Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 06:28, курсовая работа
Целью работы: является анализ муниципального бюджетного образовательного учреждения «средне образовательная школа» №37.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность и значение кадровой политики предприятия
2. исследовать место кадровой политики в системе управления персоналом;
3. изучить теоретические аспекты кадровой политики;
4. проанализировать существующую в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «средне образовательная школа» №37 кадровую политику;
Введение………………………………………………………………………… 2
1. Теоретические основы кадровой политики организации…………………5
1.1 Сущность и понятие кадровой политики………………………………….5
1.2 Виды кадровой политики…………………………………………………..11
2. Анализ кадровой политики муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа» №37………………………15
2.1 Характеристика муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа» №37 и анализ ее показателей деятельности. …………………………………………………………………..15
2.2 Анализ системы управления персоналом…………………………………29
Заключение………………………………………………………………………38
Список используемой литературы……………………………………………..41
- согласовывать с профсоюзным органом Школы №37 учебную нагрузку;
- устанавливать ставки
заработной платы и
- обеспечивать правильный
подбор и расстановку кадров,
создавать необходимые условия
для повышения квалификации
- предоставлять статистическую
и иную необходимую отчетность
в органы статистики и
- осуществлять по согласованию с Учредителем иные функции, необходимые для обеспечения уставной деятельности Школы №37.
К подразделениям директора относятся (третий уровень управления):
- заместитель директора по административно-хозяйственной части;
- заместитель директора по учебной работе;
- заместитель директора по научно-методической работе;
- заместитель директора по воспитательной работе;
- главный бухгалтер;
- начальник отдела управления персоналом;
Схематическое изображение
организационной структуры
Проведем анализ состояния трудового потенциала Школы №37.
За период с 2009 по 2011 гг. среднесписочная численность в Школе №37 находилась на уровне с 101 человека в 2009 году и до 118 человек в 2011 г. Большую долю в течение всех трех лет из числа общей численности составляли специалисты (рис. 2.2), что естественно обусловлено спецификой организации.
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Численность
персонала,
человек
2009
2010
2011
Период, год
руководители
специалисты
рабочие
Рисунок 2.2 – Динамика изменения численности персонала по категориям
Среди всего персонала Школы №37 в 2009 г. работало 104 женщины и всего 14 мужчин. Доля мужчин в общей численности персонала составляет одиннадцать с небольшим процентов. А сама структура выглядит следующим образом (рис. 2.3).
Рисунок 2.3 – Структура персонала по полу
В течение последних трех лет численность персонала в организации увеличилась на 16 человек и составила 85,19% от общей численности 2008 года. Данное увеличение произошло в основном за счет роста численности педагогов дополнительного образования. При этом неизменной осталась численность руководителей, а количество рабочих возросло на 16% (табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Изменение численного состава персонала
Категории персонала |
Годы |
Изменение 2009-2011 гг. | |||
2006 |
2007 |
2008 |
абсолютное, чел. |
относительное, % | |
Руководители |
5 |
5 |
5 |
0 |
100 |
Специалисты |
71 |
76 |
80 |
+9 |
114,08 |
Рабочие |
25 |
28 |
32 |
+7 |
126,8 |
Всего |
101 |
109 |
117 |
+16 |
115,84 |
Изменения в численном составе персонала неизменно повлекли за собой изменения и в его структуре (табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Численный состав и его структура
Категории персонала |
2008 |
2009 |
2011 | |||
численный состав, чел. |
доля, % |
численный состав, чел. |
доля, % |
численный состав, чел. |
доля, % | |
руководители |
5 |
5,0 |
5 |
4,6 |
5 |
4,3 |
специалисты |
71 |
70,3 |
76 |
69,7 |
80 |
69,2 |
Рабочие |
25 |
24,7 |
28 |
25,7 |
32 |
26,5 |
Всего |
101 |
100,0 |
109 |
100,0 |
117 |
100,0 |
Таким образом, доля руководителей и специалистов за последние три года стала ниже в общей величине персонала. В тоже время доля рабочих в общей структуре персонала стала выше на 2%.
Тенденция снижения специалистов в Школе №37 может отрицательно повлиять на учебный процесс. Так как наличия специалистов в организации в большей степени зависит осуществление педагогической работы.
На рисунке 2.4 представлено графическое изображение долей, занимаемых каждой из категорий персонала за весь анализируемый промежуток времени.
0
10
20
30
40
50
60
70
80
Доля категорий
персонала,
человек
2009
2010
2011
Период, год
руководители
специалисты
рабочие
Рисунок 2.4 – Динамика изменения численности персонала за 2009-2011 гг.
Из представленной таблицы 2.4 характеризующей возрастную структуру персонала организации видно, что большую долю занимают работники в возрасте от 45 до 55 лет (в размере 29%). В 2009 г. сотрудников данной категории в организации было 34 человека (рис. 2.5)
Таблица 2.3 – Численный состав и возрастная структура
Категории персонала |
Количество человек за 2011 г. |
Доля, % |
моложе 25 лет |
4 |
3,42 |
от 25 до 35 лет |
22 |
18,80 |
от 35 до 45 лет |
32 |
27,35 |
от 45 до 55 лет |
34 |
29,06 |
Свыше 55 лет |
25 |
21,37 |
Всего |
117 |
100,0 |
Второе место занимают сотрудники среднего возраста, от 35 до 45 лет, которых в Школе №37 – 27% (по результатам 2010 г. – 32 человека). Третья по объему группа – сотрудники старше 55 лет, в общей численности они занимают пятую часть.
Рисунок 2.5 – Распределение персонала по возрастным группам
Сотрудников, принадлежащих к категориям 25-35 лет и моложе 25 лет, по сравнению с остальными категориями меньше всего в организации, им принадлежит по 18% и 3% соответственно.
Проведем анализ структуры сотрудников Школы-интернат по образованию (табл. 2.4). Большинство сотрудников обладают высшим образованием, их доля в общей численности составляет 41% (48 человек в 2008 г.). Два и более высших образований получено у 6% сотрудников, а неполное высшее образование всего у 16%. Доля сотрудников со среднеспециальным образованием составляет 35%.
Таблица 2.4 – Численный состав и структура по образованию
Образование |
Количество человек за 2011 г. |
Доля, % |
Среднеспециальное |
42 |
35,90 |
неполное высшее |
19 |
16,24 |
Высшее |
48 |
41,03 |
два и более высших образования |
8 |
6,84 |
Всего |
117 |
100 |
Таким образом, в Школе
№37 наибольшая часть персонала имеет
одно и более высших образований,
что позволяет успешно
Разделение персонала на категории, связанные со стажем работы в организации, уже на данном этапе свидетельствует о возможной проблеме высокою уровня текучести кадров (табл. 2.5). Так как наибольшую долю сотрудников (42,8% или 50 человек в 2011 г.) в организации работают меньше одного года. Стаж сотрудников Школы №37 от 1 года до 3 лет наблюдается только 26% случаях от общей численности персонала и занимает наименьшую долю (рис. 2.6).
Таблица 2.5 – Численный состав и структура персонала по стажу работы
Стаж работы в Школе №37 |
Количество человек за 2011 г. |
Доля, % |
до1 года |
50 |
42,8 |
от 1 года до 3 лет |
30 |
26,0 |
Свыше 3 лет |
37 |
31,2 |
Всего |
117 |
100,0 |
На основе наличия данного факта можно судить о существование «кризисного периода» адаптации сотрудников предприятия, который происходит именно в период знакомства с организацией и первый год их работы, либо нерациональности системы отбора персонала в организацию.
Рисунок 2.6 – Численный состав по стажу работы в Школе№37
Для проведения более подробного анализа состояния трудового потенциала необходимо наличие ряда показателей. В таблице 2.6 приведены основные показатели для анализа состояния трудового потенциала Школы №37.
Таблица 2.6 – Основные показатели движения кадров
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011г. |
Численность принятых Работников |
28 |
32 |
44 |
Численность уволенных работников |
22 |
24 |
36 |
По собственному желанию |
12 |
13 |
18 |
за нарушение трудовой дисциплины |
5 |
3 |
8 |
в связи с уходом на пенсию |
5 |
8 |
10 |
Списочный состав |
101 |
109 |
117 |
Коэффициент оборачиваемости, общий: |
0,50 |
0,51 |
0,69 |
по приему |
0,28 |
0,29 |
0,38 |
по выбытию |
0,22 |
0,22 |
0,31 |
К текучести кадров |
0,16 |
0,15 |
0,21 |
Коэффициент замещения |
0,06 |
0,07 |
0,07 |
На основе проведенного анализа
можно сделать следующие
Коэффициент оборота по выбытию имеет тенденцию к росту, что является отрицательным фактором. Если в 2009 г. на 1 работника выбывало 0,22, то в 2011 г. коэффициент выбытия составил 0,31.
Коэффициент оборачиваемости по приему ежегодно возрастает с 0,28 в 2009 г. до 0,38 в 2011 г., что подтверждает факт роста числа кадрового состава Школы №37.
В Школе №37 достаточно высокий
коэффициент текучести, что указывает
на неудовлетворенность