Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 07:39, курсовая работа
В настоящее время в российском обществе происходят кардинальные изменения в экономической, политической, социальной и духовной сфере. Под их воздействием изменятся система образования государственных и муниципальных служащих. В свою очередь, изменения в этой системе обучения приводят к изменениям их знаний, умений и навыков государственных и муниципальных служащих.
Для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, служащие должны иметь специальный уровень профессиональной подготовки т. к. профессиональная подготовка один из самых эффективных методов решения данной проблемы. Профессиональная подготовка позволяет освоить новые знаний, умения, навыки и проблемы обеспечения высокого качества обучения.
Введение
1 Особенности профессиональной подготовки государственных и
муниципальных служащих в России
1.1 Правовые основы профессиональной подготовки государственных
и муниципальных служащих в Российской Федерации
1.2 Теоретические основы подготовки государственных и
муниципальных служащих
1.3 Система управление профессиональной подготовки государственных
и муниципальных служащих
2 Зарубежный опыт профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих
2.1 Концепции и формы профессиональной подготовки
государственных и муниципальных служащих за рубежом
2.2 Виды и методы профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих за рубежом
2.3 Система повышения квалификации и профессиональной
подготовки государственных и муниципальных служащих
за рубежом
3 Анализ возможностей адаптации зарубежного опыта
профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в российских условиях
3.1 Адаптация японского опыта профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих к российским условиям
3.2 Адаптация опыта подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих в Германии к российским условиям
Заключение
Список использованной литературы
«Несмотря на некоторые позитивные стороны деятельности системы подготовки кадров для государственной службы, одним из существенных ее недостатков является отсутствие связи между аттестацией должностных лиц, оценкой уровня их квалификации и результатами прохождения обучения»[6]). Это порождает проблему переустройства системы повышения квалификации государственных служащих на новых принципах ее функционирования.
Анализ проблем и перспектив
становления государственного служащего
позволил осветить ряд актуальных вопросов
и разработать концепцию
3 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
АДАПТАЦИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
На протяжении длительного периода времени в нашей стране проявлялась недооценка, а то и просто негативное отношение к зарубежному опыту государственного устройства, управления и государственной службы развитых стран. Этот опыт не использовался по идеологическим соображениям, в лучшем случае к нему относились как представляющему сугубо познавательный интерес.
В условиях коренных преобразований общественного устройства по типу наиболее развитых стран буржуазной демократии проблема освоения и адаптации опыта государственной службы зарубежных стран к российским условиям является не только актуальной, но и реальной.
С учетом творческого подхода
правомерно поставить вопрос, что
из зарубежного опыта представляет
для нас интерес. Вопрос этот, конечно,
не простой. Разных людей в зависимости
от того, чем они занимаются, интересуют
разные вещи. Но есть, видимо, общезначимые
моменты, представляющие интерес для
всех. Особое внимание в развитых странах
уделяется формированию высшего
слоя профессиональных служащих. В
Японии, Германии, Франции, Англии и
ряде других стран этот слой формируется
в основном не за счет «естественного»
отбора из всей массы чиновников, а
путем целенаправленного
Путь «наверх» начинается со сложных экзаменов, к которым допускаются лица определенного возраста (чаще всего до 30 лет), имеющие высшее образование. Основную массу отобранных таким способом кандидатов традиционно составляют выпускники нескольких ведущих учебных заведений страны (в Японии - Токийского, в Англии - Оксфордского и Кембриджского университетов, во Франции - нескольких престижных государственных училищ).
В Японии, Германии, Англии и США подготовка будущих руководителей носит характер продолжительных стажировок в различных подразделениях госаппарата (2-2,5 года) с оценкой их результатов.
Среди основных характеристик процесса подготовки управленческой элиты в развитых странах можно назвать следующие:
– тщательный отбор кандидатов. Этому способствует престиж высшей государственной службы и интенсивная конкуренция среди выпускников лучших вузов за места кандидатов на зачисление в эту службу.
– небольшое количество отбираемых кандидатов. Например, ежегодный прием во Франции составляет около 80 человек, в Англии в программе подготовки кандидатов на высшие посты ежегодно участвует 250-300 человек, в США - 250 человек, причем лишь часть этих кандидатов выдерживает все испытания.
– основной акцент в процессе обучения элиты делается не на специальные теоретические знания, а на приобретение навыков управления большими организациями, развитие способности точно анализировать практические проблемы и разрабатывать стратегию их решения.
Система отбора и подготовки
высшего эшелона
В Великобритании вся система
найма, обучения и продвижения госслужащих
нацелена на «культивирование»
Представляет интерес система отбора и продвижения кадров в ФРГ. Это одно из важнейших направлений в деятельности кадровых служб госучреждений. Руководящие кадры избираются на должность в большинстве случаев по внутреннему конкурсу. Перед проведением конкурса строго определяются требования к претенденту, вытекающие из функциональных обязанностей они публикуются в печати. Эти требования представляют собой совокупность формальных признаков, на основании которых можно сразу отклонить неподходящих кандидатов. К таким признакам относят: профессиональные предпосылки (образование, специальность, специальная подготовка, знание иностранных языков, опыт профессиональной деятельности, особые специальные знания); личностные предпосылки (устная речь при контактах с населением, в докладах, на консультациях граждан; письменная речь в работе с документами, умение дать письменное заключение о заявлениях и вопросах), обращение с гражданами, умение вести переговоры, принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, организационные способности, умение руководить сотрудниками, предлагать новые идеи; возможные другие предпосылки.
Далее отобранные по формальным признакам кандидаты проходят собеседование, по итогам которого кадровые службы с участием специалистов вырабатывают рекомендации о кандидате на занятие должности. По такой схеме осуществляется отбор кандидатов на должность, например, в Боннском магистрате, в министерствах.
Важное место в системе
отбора занимает беседа с кандидатами,
которая позволяет оценить
Считается, что возможность успешного выполнения функциональных (должностных) обязанностей обусловливается [14,145]:
– профессиональной характеристикой специалиста (образование, квалификация, вопросы для оценки компетенции специалиста) – на 30%;
– личностными качествами – на 30%;
– умением руководителя работать с людьми – на 40%.
При отборе специалистов для работы в правительственных органах основное внимание уделяется умению работать в коллективе, действовать одной командой, навыкам системного подхода.
Стимулирование
Государственная служба в развитых странах привлекает также развитой системой социальной защиты (малая вероятность увольнения, высокие пенсии, продолжительный отпуск и другие льготы, зачастую отсутствующие в частном секторе). Очень серьезным дополнительным стимулом для руководящих работников госаппарата служит возможность получить по выходе в отставку высокооплачиваемые посты в частном секторе. Во многих странах притоку молодежи в госаппарат способствует традиционно высокая престижность государственной службы.
Вопрос об использовании
зарубежного опыта
В учебные пособия для специальности 080504 « Государственное и муниципальное управление» все чаще включаются разделы, посвященные организации и функционированию государственной службы других стран, например А.А. Гришковец в разделе 10 рассматривает организационно-правовые основы обучения кадров государственной службы, большое внимание зарубежному опыту подготовки управленческих кадров уделяет А.Н. Аверин в книге « Социальная политика и подготовка управленческих кадров», а именно рассматривая вопросы:
– государственного заказа на профессиональную подготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих;
– план подготовки федеральных государственных служащих;
– систему подготовки управленческих кадров.
Особенности подбора и подготовки кадров в органы территориального управления и местного самоуправления за рубежом широко освещает В.Г. Игнатов в книге «Государственная гражданская служба».
В последние годы сотрудничество с зарубежными странами в сфере государственной службы приобретает все более четкие организационные формы. Проводимая работа, несомненно, способствует росту профессионализма государственных служащих в нашей стране, а только хорошо подготовленные профессионалы и способны со знанием дела и с пользой для службы использовать зарубежный опыт.
3.1 Адаптация японского
опыта профессиональной
Институт государственной службы в России находится в стадии становления, поиска эффективных форм и методов реализации возложенных на него функций. Эти процессы идут нелегко, поэтому зарубежный опыт, в частности Японии, может быть очень полезным при решении данной проблемы.
Прежде всего, следует отметить, что по сравнению с другими развитыми странами в Японии значительно меньше государственных служащих. Они составляют лишь 8,1% общего числа работающих.
Своеобразен и эффективен
инструментарий, используемый государственными
служащими в процессе совершенствования
технической политики и роботизации,
принципов социального
Во многом эффективность
государственного регулирования экономики
объясняется высочайшим профессионализмом,
гибкостью и ответственностью государственных
служащих, обеспечивающимися, прежде всего
отработанным механизмом их подготовки,
стержнем и фундаментом которой
являются пять известных во всем мире
японских систем, основанных на традициях
и философии нации. Они определяют
и пронизывают систему
В структуру пяти великих японских систем, цементирующих стройную систему подготовки госслужащих, входят [11,246]:
– система пожизненного найма;
– система кадровой ротации;
– система репутаций;
– система подготовки на рабочем месте;
– система оплаты труда.
Прежде чем перейти
к краткому их анализу, отметим одно
общее принципиально важное обстоятельство.
Ценность и причина действенности
этих систем заключается в том, что
они представляют собой не набор
отдельных элементов, а являются
системами в единой системе. Каждая
из них, дополняя другую, является основой
и условием ее функционирования, способствует
запуску следующих и
В такой обстановке мотивационная
среда направляет усилия и потенциал
госслужащего на решение проблем, стоящих
перед регионом и страной в
целом. Это то, чего не хватает российскому
институту государственной
Первым, ключевым элементом единого механизма японской системы подготовки и использования кадров госслужащих является система пожизненного найма. Она в классическом виде в настоящее время применяется лишь на некоторых крупных предприятиях и государственной службе. В остальных случаях нет юридически оформленного, официального пожизненного найма. Скорее, речь идет о джентльменском соглашении между работодателем и наемным работником.