Взаимоотношение государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование взаимоотношений государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий
Объект исследования - государственная и муниципальная власть .
Предмет - взаимоотношение государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты взаимоотношений государственной и муниципальной власти 5
1.1 Органы государственной власти в Российской Федерации 5
1.2. Сущность и назначение муниципальной власти 13
1.3 Государственная и муниципальная власть в политической системе 19
2 Взаимоотношение государственной и муниципальной власти на примере Приморского края 25
2.1. Правовой анализ взаимоотношений государственной и муниципальной власти в Приморском крае 25
2.2. Оценка эффективности программ поддержки местного самоуправления 33
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

к383-1.docx

— 83.76 Кб (Скачать файл)

     Остается  актуальной проблема завершения работы по территориальному планированию муниципальных образований.

     По  состоянию на 1 января 2010 года общая  потребность финансирования работ по разработке схем территориального планирования муниципальных районов края и генеральных планов городских и сельских поселений, образованных в границах муниципальных районов составляет более миллиарда рублей.

     По  итогам многочисленных обращений глав муниципальных образований в адрес Администрации Приморского края по вопросу софинансирования разработки документов территориального планирования из краевого бюджета Администрацией Приморский края было принято постановление от 4 мая 2009 года № 124-па "Об утверждении порядка предоставления и расходования субсидий, выделенных из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на подготовку документов территориального планирования". Однако, это не значит, что ответственность за эту работу снимается с муниципальных образований. На 26 марта 2010 года документы территориального планирования утверждены в 6-ти, разработаны и находятся на согласовании в 5-ти, разрабатываются в 14-ти муниципальных образованиях II уровня. Из 145-ти поселений (муниципальных образований I уровня) к разработке генеральных планов поселений приступили в 24-х.

     В целом проблема дееспособности местного самоуправления, повышения его уровня самостоятельности и ответственности находится в поле зрения и Президента Российской Федерации, и Правительства, и Федерального Собрания. Соответствующие предложения муниципального сообщества, экспертов, представителей Федерального Собрания Российской Федерации рассматриваются и должны в итоге повлечь устранение указанного дисбаланса. Владимир Путин уже поручил и Минфину России, и Минрегиону России еще раз внимательно изучить вопрос, за счет чего можно было бы дополнительно укрепить финансовую базу местного самоуправления.

     Хочу  в целом подчеркнуть, что, несмотря на отмеченные проблемы, федеральное  законодательство о местном самоуправлении позволяет предметно и практично выстраивать рабочую систему осуществления местного самоуправления на территориях, причем с учетом индивидуальных особенностей этих территорий, на основе предложенных федеральным законодателем вариантов поведения.

     В то же время региональный уровень  правового обеспечения местного самоуправления достаточно жестко регламентирован  федеральным законодателем и представляет собой ограниченное поле деятельности для органов власти края. Это вполне оправданно, поскольку преследует цель исключить и дублирование властных полномочий, и излишнюю конкуренцию между различными уровнями власти.

     В соответствии с предписаниями федерального законодателя Приморский край принял серию краевых законов с целью оптимальной организации (структурирования) и эффективного функционирования субъектов местного самоуправления. Это законы о самих муниципальных образованиях Приморского края, о разграничении муниципального имущества, о наделении отдельными государственными полномочиями, о статусе и социальных гарантиях депутатов представительных органов и лиц, замещающих муниципальные должности, о муниципальной службе, о порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов, о местном референдуме и другие.

     Вместе  с тем, в деятельности института  местного самоуправления в Приморском крае имеется ряд крупных проблем.

     Проведенная работа по оптимизации разграничения  предметов ведения и полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений, наделению муниципальных образований  муниципальным имуществом, формированию местных бюджетов не привела к увеличению доходной части этих бюджетов и не создала возможности для обеспечения финансовыми ресурсами реализации полномочий органов местного самоуправления в полном объеме.

     В последние годы приняты федеральные  законы, которые значительно увеличили  перечень вопросов местного значения городских округов, муниципальных районов и поселений, что привело к увеличению объема расходных обязательств и снизило обеспеченность муниципальных образований собственными доходами.

     Актуальными остаются вопросы муниципального нормотворчества  по правовому обеспечению решения вопросов местного значения.

