Взаимоотношение государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование взаимоотношений государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий
Объект исследования - государственная и муниципальная власть .
Предмет - взаимоотношение государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты взаимоотношений государственной и муниципальной власти 5
1.1 Органы государственной власти в Российской Федерации 5
1.2. Сущность и назначение муниципальной власти 13
1.3 Государственная и муниципальная власть в политической системе 19
2 Взаимоотношение государственной и муниципальной власти на примере Приморского края 25
2.1. Правовой анализ взаимоотношений государственной и муниципальной власти в Приморском крае 25
2.2. Оценка эффективности программ поддержки местного самоуправления 33
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

к383-1.docx

— 83.76 Кб (Скачать файл)

     – совещания с главами муниципальных  образований при Губернаторе  Приморского края;

     – Совет муниципальных образований  края;

     – комиссия при Губернаторе Приморского  края по вопросам взаимодействия с органами местного самоуправления.

     Органами  исполнительной власти края проводится оперативная работа с руководителями, специалистами органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и поселений в виде методической и практической помощи по реализации вопросов местного значения.

     Губернатором  Приморского края регулярно проводятся совещания с главами городских  округов, муниципальных районов, городских  и сельских поселений края по актуальным вопросам местного значения.

     Проведенные совещания позволили значительно  улучшить взаимодействие органов государственной власти края с органами местного самоуправления

     Активное  участие Администрация края принимает  в деятельности Совета муниципальных образований Приморского края. Во всех заседаниях Совета принимают участие руководители Администрации края и органов исполнительной власти муниципальных образований Приморского края.

     В целях улучшения взаимодействия органов исполнительной власти края с органами местного самоуправления утверждена комиссия при Губернаторе Приморского края по вопросам взаимодействия с органами местного самоуправления.

     На  заседаниях комиссии рассмотрено 35 вопросов, проанализирована деятельность 58 муниципальных  образований в том числе 11 городских  округов, 29 муниципальных районов, 9 городских и 9 сельских поселений. Тематика вопросов в первую очередь была направлена на рассмотрение актуальных проблем в работе органов местного самоуправления, обобщение и распространение положительного опыта.

     Эффективное исполнение органами местного самоуправления своих полномочий во многом определяется качественным составом муниципальных кадров, их квалификацией.

     За  три года организовано и проведено 18 выездных семинаров и 
10 краевых семинаров-совещаний. Повысили квалификацию 
1644 муниципальных служащих.

     Оценивая  эффективность проведенных семинаров  с главами и муниципальными служащими муниципальных образований края можно констатировать формирование в целом лучшей подготовленности муниципальных служащих к реализации своих полномочий.

     С целью повышения эффективности  деятельности органов исполнительной власти, в том числе местного самоуправления, в 2006-2010 годах в соответствии с утвержденной Концепцией в Российской Федерации проводится административная реформа. На текущем этапе реформы особое внимание направлено на повышение эффективности муниципального управления.

     В связи с этим важным представляется разработка соответствующих документов по проведению административной реформы на муниципальном уровне.

     Нормативная основа для этого есть – это  федеральная Концепция административной реформы в Российской Федерации.

     Для координации и контроля за ходом  проведения административной реформы  в 2009 году практически во всех муниципальных  образованиях были сформированы комиссии по проведению административной реформы, утверждены положения об их деятельности, планы мероприятий на 
2009-2011 годы.

     Разработаны и приняты следующие документы:

     – Порядок разработки и утверждения  административных регламентов исполнения муниципальных функций (предоставления муниципальных услуг);

     – О проведении ежегодной оценки потребности  в предоставлении муниципальных услуг, по которым должен проводиться учет в их предоставлении физическим и юридическим лицам;

     – Административные регламенты по рассмотрению обращений граждан.

     В соответствии с планом мероприятий  по проведению административной реформы на территории Приморского края органы местного самоуправления на основании своих Положений и полномочий составили перечни муниципальных функций и муниципальных услуг. На их основе и с использованием опыта муниципальных образований других субъектов Российской Федерации были сформированы Примерные перечни (реестры) муниципальных услуг отдельно для городских округов и муниципальных районов, включающие 117 услуг. Определены этапы и сроки перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде. Соответственно данный документ обязывает органы государственной власти и местного самоуправления не только внести установленные услуги в реестры, но и заняться их переводом в электронный вид.

     Выполнение  мероприятий административной реформы  по всем перечисленным направлениям приведет к достижению основной стратегической цели реформы – т.е. сделать власть более эффективной, способной работать лучше, оперативнее и экономичнее.

     Вступившим  в силу с 1 января 2010 года Федеральным  законом от 
9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа информации к деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", заданы стандарты по созданию и наполнению интернет-сайтов муниципальных образований.

     Очевидно  также и то, что только совместными  усилиями органы государственной власти и местного самоуправления смогут достичь тех целей, ради которых проводится реформа местного самоуправления.

     В заключение хочу привести слова Президента РФ Д.А. Медведева, которые, пожалуй, содержат квинтэссенцию государственной политики в отношении местного самоуправления: "По-настоящему современным может считаться только общество, настроенное на непрерывное обновление, на постоянные эволюционные преобразования социальных практик, демократических институтов, на постепенные, но необратимые перемены в экономической и культурной областях, на неуклонное повышение качества жизни. Но перемены к лучшему происходят лишь там, где есть возможность для открытого обсуждения возникающих проблем, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон. И в то же время могут брать на себя ответственность за положение дел в своем поселке или городе, понимают, что только активная позиция приводит в движение тяжелую машину государственной бюрократии".

     2.2. Оценка эффективности программ поддержки местного самоуправления

 

     Оценивая  эффективность краевых программ поддержки местного самоуправления, необходимо отметить, что в настоящее время одним из приоритетных направлений экономической политики государства является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

     Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ урегулировал порядок предоставления мер государственной  и муниципальной поддержки в  этой области. В развитие вышеуказанного закона принят соответствующий закон  и в Приморском крае, а также  одноименная краевая целевая  программа с объемом финансирования почти 233 миллиона рублей. Одним из мероприятий этой программы является поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Поддержка осуществляется в виде предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Приморского края. Однако не все муниципальные образования включились в эту работу. Так, например, подобные программы не приняты в ЗАТО Большой Камень, г. Партизанске и Октябрьском муниципальном районе.

     С целью стимулирования роста предпринимательской  активности в сентябре 2008 года принят Закон Приморского края № 304-КЗ "Об установлении срока рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в собственности Приморского края или муниципальной собственности, при реализации преимущественного права на приобретение такого имущества и об установлении предельного значения площади арендуемого имущества в целях применения преимущественного права", которым установлены предельное значение площади арендуемого недвижимого имущества (1000 кв. м.) и срок рассрочки оплаты приобретаемого арендуемого недвижимого имущества (не более 5 лет).

     По  информации глав муниципальных образований  Приморского края, в 2009 году субъектами малого и среднего предпринимательства Приморского края выкуплено 105 помещений, находившихся в муниципальной собственности. Совокупная их стоимость – 267 миллионов рублей.

     К сожалению, не использованы возможности, предоставляемые законом, в 16 муниципальных образованиях: Дальнереченском, Лесозаводском, Находкинском городских округах и Анучинском, Дальнереченском, Красноармейском, Михайловском, Ольгинском, Партизанском, Пограничном, Спасском, Тернейском, Ханкайском, Хасанском, Хорольском, Яковлевском муниципальных районах.

     Перечни недвижимого имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого предпринимательства сформированы в 12-ти муниципальных образованиях: Арсеньевском, Артемовском, Дальнереченском, Лесозаводском, Находкинском и Партизанском городских округах, Красноармейском, Лазовском, Михайловском, Пожарском, Спасском и Ханкайском муниципальных районах.

     В 4-х муниципальных образованиях принят Порядок формирования, ведения и  обязательного опубликования Перечней (во Владивостокском и Дальнегорском  городских округах, Тернейском и  Чугуевском муниципальных районах).

     Кроме того, далеко не все муниципальные  образования в полной мере используют свои права по администрированию  местных налогов, а также по эффективному использованию и распоряжению муниципальным  имуществом.

     В качестве положительного примера можно  привести издание главой города Владивостока И.С. Пушкаревым постановления от 29.12.2009 № 1517 "О разработке Плана мероприятий по увеличению доходной части, снижению расходной части бюджета, эффективному использованию бюджетных средств на 2010 год и организации работы по легализации и повышению заработной платы работников организаций города Владивостока". Однако далеко не все муниципальные образования планомерно занимаются инвентаризацией муниципального имущества, муниципальных земель, объектов местного налогообложения (земельных участков и иных объектов недвижимости, с которых взимаются местные налоги).

     Следует отметить, что в составе собственных  доходов местных бюджетов примерно пятую ее часть составляют неналоговые доходы, основная доля которых приходится на доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности. В этой части у местного самоуправления также есть резервы: до 1 января 2012 года продлен срок отчуждения или перепрофилирования "непрофильного" муниципального имущества. В связи с этим, муниципальным образованиям необходимо проводить активную работу по инвентаризации и учету муниципального имущества, так как к указанному сроку необходимо будет завершить процесс разграничения имущества и все, не связанное напрямую с исполнением местных полномочий, перепрофилировать или продать. При этом экономическая выгода может быть запланирована как при изменении профиля имущества, так и при его продаже. Кстати, во многих субъектах РФ, например, в Новосибирской области, все муниципальные образования уже давно (2006 год) завершили перераспределение и разграничение собственности.

     Одним из способов увеличения экономического и финансового ресурса местного самоуправления является территориальная реорганизация местного самоуправления, в частности, укрупнение муниципальных образований. Ни для кого не секрет, что действующая система местного самоуправления – громоздкая и высокозатратная. Зачастую поселения не могут самостоятельно обеспечить решение возложенных на них задач. В некоторых муниципальных образования расходы на содержание аппарата управления составляют до 90 процентов расходов местных бюджетов.

     Однако  здесь требуется взвешенный подход – важно сохранить баланс властных полномочий и возможностей решать самостоятельно местные вопросы с учетом потребностей населения территории (не сбрасывая со счетов и принцип доступности для населения органов местной власти и возможности самого населения участвовать в осуществлении местного самоуправления). Иначе возможна ревизия и изменение концепции муниципальной реформы.

     В качестве положительного примера можно  отметить, что в настоящее время  ведется планомерная работа по преобразованию сельских поселений Спасского муниципального района. В границах Спасского муниципального района планируется объединить 10 сельских поселений и образовать на их основе 4 сельских поселения. Главная цель объединения поселений – оптимизация системы управления, повышение экономического потенциала муниципальных образований, экономия бюджетных средств за счет уменьшения численности аппарата управления и сокращения расходов на его содержание, что даст возможность направить финансовые ресурсы непосредственно на решение вопросов местного значения.

Информация о работе Взаимоотношение государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий