Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 10:08, контрольная работа
Идеологический кризис в русском церковном пении, обозначившийся в последней четверти XIX века, явился закономерным результатом двухсотлетнего процесса, начавшегося в середине XVII века, когда произошел во многом насильственный слом православной певческой традиции.
Центральное противоречие кризиса рубежа XIX-XX веков заключается
в том, что с одной стороны – это был период высочайшего расцвета
певческого и церковно-композиторского искусства, о чем
свидетельствует анализ церковно-певческой практики этого периода.
музыкально-эстетических средств православного русского пения, мы
обосновываем вывод о том, что русское богослужебное пение –
уникальное явление в русской православной культуре, которое,
возникнув на основаниях византийской певческой системы, усвоив
восточно-славянские и отчасти западные музыкальные влияния, сознательно переосмыслив и переработав их в сторону национально-
русской доминанты, в результате сформировалось в уникальную
богослужебно-певческую систему древнерусского знаменного пения.
Заметим, что отдельные стороны обозначенной проблемы
рассмотрены также в работах И. Вознесенского, Д. Кастальского,
М. Бражникова, Н. Герасимовой-Персидской, А. Конотопа,
И. Лозовой, В. Протопопова.
Можно обозначить достаточно четкую грань между
«византийским» и «русским» в системе древнерусского
богослужебного пения: структура текстов, система жанров и
принципы построения формы песнопений остались византийскими, а
музыкально-художественные средства – мелодизм, ритмика, приемы
артикуляции сложились национальные русские, что объективно
связано с тем, что греческие тексты были переведены на славянский
язык.
Древнерусское богослужебное пение обладало уникальной
гласовой системой и системой внегласовых напевов, оригинальной
крюковой нотацией, ярким своеобразием мелодики и ритмической
организации, оригинальной системой распевов – монодийных и
многоголосных, основным и древнейшим среди которых является
знаменный распев. Развитие системы древнерусского пения – есть
также уникальный процесс, о чем свидетельствуют особенности
процесса развития крюковой нотации, изменения в ритмической
стороне и развитие мелодического стиля, явление хомонии,
возникновение и развитие русского многоголосного стиля.
В параграфе 3 «Богословско-литургический дискурс
православного пения» определены религиозно-эстетические
основания традиционного русского пения, позволяющие
рассматривать объект исследования – русскую духовную музыку
последней четверти XIX – начала XX вв. с точки зрения требований и
целей церковного
искусства. Раскрытие богословско-
аспекта православного пения концептуально опирается на понятие
«христианская картина мира», предложенное Т. Юрьевой
применительно к православной художественной культуре, которое мы,
в свою очередь, сочли правомерным и адекватным применить для
рассмотрения православного древнерусского пения как феномена
храмового действа, в котором христианская картина мира нашла свое
конкретное воплощение.
На основании богословских трудов Святых Отцов Церкви –
Иеронима Блаженного, Святого Григория Нисского, Святого
Дионисия Ареопагита, Святого Симеона Солунского, Преподобного Максима Исповедника, Святого Иоанна Дамаскина, которыми были
сформулированы теории образа и символа, развитые затем в работах
русских философов и исследователей культуры русского
Средневековья Е. Трубецкого, П. Флоренского, В. Бычкова,
А. Гуревича, а
также работах современных
В. Мартынова, Т. Юрьевой, мы методом экстраполяции
распространяем идеи названных авторов на православное
богослужебное пение.
В содержании параграфа выделены два раздела. В первом разделе
обоснованы основополагающие принципы эстетической системы
храмовых искусств, неотъемлемым элементом которой является
богослужебное пение, такие как христоцентричность
(теоцентричность)
и универсализм и
функции церковного пения, выполняемые им в процессе
литургической практики. Основываясь на классификации,
предложенной В. Бычковым и Т. Юрьевой в отношении иконы, мы
сочли целесообразным применить ее к богослужебному пению.
Во втором разделе рассматриваются важнейшие свойства
православной культуры, определяющие закономерности
художественного языка православного искусства, такие как
символичность, каноничность, иерархичность, обусловленные целью и
назначением храмового искусства, и проявление этих свойств в
традиционном богослужебном пении.
Складывание православного богослужебно-певческого канона
происходило в эпоху Вселенских соборов (III-VIII вв.) параллельно с
формированием иконописного канона и церковного Устава, который
является важнейшим регулятором и организатором богослужебно-
певческого
порядка. Основу православного церковно-
канона составляло осмогласие, центонная техника и невменная запись.
Каноничной являлась и ладовая организация древнерусской
богослужебной певческой системы.
Идея небесного иерархического устройства в православной
богослужебно-певческой системе нашла отражение в принципе
цикличности, в графической и мелодической иерархии, в чине
распевов.
Символический аспект основывается на понимании
богослужебного пения как символа пения ангельского, церковные
певцы уподобляются потому ангелам, славославящим Бога на небесах.
Святоотеческая
мысль выстраивает певческо-
антропологию, начало которой положил Святой Климент
Александрийский, в которой мелодичность, благозвучность понимаются, прежде всего, как уравновешенность и стройность
человеческих чувств, являющиеся результатом благочестивой жизни.
В православной традиции «поющим богословием» называется сама
система осмогласия, так как в ней раскрывается идеология и догматика
христианского вероучения. Кроме того, древнерусская богослужебно-
певческая система выражает определенную концепцию времени и
пространства, в которой
все художественно-
направлены на то, чтобы создать ощущение вневременности и
внепространственности.
Во второй главе «ПОИСКИ “РУССКОГО” СТИЛЯ В
КОМПОЗИТОРСКОЙ ХОРОВОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКЕ
(последняя четверть XIX – начало XX вв.)» изучается новая эпоха в
развитии русского церковного пения, начавшаяся в конце 70-х – 80-е
гг. XIX в., когда к сочинению духовной музыки обращаются
крупнейшие русские композиторы П. Чайковский, М. Балакирев и
Н. Римский-Корсаков, - эпоха поисков национального «русского»
стиля, в основу которого полагаются древние обиходные напевы,
преобразованные современным гармоническим стилем музыки.
Кульминацией этих поисков становится возникновение «новой
школы» русских церковных композиторов, среди которых сложилось
так называемое «новое направление» – специфический многоголосный
стиль в русском церковном пении, вершиной которого считается
«Всенощное бдение» Сергея Рахманинова.
В качестве предмета непосредственного анализа нами выбраны
духовно-музыкальные циклы П. Чайковского и С. Рахманинова, так
как они, на наш взгляд, представляют собой начало и вершину тех
процессов в русской церковно-певческой культуре, о которых идет
речь в нашем исследовании. Для анализа музыкальных произведений
обоих композиторов
по важнейшим «показателям»
богослужебного пения (литургичности, каноничности, иерархичности
и т.д., обозначенных в п. 1.2. диссертации), нами выбраны единые
параметры, такие как:
- принципы формообразования и драматургии;
- приемы музыкального развития;
- особенности
музыкальной фактуры и
- особенности музыкального языка – мелодики, ритма, гармонии;
- принципы обращения с литургическим текстом и использования
традиционных
для православного пения
исполнения.
В параграфе 1 «Проблемы церковно-певческой практики в
России на рубеже XIX-XX веков» выявлена суть кризиса,
обозначившегося в русском церковном пении в последней четверти
XIX - начале XX вв.,
для объективного понимания
нашему мнению, необходимо изучение контекста церковно-певческой
практики данного периода и критическая оценка взгляда
современников на проблемы этого кризиса. Такой подход позволяет
анализировать русскую духовную музыку и церковное пение этого
периода как
целостное культурно-
В обозначенный период церковно-певческое дело в России
занимает весьма
серьезное место в общественно-
Возросший общественный интерес к церковно-певческому делу
обнажил множество острых проблем, накопившихся в этой области,
которые активно обсуждались современниками и часто являлись
предметом дискуссий. Из широкого круга обсуждаемых вопросов,
автора в данном случае интересуют, прежде всего:
- взгляд современников
на творчество композиторов «
направления» и взаимосвязанный с ним вопрос «церковности»
духовно-музыкальных произведений;
- проблемы, связанные непосредственно с практикой церковно-
певческого дела изучаемого периода в России: недостатки и проблемы
обучения церковному пению, правовое и материальное положение
регентов, псаломщиков и певчих, музыкально-техническое состояние
и состав церковных хоров, отношение духовенства к проблемам
постановки церковного пения, введение общенародного пения в
храмах.
Современники говорили об упадке церковного пения в России в
изучаемый период, однако, оценивая это явление в исторической
ретроспективе, мы можем утверждать, что за упадок искусства
принимался кризис стиля.
Важной особенностью рассматриваемого периода следует считать
тот факт, что в последней четверти XIX в. начинается серьезное
изучение истории и теории древнерусского пения, появляются
крупные ученые – знатоки знаменного пения (С. Смоленский,
В. Металлов, А. Преображенский, А. Кастальский), возникают
основательные теоретические труды в этой области.
В связи с развитием научного интереса к древнерусскому пению
всерьез заговорили о проблеме стиля. Основной идеей стала идея
«новой старины» - возрождение традиций православного русского
пения с использованием средств современного музыкального
искусства. Идеологом этого концепта стал С. Смоленский, а проводником – Московское Синодальное училище церковного пения и
Синодальный хор. В русле этой идеологемы возникло «новое
направление» в композиторском церковно-музыкальном искусстве
(А. Кастальский, П. Чесноков, А. Гречанинов, Д. Христов,
С. Рахманинов). Творчество этих композиторов дает образцы
музыкального синтеза древней монодии и современной гармонической
хоровой обработки.
В связи с этим одной из острополемичных проблем в понимании
современников стала проблема «церковности» новых музыкальных
произведений, которую они понимали, главным образом, именно как
проблему музыкального стиля. При этом критерии «церковности»,
выдвигаемые участниками дискуссии, абсолютно субъективны и лежат