыке.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический

университет им. К.Д. Ушинского»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

ТЕМА: ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕНИЯ

В РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКЕ

ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ   XIX ВЕКА   НАЧАЛА XX ВЕКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  заочного отделения

4 курса

Педагогического факультета

Специальность: Музыкальное образование

Группа 64Г   0245

ШЕВЧЕНКО ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА

Проверила: БОЧКАРЕВА О.В.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Идеологический кризис в русском церковном пении, обозначившийся в последней четверти XIX века, явился закономерным результатом двухсотлетнего процесса, начавшегося в середине XVII века, когда произошел во многом насильственный слом православной певческой традиции.

Центральное противоречие кризиса рубежа XIX-XX веков заключается

в том, что с  одной стороны – это был  период высочайшего расцвета

певческого  и церковно-композиторского искусства, о чем

свидетельствует анализ церковно-певческой практики этого периода.

Богослужебное пение в России имеет более чем тысячелетнюю историю. На пути своего развития оно преодолело ряд глубоких кризисов, один из которых обозначился в последней четверти XIX – начале XX вв., во многом явившись отголоском событий середины XVII века, когда под влиянием западно-европейской хоровой культуры была полностью сломана древнерусская богослужебно-певческая система, коренным образом изменился весь смысловой строй православного пения.

Духовная музыка русских композиторов долгое время  рассматривалась лишь как феномен музыкального искусства. Сегодня, такая важная составляющая церковной жизни, как богослужебное пение, вновь переживает глубокий кризис. Несмотря на то, что светское музыкальное образование в России находится на очень высоком уровне, многочисленные проблемы в области церковного пения не находят разрешения.

Сопоставляя современную  церковно-певческую практику с ситуацией  рубежа XIX-XX веков, можно констатировать, что самые значимые, насущные проблемы этого периода стоят столь  же остро в наше время, однако сегодняшняя ситуация усугублена объективными историческими обстоятельствами. В этом смысле обращение к православной певческой традиции и русской духовной музыке конца XIX – начала XX веков оказывается ценным культурно-историческим опытом, который многое дает для понимания причин и сущности современной ситуации, что в свою очередь является необходимым условием для поиска путей решения сложившихся проблем.

Последняя четверть XIX – начало XX вв. стала моментом обострения, сплетения всех многовековых противоречий, разногласий и споров в области церковного пения, однозначного ответа на которые нет и на сегодняшний день. Что считать истинно русским стилем в церковном пении? В чем критерий церковности музыкальных произведений? Можно ли исполнять в концертах духовной музыки произведения, входящие в церковный обиход и напротив, можно ли допускать на клирос духовные сочинения светских авторов, не причастных в полной мере к церковной жизни?

Эти вопросы, выдвинутые современниками столетие назад, явились  внешней стороной тех глубинных трансформаций в богослужебном пении, когда на первое место в церковном искусстве выдвинулась эстетическая составляющая, сам принцип музыкального оформления церковной службы, «составленной» из произведений разных авторов перестал соответствовать сущности православного богослужения; сложный концертный стиль «церковно-музыкальных» сочинений вступил в противоречие с духом церковности, а от певчих вместо владения ремеслом потребовалось мастерство вокалиста-исполнителя.

Контрольная работа основана на диссертации кандидата культурологии Давыдовой Натальи Алексеевны «ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕНИЯ В РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКЕ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В первой Главе  «СПЕЦИФИКА РУССКОГО

ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ» дается

историко-культурный обзор, в котором систематизируется  контекст

исследования  на основании поставленных во введении задач в трех

соответствующих аспектах: историческом, музыкально-эстетическом и

богословско-литургическом.

В параграфе 1 «Исторический дискурс церковного пения в

России» автор устанавливает, как складывался и развивался

традиционный  опыт православного пения в России, выявляет время и

исторические  обстоятельства сломов первоначальной традиции

русского богослужебного пения, что позволяет определить и

проанализировать  причины культурно-исторической ситуации,

сложившейся в  отечественном церковном пении  в последней четверти

XIX – начале XX вв.

Научным основанием данного параграфа послужили  труды по

истории церковного пения в России Д. Разумовского, В. Металлова,

С. Cмоленского, А. Преображенского, Н. Успенского,

Т. Владышевской; большое значение имели монографии И. Гарднера и

В. Мартынова. Диссертант учитывает, что в работах названных

авторов рассматриваются  различные аспекты историко-культурного

процесса развития богослужебного пения в России:

семиографический, языковой, музыкально-стилистический, культурно-

политический; изменения богослужебного порядка  и церковной

жизни. Мы, в  свою очередь, осуществили критическое  обобщение и

систематизацию накопленного научного опыта, совместив

обозначенные  подходы, расставив при этом акценты  на ключевых

моментах и  фактах, наиболее значимых, по нашему мнению, в

отношении формирования богослужебно-певческой традиции и

последующего  разрыва этой традиции.

История богослужебного пения в России разделена в  соответствии

со сложившейся  научной традицией (Д. Разумовский, В. Металлов,

И. Гарднер) на две  эпохи: от X в. до 1652-1654 гг. – эпоха монодии, с

1652-1654 гг. – эпоха гомофонно-гармонического многоголосия. В

каждой из двух эпох выделено несколько периодов, которые

рассматриваются в хронологической последовательности.

Эпоха монодии (X - сер. XVI вв.):

– начальный период (от 988 г. до начала XIV в.);

Этот период характеризуется наличием двух различных родов пения –

знаменного (столпового) и кондакарного, началом формирования

системы богослужебного пения и появлением первых певческих

рукописей.

– московский период (от начала XIV в. до XVI в.);

Характерными  чертами этого периода являются оформление единой

мелодической  системы знаменного пения и принципов  крюкового

письма, возникновение  путевого и демественного распевов, а также

появление первой профессиональной певческой организации  – хора

Государевых певчих дьяков.

– период раннего русского многоголосия (от XVI в. до

середины XVII в.)

В этот период происходит развитие практики многоголосных

распевов и  появление многоголосных рукописей, введение понятия

точной звуковысотности  в нотную запись посредством киноварных

помет, распространение  многогласия и хомонии и борьба с этими

явлениями, развитие индивидуального композиторского  творчества и

систематизация  обучения певческому делу.

Эпоха гомофонно-гармонического многоголосия:

– украинско-польский или период партесного пения (от

середины XVII в. до середины XVIII в.);

Этот период характеризуется появлением партесного стиля и новых

распевов –  киевского, греческого и болгарского  в русском церковном

пении, введением  линейной системы нотации, а также  началом

нотопечатания и исправлением текстов певческих  книг.

– итальянский (от середины XVIII в. до первой трети XIX в.);

В этот период во главе церковно-певческого дела в  России

оказываются иностранцы и их ученики, появился «обычай» петь

концерты на богослужении вместо запричастного  пения, была введена

цензура духовно-музыкальных сочинений в лице Д. Бортнянского

(директора Придворной  певческой капеллы), а в самой  капелле

выкристаллизовался  придворный напев, который должен был  заменить

собой коренной русский церковный распев – знаменный.

– немецко-петербургский (от первой трети XIX в. до

последней четверти XIX в.);

Характерной приметой этого периода является значительное

влияние протестантского  хорала на стиль церковной музыки и

законодательная роль светского учреждения Придворной певческой

капеллы в богослужебно-певческом деле, ее почти деспотическая

цензура духовно-музыкальных  произведений, предназначенных для

печатания и  исполнения во время богослужений. Уставной распев

Русской Церкви (знаменный) практически исчез из литургической

практики, также  как не давали места практике мелодически развитых

уставных распевов (демественный, путевой, большой знаменный)

сложившиеся богослужебные  рамки.

– синодальный или московский (от последней четверти XIX в.

до 1917 г.). В этой главе данный период только называется, но не

рассматривается, так как он является центральным в нашем

исследовании, и его изучению целиком посвящена  вторая глава диссертации. Выбранная  нами структура, на наш взгляд, наиболее

соответствует логике нашего исследования.

В параграфе 2 «Музыкально-эстетический дискурс русского

церковного  пения» русское богослужебное пение рассматривается в

аспекте его  музыкально-эстетической уникальности, что позволяет

сформулировать  музыкально-стилистические основания  и принципы

древнерусской (традиционной) богослужебно-певческой  системы.

Вопрос уникальности русского православного пения

рассматривается как одна из сторон проблемы уникальности русской

культуры вообще. В связи с этим древнерусское  богослужебное пение

рассматривается сопоставительно с византийским, при этом мы

опираемся, в том числе, на широкий культурологический контекст

различных явлений  древнерусского искусства. Такой подход позволяет

нам сделать  вывод о том, что византизм  как традиционный фактор

формирующейся русской православной культуры органично

«перетекал» из одного вида искусства в другой, при этом вектор

своеобразия художественно-эстетического  и художественно-

идеологического мышления был обозначен вполне очевидно. Русь

восприняла  и осваивала одну культурную традицию Византии –

аскетическую, что было определено выбором богослужебного Устава.

Во взглядах на проблему уникальности собственно древнерусского

православного пения существует несколько позиций. Есть мнение, что

древнерусское богослужебное пение, и в частности, знаменный распев

целиком заимствован  из Византии с принятием христианства. В XIX в.

этого мнения придерживались Д. Разумовский и А. Преображенский, а

в XX в. такой  взгляд отстаивали, главным образом, зарубежные

исследователи Р. Паликарова-Вердейль, М. Велимирович, С. Флорос.

С. Смоленский утверждал, что знаменный распев абсолютно

самобытен. В. Металлов, И. Гарднер, В. Холопова, Т. Владышевская,

В. Мартынов полагают, что богослужебное пение Русской  Церкви,

будучи первоначально  заимствованным из Византии и вобрав

некоторые влияния, не только византийские, в дальнейшем приобрело

яркое национально-русское  своеобразие.

Эта точка зрения для нас представляется наиболее объективной и

адекватной, поэтому, привлекая и анализируя работы всех названных

исследователей  при последовательном рассмотрении конкретных

Информация о работе Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX в - начала XX в