Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотреть и проанализировать сложившуюся миграционную ситуацию в Российской Федерации и особенности ее развития в Алтайском крае.
В соответствие с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, классификацию, цели и задачи миграционной политики.
2. Рассмотреть понятие и виды миграционно-правовых режимов.
3. Проанализировать нормативно-правовые акты, регламентирующие миграционную политику.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Миграционная политика: понятие,классификация,цели и задачи 5
1.2 Миграционно-правовые режимы: понятие и виды 10
1.3 Законодательное обеспечение миграционной политики Российской Федерации 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
2.1 Анализ миграционной ситуации в Алтайском крае за первый квартал 2013 года 19
2.2 Основные механизмы и этапы реализации региональной миграционной политики Алтайского края 28
2.3 Рекомендации по совершенствованию социальных аспектов миграционной политики в Алтайском крае 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Для характеристики понятия «миграционно-правовой режим» необходимо выделить признаки, присущие данному явлению:
а) миграционно-правовой режим представляет собой совокупность правовых средств;
б) правовые средства в рамках данного режима взаимосвязаны;
в) миграционно-правовой режим имеет четко определенную цель и объект, на который направлены правовые средства воздействия;
г) правовые средства представляют собой совокупность инструментов (установлений) властного воздействия на миграционные процессы;
д) правовые средства — система действий (технологий) субъектов, реализующих государственно-политическую деятельность в сфере миграции населения;
е) правовые средства, объединенные едиными целями, формируют специальные правила поведения, деятельности, официально установленные и обеспеченные системой организационно-правовых мер в миграционной сфере;
ж) миграционно-правовой режим осуществляется специальными субъектами, действующими в сфере реализации миграционной политики.12
Приведенные признаки миграционно-правового режима следует рассматривать, с одной стороны, как систему правовых средств, объединенных единой целью, а с другой — как сформулированные правила применения (реализации) указанных правовых средств. В этой связи миграционно-правовой режим объединяет не только систему правовых средств, но и правила их применения, осуществляемые субъектами, реализующими правовую миграционную политику страны.
Указанное положение позволяет определить миграционно-правовой режим как совокупность взаимосвязанных правовых средств, представляющих собой систему инструментов и действий, как сформулированные правила применения (реализации) указанных правовых средств, направленных на достижение четко определенных управленческих целей в сфере территориального перемещения населения.
Административно-правовые
режимы можно разделить в зависимости
от их роли в реализации правовой миграционной
политики на миграционно-правовые и иные
специальные административно-правовые
режимы. Первый из указанных видов режимов
создается специально для реализации
правовой миграционной политики страны.
Иные специальные административно-правовые
режимы формируются для реализации государственно-политических
функций в иных сферах, но напрямую затрагивающих
миграционные процессы. К числу последних
необходимо отнести следующие режимы:
предоставления гражданства физическому
лицу; чрезвычайного положения; военного
положения; охраны государственной границы;
экологического бедствия; закрытого административно-
Все виды миграционно-правовых режимов могут быть классифицированы в зависимости от их функционального назначения в процессе реализации правовой миграционной политики государства. К таковым следует отнести:
1) общие миграционно-правовые режимы: максимального миграционного благоприятствования; миграционного благоприятствования; наименьшего миграционного благоприятствования; миграционного моратория;
2) регистрационные (уведомительные) миграционно-правовые режимы: пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства; регистрации иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории Российской Федерации; регистрации по месту пребывания; регистрации по месту жительства;
3) разрешительные режимы: пересечения Государственной границы Российской Федерации; транзита иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации; приобретения правового статуса беженца; приобретения правового статуса вынужденного переселенца; получения территориального убежища;
4) правопредоставительные
режимы: визовый; предоставления права
на привлечение и
5) легализующие режимы: паспортный; временного (гуманитарного) убежища.13
Миграционно-правовые режимы в зависимости от цели их создания могут быть дифференцированы на регламентирующие (режим приобретения правового статуса беженца или вынужденного переселенца), миграционно-поощрительные (режимы максимального миграционного благоприятствования и миграционного благоприятствования), миграционно-ограничительные (режим привлечения иностранных граждан для работы на территории Российской Федерации) и миграционно-запретительные (режим запрета пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на отдельных территориях, определенных Правительством РФ).14
Формирование системы миграционно-правовых режимов реализации правовой миграционной политики является необходимым условием повышения эффективности осуществления данного вида государственно-политической деятельности и управления миграционными процессами в стране.
