Взаимодействие и сферы партнерства местных органов власти и бизнеса в решении социально-экономических вопросов развития территории и ж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:37, реферат

Краткое описание

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным государственно- частное партнерство (ГЧП) стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Основные принципы и понятия партнерства органов власти и бизнеса...4
Модели, формы и механизмы партнерства органов власти и бизнеса…..7
Развитие и реализация государственно-частного партнерства…………..10
Заключение…………………………………………………………………..18
Список используемой литературы………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

муниципальное управление Солянкина (2).docx

— 42.69 Кб (Скачать файл)

 

         Вариант №10

Взаимодействие и сферы  партнерства местных органов  власти и бизнеса в решении  социально-экономических вопросов развития территории и жизнеобеспечения населения.

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..3

Основные принципы и понятия  партнерства органов власти и бизнеса...4

Модели, формы и механизмы партнерства органов власти и бизнеса…..7

Развитие и реализация государственно-частного партнерства…………..10

Заключение…………………………………………………………………..18

Список используемой литературы………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Взаимодействие государства  и частного сектора для решения  общественно значимых задач имеет  давнюю историю, в том числе и  в России. Однако наиболее актуальным государственно- частное партнерство (ГЧП) стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Среди специалистов нет единого  мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести  к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает  под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке  и т.д.

В числе базовых признаков  государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке  можно назвать следующие:

- сторонами ГЧП являются  государство и частный бизнес;

- взаимодействие сторон  закрепляется на официальной,  юридической основе;

- взаимодействие сторон  имеет равноправный характер;

- ГЧП и имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

- в процессе реализации  проектов на основе ГЧП консолидируются,  объединяются ресурсы и вклады  сторон;

- финансовые риски и  затраты, а также достигнутые  результаты распределяются между  сторонами в заранее определённых  пропорциях.

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к 

 

 

проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять  участие в реализации общественно  значимых проектов.

Партнерство государства  с частным сектором является ключевым компонентом новой инновационной  политики России, поскольку, при правильной организации, оно обеспечивает получение  более широких преимуществ от капиталовложений в государственные  исследования, создавая благоприятные  предпосылки для устойчивого  инновационного развития, являющего  стратегическим фактором экономического роста.

 

Основные принципы и понятия партнерства органов власти и бизнеса.

Государственно-частное  партнерство в системе институтов развития современной экономики. В  последние годы во многих странах  мира органы государственного управления все активнее привлекают частный  бизнес, его средства и организационные  возможности по решению стратегически важных для страны и ее регионов задач посредством механизма, так называемого государственно-частного партнерства (ГЧП). Россия не стала исключением.

Государственно-частное  партнерство представляет собой  объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или  местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на

долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в  области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).

Можно сказать, что ГЧП - это  институциональный и организационный  альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно  значимых проектов и программ в широком  спектре отраслей промышленности и  инновационной сфере.

Государственно-частное  партнерство позволяет избежать, с одной стороны, недостатков  прямого регулирования государства, а с другой - "провалов рынка". Основной аргумент в поддержку ГЧП  состоит в том, что и общественный (государственный), и частный секторы  обладают своими собственными уникальными  характеристиками и преимуществами, при объединении которых создается  возможность более эффективно действовать  и достигать лучших результатов  именно в тех сферах, где особенно заметны "провалы рынка" или  неэффективность государственного управления - как правило, это социальная сфера, проблемы экологии, создание инфраструктуры.

Государственно-частное  партнерство выполняет следующие  характерные функции:

1) удовлетворяет потребности  общественного сектора, используя  или заимствуя ресурсы частного  сектора;

2) поддерживает государственные  полномочия и функции, при этом  предоставляя услуги совместно  с частным сектором;

3) состоит из двух или  более сторон, работающих ради  достижения совместных целей.  Участниками ГЧП могут быть  местные и 

государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального  обслуживания или объединения по интересам), которые:

·  разделяют полномочия и ответственность;

·  функционируют на равных;

·  совместно затрачивают время и ресурсы;

·  разделяют инвестиции, риски и выгоды;

·  поддерживают отношения в течение определенного срока, а не для осуществления одной трансакции;

·  имеют четкое соглашение, контракт или иной' правоустанавливающий документ.

В строгом смысле ГЧП институционально преобразует сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению  государства.

Партнерские отношения государства  и бизнеса требуют согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики. Государство заинтересовано в росте  объемов и улучшении качества предоставляемых услуг населению  и экономическим агентам инфраструктурными  и социально ориентированными отраслями. Частный сектор стремится стабильно  получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения  доходов от проектов. При этом обе  стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.

Каждая из сторон партнерства  вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким  вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии.

На стороне государства  в проектах ГЧП - правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение  некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор  вправе перераспределять при необходимости  ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а  это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах. Более того, в ГЧП государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП

заключается в том, что  в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более  качественных услуг.

России еще предстоит  пройти сложнейший процесс экономической  и правовой квалификации многочисленных форм ГЧП. При этом важно юридически правильно оценить роль государства  не только как главного регулятора, но и как представителя и защитника  общественных интересов и потребностей, т. е. того, что в европейской юридической  традиции подразумевается под публичным  правом, публичным интересом, публичной  службой, публично-правовыми имущественными отношениями и публично-правовой собственностью. Эта категория отношений  не укладывается полностью в нормы  гражданского права. А между тем  именно государство и органы местного самоуправления призваны защищать общественные интересы в таких социально уязвимых сферах, как социальная и экономическая  инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство и т. п., где имеют  наибольшее распространение проекты  ГЧП.

 

Модели, формы  и механизмы партнерства органов  власти и бизнеса

 

В мировой практике сложилось  множество разнообразных моделей, форм, типов и конкретных вариантов  реализации партнерских отношений  между государством и бизнесом. Принятые классификации ГЧП выделяют обычно следующие формы:

  1. Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку

              продукции для государственных нужд, на оказание

технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности  не передаются частному партнеру, расходы  и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит  в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в  доходе, прибыли или собираемых платежах.

2.  Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.

3.  Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Ее особенность заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.

Источником исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав является не статус государства  как собственника, а его 

прерогативы как органа публичной  власти. Исключительный (монопольный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается  в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые  он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также  и самого государства.

Известно, что концессии  как важнейшая форма партнерства  государства и частного бизнеса  получили наиболее широкое распространение  в инфраструктурных отраслях, где  особенно остро необходимы приток частных  инвестиций и высококвалифицированное  управление. Различаются, по меньшей  мере, на три вида концессий: 1) концессия  на уже существующие объекты инфраструктуры; 2) концессия на строительство или  модернизацию инфраструктурных объектов; 3) передача объектов государственной  собственности в управление частной  управляющей компании.

4.  Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает традиционную концессию, но все, же отлична от нее. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпушенная по соглашению продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Раздел продукции между государством и инвестором, его условия и порядок определяются в соглашении. В мировой практике соглашения о разделе продукции как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом активно используются в сфере нефтяного бизнеса.

5.  Совместные предприятия являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и

Информация о работе Взаимодействие и сферы партнерства местных органов власти и бизнеса в решении социально-экономических вопросов развития территории и ж