     Имеются трудности в социальной и экономической  сферах, жилищно-коммунальном хозяйстве.

     Существует  неопределенность в земельных отношениях, органы местного самоуправления поселений отстранены от управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, что негативно сказывается на их авторитете.

     Кроме того, серьезнейшей проблемой органов  местного самоуправления поселений и муниципальных районов является отсутствие документов территориального планирования, правил землепользования и застройки муниципальных образований. Это обусловлено отсутствием финансовых средств и опыта проведения данной работы.

     Сегодня на передний план выдвинулись идеи научного обоснования комплексного развития, прогнозирования и социально-экономического развития муниципальных образований, а также вопросы стратегического планирования.

     Органы  местного самоуправления некоторых  муниципальных образований не используют стратегическое планирование как форму определения приоритетных задач комплексного развития территории.

     В местном самоуправлении на территории Приморского края недостаточно используются формы непосредственной демократии, такие как территориальное общественное самоуправление, опросы, собрания (конференции) граждан, публичные слушания. Это отрицательно сказывается на укреплении социальных коммуникаций органов местного самоуправления с населением и включении  граждан в муниципальное управление.

     Существует  необходимость совершенствования  всей системы органов местного самоуправления, оптимизации разграничения компетенции между представительными органами муниципальных образований, главами муниципальных образований, местными администрациями и иными органами местного самоуправления, обеспечения единства их действий.

 

     

     Заключение

 

     От  эффективного взаимодействия органов  государственной власти и местного самоуправления зависит не только успешная реализация муниципальной реформы, но и решение многих вопросов развития Российского государства. Хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, на практике они тесно связаны и  взаимодействуют по всем направлениям деятельности муниципальных образований (от бюджетных до организационно-правовых). От того насколько последовательно и целенаправленно будет осуществлено это взаимодействие, зависит действенность и эффективность решения задач государственного и муниципального управления.

     В обобщении можно выделить четыре основных способа организации эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и государственной власти:

     1) представительство муниципального  образования в законодательном  (представительном) органеt субъекта Российской Федерации;

     2) среди организационно-правовых способов  взаимодействия региональных органов власти и органов местного самоуправления  не менее важное место занимают договорные способы взаимодействия;

     3) совместно создаваемые государственно-муниципальные  организации, выполняющие общекоординационные задачи и функции;

     4) практика правового регулирования  вопросов местного значения на  региональном уровне обращает  внимание на использование понятия  «совместное ведение органов государственной власти и местного самоуправления», которое также является способом обеспечения взаимодействия.

     Однако  необходимо отметить, что состояние  местного самоуправления во многих регионах не соответствует современным требованиям  и усугубляется множеством проблем, существенно снижающих возможности укрепления муниципальной автономии, а именно:

     - низкая эффективность управления со стороны местных органов власти как следствие проводимой реорганизации;

     - слабый уровень профессиональной подготовки кадров;

     - недостаток финансовых средств, выделяемых для исполнения закрепленных полномочий;

     - отсутствие необходимых организационных и материально- технических условий для функционирования муниципальных органов власти.

     В большинстве муниципальных образований  действия субъекта Федерации не встречают сопротивления, что, возможно, подтверждает их зависимое положение по отношению к региональной власти. Эффективное выполнение муниципальными органами власти своих функций возможно только в том случае, если они будут иметь в своем распоряжении достаточный объем ресурсов для осуществления собственных и делегированных полномочий. К сожалению, на сегодняшний день большинство органов местного самоуправления вынуждены работать в рамках единых стандартов, задаваемых федеральным центром, и ограниченных объемов финансирования, предоставляемых субъектом Федерации. Это способствует формированию «иждивенческой модели» отношений с государственной властью, а не развитию местной автономии.

     Предпринятый  анализ взаимоотношений региональных органов власти и органов местного самоуправления позволяет сформулировать предложения, по разрешению противоречий и оптимизации взаимодействия двух уровней публичной власти, а именно:

  1. Отменить строгую регламентацию структуры органов местного самоуправления на уровне федерального законодательства, чтобы дать возможность субъектам Федерации и населению муниципальных образований самостоятельно определять специфику организации местного самоуправления, отражающие особенности региона и местных традиций.
  2. Провести корректировку существующей системы распределения налоговых поступлений, закрепив за органами местного самоуправления дополнительные налоговые отчисления, чтобы повысить их заинтересованность в экономическом развитии территорий и снизить степень зависимости от региональных дотаций.
  3. Провести экспертизу государственных полномочий, исполняемых органами местного самоуправления на предмет их обеспечения финансовыми ресурсами, исключить в дальнейшем возможность передачи «не финансируемых мандатов».
  4. Необходимо восполнить пробелы федерального законодательства в области судебной защиты местного самоуправления, особенно в том, что касается межбюджетных отношений, предусмотреть меру ответственности за невыполнение обязательств по финансированию расходов на государственные полномочия.

     В целом же, предстоит еще большая  работа по завершению реформирования системы местного самоуправления. Успешное воплощение этого на практике возможно только в тесном и скоординированном взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления.

 

      Список  использованной литературы

 
     
  1. Закон РФ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6.10.2003 г.
  2. Закон РФ №8-ФЗ от 08.01.1998 г « Об основах муниципальной службы в Российской Федерации (с изменениями на 25 июля 2002 года)». Российская газета № 8 от 16.01. 1998 г.
  3. Атаманчук Г.В. Государственное управление. М.: Экономика, 2009. – 689 с.
  4. Бочкарева Т.В. Стратегия развития муниципального образования: технологические основы программирования. — М.: МОНФ, 2009. – 360 с.
  5. Вавенков И.В. Социально – экономическое развитие муниципального образования. –  Право, 2010, № 1.-  с. 6
  6. Васильев А.А. Муниципальное управление. Конспект лекций. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 530 с.
  7. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 2004. – 249 с.
  8. Гильяров О.Ю. Институт местного самоуправления.  СПб: Изд-во СПб .-ун-та – 2010.- 360 с.
  9. Государственное и муниципальное управление. Справочник. / Под ред. Глазуновой Н.И., Забродина Ю.М., Поршнева А.Г. - М.: Юристъ, 2010. – 320 с.
  10. Дорш Д.А. Управление социальными процессами в муниципальном образовании: диагностика и пути оптимизации. М.: ИНФРА. -2010. – 343 с.
  11. Дронов В.П., Максаковский В.М., Ром В.Я.  Местное  самоуправление: институциональный аспект.- М.: Терра, 2010.- 460 с.
  12. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. – М.: Юрист, 2010. – 428 с.
  13. Марков М. Технологии и эффективность  местного управления. М.: Мысль, 2008. – 247 с.
  14. Хофин Ф. . М. Местное самоуправление в современной России: Дело, 2008. – 531 с.
  15. Меpкулов В.М.. Куpс лекций по куpсу: «Госудаpственное и муниципальное упpавление».-М.: ИНФРА  – 359 с.
  16. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования / Под ред. В.Е. Рохчина. — М.: РИЦ Муниципальная власть, 2010. – 152 с.
  17. Мишин В.М. Исследование систем местного самоуправления. – М.: ЮНИТИ. 2008. –– 527с.
  18. Основы муниципального управления.-  М.: РАГС, 2010. – 284 с.
  19. Основы научного управления социально-экономическими процессами в муниципальном образовании. — М.: Мысль, 2009. – 208 с.
  20. Местное самоуправление: проблема структуры и институциональных изменений /  Под ред.Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев.- М.: ЮНИТИ, 2010. – 450 с.
  21. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления: Учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2008. – 356 с.
  22. Устав  Приморского края от 6  октября 1995 г.
  23. Фатхутдинов Р.А. Система местного самоуправления: Учебно-практическое пособие. — М.: Интел-Синтез, 2009. – 385 с.
  24. Шугрина Е.С. Муниципальное право. 2-е мзд., доп. и пераб. – М.: Дело, 2010. – 496 с.
  25. Шарипов П.И. Институт местного самоуправления в  политическом процессе. – М.: Интел-Синтез, 2010. – 320 с.
  26. Эдмонт Н.А. Система местного самоуправления: проблемы и перспективы.- М.:. – Изд. 2-е, исправ. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 560 с.

Информация о работе Взаимоотношение государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий