Внешняя среда стратегических изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ внешней среды организации направленной на совершенствование и улучшения положения дел на предприятии.
В соответствии с данной целью поставлены задачи:
– проанализировать, и выявить основные элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;
– определить содержание и характеристику роли прогнозирования в деятельности организации;
– охарактеризовать и обосновать факторы внешней среды и их влияние на работу организации;
– также проанализировать организацию взаимодействия с субъектами внешней среды.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 103.04 Кб (Скачать файл)

 

Второй конкурентной силой по Портеру является соперничество существующих в отрасли компаний. Здесь следует выявить влияние трех факторов:

- структуру отраслевой конкуренции,

- условия спроса,

- высоту барьеров выхода в  отрасли.

          Структура отраслевой конкуренции зависит от степени консолидации в отрасли (фрагментарна ли она, имеются ли условия для олигополии или монополии). Фрагментарная отрасль представляет потенциально больше угроз, чем благоприятных возможностей, т.к. вход в такие отрасли сравнительно легок[11,c.89-115].

В консолидированных отраслях компании, как правило, большие и независимые. Таким образом, конкурентные действия одной компании прямо воздействуют на рыночную долю конкурентов, вызывая их ответные действия и раскручивая спираль конкуренции. Возможности таких компаний вести ценовую войну представляют главную конкурентную угрозу. В этом случае компании стремятся конкурировать по качественным отличительным преимуществам, т.е. конкурентная война ведется с позиций лояльности к торговой марке и минимизации вероятности ценовой войны. Успех такой тактики зависит от возможностей в отрасли дифференциации продукции.

Рост спроса на продукцию отрасли ведет к умеренной конкуренции при обеспечении больших возможностей для экспансии. Спрос растет вместе с рынком, компании могут увеличить скорость возврата инвестиций, и это делает компанию более привлекательной. Наоборот, снижение роста вызывает большую конкуренцию, компании могут отобрать рынки сбыта у других компаний. Таким образом, уменьшение спроса - главная опасность увеличения конкуренции.

Барьеры выхода являются серьезной опасностью, когда спрос в отрасли падает. Барьеры выхода являются экономическими и эмоциональными факторами, которые удерживают компанию, даже если доходы малы. В результате появляются излишние производственные мощности, что ведет к интенсификации ценовой конкуренции, т.к. компании сбрасывают цены, пытаясь использовать простаивающие мощности.

Обычно барьеры выхода включают следующие обстоятельства:

- инвестиции в оборудование  не имеют альтернатив их использования  и, если компания оставит отрасль, их надо списывать;

- высокая фиксированная стоимость  выхода из-за выплат увольняемым  рабочим;

- эмоциональное тяготения к  отрасли;

-стратегические взаимоотношения между СЗХ, например, соображения синергизма или интеграции между ними;

- экономическая зависимость от  отрасли: например если компания  не диверсифицирована, она вынуждена остаться в отрасли.

Между отдельными факторами конкуренции существует определенная взаимосвязь (рис.3).

 

Рисунок 3 -Спрос и барьеры выхода как аргументы благоприятных возможностей и угроз в консолидированной отрасли

 

Силы конкуренции, действующие на фирму в отрасли, эволюционируют в течение жизненного цикла отрасли. Быстрый рост отрасли ослабляет конкурентные силы. На этой стадии имеются благоприятные возможности для экспансии и захвата рыночных сфер. Угроза конкуренции, особенно ценовой, возрастает в период замедления роста. В стадии зрелости угроза конкуренции спадает, имеется возможность ограничить ценовую конкуренцию за счет согласия ценовых лидеров. Поэтому в этой стадии наблюдается относительно высокая прибыльность. Неценовая конкуренция может играть большую роль на этой стадии, и она важна для компаний, использующих преимущества дифференциации продукции. Ситуация меняется в стадии спада. Конкуренция особенно растет, если высоки барьеры выхода, прибыль падает и существенна опасность ценовой войны.

Третьей портеровской силой является возможность покупателей "торговаться". Она представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучшем качестве или сервисе. Слабые покупатели, наоборот, допускают рост цен и повышение прибыли.

  Покупатели наиболее сильны в следующих ситуациях:

- когда поставляющая отрасль  состоит из многих малых компаний, а покупателей мало и они большие,

- когда покупатели делают закупки  в больших количествах,

- когда отрасль зависит от  покупателей в большей части своей деятельности,

-когда покупатели могут выбирать между снабжающими отраслями по критерию минимума цен, что увеличивает ценовую конкуренцию в отрасли,

- когда экономически для покупателей  приобретения у разных компаний рассматриваются как единое целое,

- когда покупатели используют  угрозу реализации своего снабжения  путем вертикальной интеграции.

Четвертой конкурентной силой выступает давление со стороны поставщиков. Оно заключается в угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а следовательно, и прибыль. Альтернативно слабые поставщики дают возможность снизить цены на их продукцию и требовать более высокого качества.

Наиболее мощным является давление со стороны поставщиков в следующих случаях:

- когда поставляемый продукт  имеет мало заменителей и он  важен для компании;

- когда компании отрасли неважны  для снабжающих фирм;

- когда поставщики поставляют  такие продукты, что для компаний  дорого переключаться с одного  вида на другой;

- когда поставщики используют  угрозу вертикальной интеграции  вперед;

-когда покупающие компании неспособны использовать угрозу своей вертикальной интеграции назад.

Пятой конкурентной силой является угроза появления заменяющих продуктов. Существование полностью заменяющих продуктов составляет серьезную конкурентную угрозу, ограничивающую цены компании и ее прибыльность. Однако, если продукты компании имеют немного полных заменителей, то компания имеет возможность повысить цены и получить дополнительную прибыль, и их стратегии должны использовать этот факт[12,c.317-332].

Следует отметить, что анализ не является алгоритмом, который можно применять бездумно. И подстановка исходных данных, и толкования результатов требуют творческого осмысления. Такой анализ не является также единичной процедурой, а требует периодического повторения с учетом реальных изменений и результатов практики его применения.

 

2.2 Менеджмент  в условиях неопределённости  внешней среды

 

Существует множество факторов среды, которые влияют на организацию, и эффект воздействия которых на организацию может быть не совсем явным. Для того, чтобы оставаться прибыльными, организации должны противостоять неопределённости обстановки. Под неопределённостью понимается то, что зачастую решения приходится принимать без достаточной информации о факторах среды, и руководителям трудно предсказать возможные внешние изменения. Неопределённость обстановки повышает риск провала стратегии организации и затрудняет расчёт затрат и вероятностей риска, связанных с альтернативными стратегическими направлениями. Организации стараются получить представление о неопределённых условиях посредством анализа, пытаясь свести многочисленные факторы обстановки к модели, которая будет понятной, и согласно которой можно действовать.

Организации, действующие в определённой и неопределённой внешней обстановке, будут управляться, и регулироваться по-разному. Также важно и то, что структура или система управления организации должна соответствовать внешней среде, в окружении которой она находится[1,c.352].

В широком смысле организация для снижения неопределённости внешней обстановки может применять две общие стратегии. Организация может реагировать приспособлением и изменением её действий с целью добиться соответствия их обстановке (внутренняя стратегия). В другом случае организация может попытаться изменить обстановку так, чтобы она лучше соответствовала возможностям организации. Это – внешняя стратегия.

Внутренние стратегии.

Выбор сферы деятельности. Самой распространённой ответной мерой, которую организация может предпринять, столкнувшись с неблагоприятными условиями внешней обстановки, является переход к среде с меньшей неопределённостью. Например, руководство организации может рассмотреть возможность размещения бизнеса в другой рыночной нише, в которой конкурентов меньше или они менее мощные. Если организации неспособна к подобным изменениям, она может сделать выбор в пользу расширения спектра целей, структуры и характера деятельности, чтобы увеличить гибкость в реагировании на изменения внешней среды и стать в основном неспециализированной, в отличие от специализированной организации на рынке. Если внешняя обстановка стабильная, то выгодна специализация. Однако в динамичной внешней обстановке неспециализированные организации могут перестраиваться быстрее и использовать возможности, которые дают эти изменения.

Набор персонала. Некоторые организации используют практику выборочного набора персонала для уменьшения неопределённости внешней обстановки. Организации могут приглашать на работу сотрудников из персонала организаций-конкурентов для получения конкурентной информации об их клиентах. Другие охотятся за бывшими министрами, представителями правительства, другими в прошлом высокопоставленными чиновниками для того, чтобы использовать с выгодой для себя их связи с влиятельными людьми, принимающими решения.

Создание запасов. Традиционным способом противостояния неопределённости внешней среды всегда было создание вокруг основной производственной деятельности «буферных» подразделений с целью смягчения и поглощения этой неопределённости, снижая тем самым вероятность нарушения деятельности организации. Это достигается созданием запасов для непрерывного поступления в организацию денег, материалов, информации и других ресурсов. Например, отдел снабжения защищает производство от неожиданностей, обеспечивая наличие непрерывного потока сырья и материалов. Точно так же финансовый отдел должен обеспечить наличие достаточных денежных ресурсов для покрытия производственных затрат. Отдел кадров защищает производство за счёт набора и подготовки квалифицированного персонала.

Сглаживание. Сглаживание является попыткой выровнять воздействие изменений во внешней среде организации, в особенности изменений спроса. Сглаживание интенсивно используется магазинами в розничной торговле как защита бизнеса от сезонных и других колебаний спроса. Так, например, наименее активными периодами в розничной торговле являются период после Нового года и позднее лето. Поэтому именно в это время чаще всего устраиваются распродажи, которые производятся для того, чтобы ослабить ущерб от снижения доходов.

Нормирование. Если неопределённость среды возникает в результате избытка спроса, руководство организации может использовать нормирование продукции или услуг (т.е. распределять продукцию на основе некоторой системы приоритетов). Например, администрация университета использует нормирование в приёме студентов для обучения по тем специальностям, где не хватает мест для всех желающих.

Внешние стратегии.

Маркетинг. Большие денежные средства тратятся организациями каждый год на такие маркетинговые мероприятия, как исследование рынка, потребительских предпочтений, создание брендов («узнаваемых» торговых марок), рекламу их продукции и услуг. Организации тратят эти суммы, пытаясь снизить неопределённости среды, о чём свидетельствует подверженность потребителей рекламному воздействию, выработка приверженности к марке их продукции, снижение конкурентного давления и стабилизация спроса.

Заключение контрактов. В данном случае речь идёт о контрактах, призванных оградить организацию от колебаний качества и цен на необходимые ей материалы, а также производимую ею продукцию. Например, руководство может заключить контракт на определённый срок, условия которого предусматривают точные расценки на поставляемые материалы, или же контракт на продажу покупателю определённого процента произведённой продукции. Например, судоходные компании заключают контракты с нефтяными компаниями на поставки топлива с фиксированными условиями, которые нельзя изменить в течение определённого времени (срок действия контракта), несмотря на колебания цен на нефть или стоимости грузоперевозок.

Кооптирование. Организации могут «поглощать» из своего окружения отдельных лиц или другие организации, которые угрожают их стабильности. Это наиболее наглядно проявляется в выборочных назначениях в совет директоров различных корпораций. Например, можно ожидать, что организации, сталкивающиеся с неопределённостями в финансировании, будут назначать членов советов директоров из числа руководителей банков и других финансовых учреждений.

Объединение. Термин «объединение» обозначает ситуацию, когда организация объединяется с одной или с несколькими другими организациями для совместной деятельности. Примерами такой внешней стратегии являются слияния и создание совместных предприятий. Подобный метод может способствовать уменьшению неопределённости параметров внешней среды за счёт ослабления конкуренции между организациями и снижения их зависимости друг от друга.

Лоббирование. Лоббирование может быть определено как использование влияния отдельных лиц, социальное и политическое положение которых позволяет содействовать достижению выгодного для организации результата при принятии решений, и является ещё одним методом, используемым организациями для управления внешней средой. Чаще всего лоббирование проявляется в том, что организации, как индивидуально, так и совместно, через свои торговые ассоциации и группы политического давления активно стремятся повлиять на законодателей с целью принятия выгодных для них законов и правил. Так, организация может оказывать давление на органы, принимающие решения, для достижения льгот, более выгодного налогообложения, для снижения процентных ставок и т.д[13,c.57-62].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Разработка стратегии начинается с анализа внешнего окружения организации. Внешняя среда организации – это всё то, что лежит за пределами организации и имеет возможность влиять на её жизнедеятельность. Степень влияния внешних факторов может быть различной, поэтому внешнюю среду подразделяют на микроокружение (его факторы непосредственно влияют на организацию) и макроокружение (факторы которого воздействуют на организацию опосредованно).

Информация о работе Внешняя среда стратегических изменений