Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:37, реферат
Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным государственно- частное партнерство (ГЧП) стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
Введение……………………………………………………………………..3
Основные принципы и понятия партнерства органов власти и бизнеса...4
Модели, формы и механизмы партнерства органов власти и бизнеса…..7
Развитие и реализация государственно-частного партнерства…………..10
Заключение…………………………………………………………………..18
Список используемой литературы………………………………………20
Вариант №10
Взаимодействие и сферы
партнерства местных органов
власти и бизнеса в решении
социально-экономических
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основные принципы и понятия партнерства органов власти и бизнеса...4
Модели, формы и механизмы партнерства органов власти и бизнеса…..7
Развитие и реализация государственно-частного партнерства…………..10
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………20
Введение
Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным государственно- частное партнерство (ГЧП) стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
Среди специалистов нет единого
мнения о том, какие формы взаимодействия
власти и бизнеса можно отнести
к ГЧП. Широкая трактовка
В числе базовых признаков
государственно-частных
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
- взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
- ГЧП и имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
- в процессе реализации
проектов на основе ГЧП
- финансовые риски и
затраты, а также достигнутые
результаты распределяются
Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к
проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.
Партнерство государства
с частным сектором является ключевым
компонентом новой
Основные принципы и понятия партнерства органов власти и бизнеса.
Государственно-частное
партнерство в системе
Государственно-частное партнерство представляет собой объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на
долговременной и
Можно сказать, что ГЧП - это
институциональный и
Государственно-частное
партнерство позволяет
Государственно-частное
партнерство выполняет
1) удовлетворяет потребности
общественного сектора,
2) поддерживает государственные
полномочия и функции, при
3) состоит из двух или более сторон, работающих ради достижения совместных целей. Участниками ГЧП могут быть местные и
государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам), которые:
· разделяют полномочия и ответственность;
· функционируют на равных;
· совместно затрачивают время и ресурсы;
· разделяют инвестиции, риски и выгоды;
· поддерживают отношения в течение определенного срока, а не для осуществления одной трансакции;
· имеют четкое соглашение, контракт или иной' правоустанавливающий документ.
В строгом смысле ГЧП институционально
преобразует сферы
Партнерские отношения государства
и бизнеса требуют согласования
интересов этих двух основных институтов
современного общества и экономики.
Государство заинтересовано в росте
объемов и улучшении качества
предоставляемых услуг
Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии.
На стороне государства
в проектах ГЧП - правомочия собственника,
возможность налоговых и иных
льгот, гарантий, а также получение
некоторых объемов финансовых ресурсов.
Государство как главенствующий
субъект и основной регулятор
вправе перераспределять при необходимости
ресурсы с чисто
заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг.
России еще предстоит
пройти сложнейший процесс экономической
и правовой квалификации многочисленных
форм ГЧП. При этом важно юридически
правильно оценить роль государства
не только как главного регулятора,
но и как представителя и
Модели, формы
и механизмы партнерства
В мировой практике сложилось
множество разнообразных
продукции для государственных нужд, на оказание
технической помощи. В административных
контрактных отношениях права собственности
не передаются частному партнеру, расходы
и риски полностью несет
2. Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.
3. Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Ее особенность заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.
Источником исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав является не статус государства как собственника, а его
прерогативы как органа публичной
власти. Исключительный (монопольный)
характер прав, предоставляемых государством
концессионеру (частному партнеру), заключается
в том, что в рамках территории
или вида деятельности, на которые
он получает исключительное право, не
допускается аналогичная
Известно, что концессии
как важнейшая форма
4. Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает традиционную концессию, но все, же отлична от нее. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпушенная по соглашению продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Раздел продукции между государством и инвестором, его условия и порядок определяются в соглашении. В мировой практике соглашения о разделе продукции как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом активно используются в сфере нефтяного бизнеса.
5. Совместные предприятия являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и