1.3. Законодательное обеспечение миграционной политики Российской Федерации
После распада Советского Союза миграционная политика в России проводилась не всегда согласованно, поскольку была непосредственной реакцией на потоки беженцев, появившиеся в результате межнациональных и военных конфликтов. С тех пор характер миграции изменился - она перешла в более спокойную стадию, где миграция обусловлена не ситуационными вызовами, а тенденциями, имеющими долгосрочный характер – состоянием экономической, демографической и региональной политики.15
В 1996 году был принят Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ). В 2002 году вступили в силу новая редакция Федерального закона от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ) и Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Обновление законодательства в этот период было направлено на усиление паспортно-визового режима, упорядочение системы регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на приграничных территориях. Предусматривался централизованный учет - создание центрального банка данных иностранных граждан, проживающих или временно находящихся в стране.
Позиция государства по вопросам регулирования миграции на среднесрочную перспективу изложена в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р. Согласно Концепции, целями регулирования миграционных процессов являются «обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации».16
В 2006 году миграционное законодательство было дополнено рядом правовых актов, направленных на упрощение порядка въезда, регистрации и пребывания в стране трудовых мигрантов на законном основании, что должно было стать основой для противодействия незаконной миграции.
Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции» разграничил компетенцию органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы Российской Федерации при осуществлении правоприменительных функций в сфере миграции. Согласно ему, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции от органов внутренних дел передаются Федеральной миграционной службе.17
Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» вступил в силу 15 января 2007 года. Им предусмотрены новые модели миграционного учета для различных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.
Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» направлен на упрощение миграционных процедур, связанных с получением статуса временно проживающего, на совершенствование государственного регулирования рынка иностранной рабочей силы.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351признает необходимость привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. Для этого предполагается: содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом; стимулирование возвращения в страну эмигрантов; привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских ВУЗов, на постоянное место жительства; привлечение молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки с возможным предоставлением преимуществ в получении гражданства по окончанию учебы.18
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) состоит из 7 разделов. Помимо Основных положений Концепции они включают условия формирования и реализации государственной миграционной политики РФ; ее цели, принципы, задачи и основные направления; международное сотрудничество; информационное обеспечение; основные механизмы и этапы реализации.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что вопросы миграционной политики находятся в зоне приоритетного общественного внимания, и это связано не столько с информационной конъюнктурой, сколько с их объективной значимостью для нашей страны и ее граждан. Формирование системы миграционно-правовых режимов реализации правовой миграционной политики является необходимым условием повышения эффективности осуществления данного вида государственно-политической деятельности и управления миграционными процессами в стране. Главными целями регулирования миграционных процессов являются: обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
2.1.Анализ миграционной ситуации в Алтайском крае за первый квартал 2013 года
1. Анализ динамики въезда, выезда и пребывания на территории Алтайского края иностранных граждан и лиц без гражданства
Динамика количества прибывающих и проживающих на территории Алтайского края иностранных граждан и лиц без гражданства свидетельствует о том, что в целом миграционная ситуация в регионе остается стабильной.
Подавляющее большинство иностранных граждан (67,3%) при пересечении государственной границы заявили, что прибыли на территорию Алтайского края с частной целью, 28,2% – с целью осуществления трудовой деятельности. Наибольшая доля в числе прибывших принадлежит гражданам Казахстана – 61,6%, Узбекистана – 31%, Кыргызстана – 3,7%, Таджикистана – 2%, прочие составили – 1,7%.
Рисунок 1-Въезд на территорию Алтайского края иностранных граждан по данным ЦБД УИГ за 6 мес.2013года
Распределение иностранных граждан по цели въезда на территорию Алтайского края (внесенные миграционные карты в базу данных) за 2009-2013 годы выглядит следующим образом:
Таблица1-Распределение иностранных граждан по цели въезда на территорию Алтайского края
Цель въезда |
2009 % |
2010 % |
2011 % |
2012 % |
2013 % |
Частная |
93,1 |
91,8 |
89,4 |
56,8 |
67,3 |
Учеба |
1,6 |
1,2 |
0,9 |
3,2 |
1,6 |
Работа |
2,8 |
4,6 |
8,0 |
33,6 |
28,2 |
Служебная |
1,1 |
0,5 |
0,4 |
1,5 |
0,7 |
Транзит |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
3,1 |
1,7 |
Коммерческая |
0,2 |
1,1 |
0,5 |
0,9 |
0,2 |
Туризм |
0,4 |
0,1 |
0,1 |
0,9 |
0,3 |
Не установлена |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |