Государственная миграционная политика Российской Федерации и особенности ее реализации в Алтайском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть и проанализировать сложившуюся миграционную ситуацию в Российской Федерации и особенности ее развития в Алтайском крае.
В соответствие с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, классификацию, цели и задачи миграционной политики.
2. Рассмотреть понятие и виды миграционно-правовых режимов.
3. Проанализировать нормативно-правовые акты, регламентирующие миграционную политику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Миграционная политика: понятие,классификация,цели и задачи 5
1.2 Миграционно-правовые режимы: понятие и виды 10
1.3 Законодательное обеспечение миграционной политики Российской Федерации 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
2.1 Анализ миграционной ситуации в Алтайском крае за первый квартал 2013 года 19
2.2 Основные механизмы и этапы реализации региональной миграционной политики Алтайского края 28
2.3 Рекомендации по совершенствованию социальных аспектов миграционной политики в Алтайском крае 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая2к,1сем.docx

— 157.87 Кб (Скачать файл)

Для характеристики понятия «миграционно-правовой режим» необходимо выделить признаки, присущие данному явлению:

а) миграционно-правовой режим представляет собой совокупность правовых средств;

б) правовые средства в рамках данного режима взаимосвязаны;

в) миграционно-правовой режим имеет четко определенную цель и объект, на который направлены правовые средства воздействия;

г) правовые средства представляют собой совокупность инструментов (установлений) властного воздействия на миграционные процессы;

д) правовые средства — система действий (технологий) субъектов, реализующих государственно-политическую деятельность в сфере миграции населения;

е) правовые средства, объединенные едиными целями, формируют специальные правила поведения, деятельности, официально установленные и обеспеченные системой организационно-правовых мер в миграционной сфере;

ж) миграционно-правовой режим осуществляется специальными субъектами, действующими в сфере реализации миграционной политики.12

Приведенные признаки миграционно-правового режима следует рассматривать, с одной стороны, как систему правовых средств, объединенных единой целью, а с другой — как сформулированные правила применения (реализации) указанных правовых средств. В этой связи миграционно-правовой режим объединяет не только систему правовых средств, но и правила их применения, осуществляемые субъектами, реализующими правовую миграционную политику страны.

Указанное положение позволяет определить миграционно-правовой режим как совокупность взаимосвязанных правовых средств, представляющих собой систему инструментов и действий, как сформулированные правила применения (реализации) указанных правовых средств, направленных на достижение четко определенных управленческих целей в сфере территориального перемещения населения.

Административно-правовые режимы можно разделить в зависимости от их роли в реализации правовой миграционной политики на миграционно-правовые и иные специальные административно-правовые режимы. Первый из указанных видов режимов создается специально для реализации правовой миграционной политики страны. Иные специальные административно-правовые режимы формируются для реализации государственно-политических функций в иных сферах, но напрямую затрагивающих миграционные процессы. К числу последних необходимо отнести следующие режимы: предоставления гражданства физическому лицу; чрезвычайного положения; военного положения; охраны государственной границы; экологического бедствия; закрытого административно-территориального образования; проведения контртеррористической операции; мобилизации; военного поселения.

Все виды миграционно-правовых режимов могут быть классифицированы в зависимости от их функционального назначения в процессе реализации правовой миграционной политики государства. К таковым следует отнести:

1) общие  миграционно-правовые режимы: максимального  миграционного благоприятствования; миграционного благоприятствования; наименьшего миграционного благоприятствования; миграционного моратория;

2) регистрационные (уведомительные) миграционно-правовые  режимы: пребывания  в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства; регистрации иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории Российской Федерации; регистрации по месту пребывания; регистрации по месту жительства;

3) разрешительные  режимы: пересечения Государственной  границы Российской Федерации; транзита  иностранных граждан и лиц  без гражданства через территорию Российской Федерации; приобретения правового статуса беженца; приобретения правового статуса вынужденного переселенца; получения территориального убежища;

4) правопредоставительные  режимы: визовый; предоставления права  на привлечение и использование  иностранной рабочей силы; предоставления иностранным гражданам (лицам без гражданства) права на занятие трудовой деятельностью; трудоустройства российских граждан за границей;

5) легализующие  режимы: паспортный; временного (гуманитарного) убежища.13

Миграционно-правовые режимы в зависимости от цели их создания могут быть дифференцированы на регламентирующие (режим приобретения правового статуса беженца или вынужденного переселенца), миграционно-поощрительные (режимы максимального миграционного благоприятствования и миграционного благоприятствования), миграционно-ограничительные (режим привлечения иностранных граждан для работы на территории Российской Федерации) и миграционно-запретительные (режим запрета пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на отдельных территориях, определенных Правительством РФ).14

Формирование системы миграционно-правовых режимов реализации правовой миграционной политики является необходимым условием повышения эффективности осуществления данного вида государственно-политической деятельности и управления миграционными процессами в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Законодательное обеспечение миграционной политики Российской Федерации

После распада Советского Союза миграционная политика в России проводилась не всегда согласованно, поскольку была непосредственной реакцией на потоки беженцев, появившиеся в результате межнациональных и военных конфликтов. С тех пор характер миграции изменился - она перешла в более спокойную стадию, где миграция обусловлена не ситуационными вызовами, а тенденциями, имеющими долгосрочный характер – состоянием экономической, демографической и региональной политики.15

В 1996 году был принят Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ). В 2002 году вступили в силу новая редакция Федерального закона от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ) и Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Обновление законодательства в этот период было направлено на усиление паспортно-визового режима, упорядочение системы регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на приграничных территориях. Предусматривался централизованный учет - создание центрального банка данных иностранных граждан, проживающих или временно находящихся в стране.

Позиция государства по вопросам регулирования миграции на среднесрочную перспективу изложена в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р. Согласно Концепции, целями регулирования миграционных процессов являются «обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации».16

В 2006 году миграционное законодательство было дополнено рядом правовых актов, направленных на упрощение порядка въезда, регистрации и пребывания в стране трудовых мигрантов на законном основании, что должно было стать основой для противодействия незаконной миграции.

Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции» разграничил компетенцию органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы Российской Федерации при осуществлении правоприменительных функций в сфере миграции. Согласно ему, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции от органов внутренних дел передаются Федеральной миграционной службе.17

Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» вступил в силу 15 января 2007 года. Им предусмотрены новые модели миграционного учета для различных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.

Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» направлен на упрощение миграционных процедур, связанных с получением статуса временно проживающего, на совершенствование государственного регулирования рынка иностранной рабочей силы.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351признает необходимость привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. Для этого предполагается: содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом; стимулирование возвращения в страну эмигрантов; привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских ВУЗов, на постоянное место жительства; привлечение молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки с возможным предоставлением преимуществ в получении гражданства по окончанию учебы.18

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) состоит из 7 разделов. Помимо Основных положений Концепции они включают условия формирования и реализации государственной миграционной политики РФ; ее цели, принципы, задачи и основные направления; международное сотрудничество; информационное обеспечение; основные механизмы и этапы реализации.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что вопросы миграционной политики находятся в зоне приоритетного общественного внимания, и это связано не столько с информационной конъюнктурой, сколько с их объективной значимостью для нашей страны и ее граждан. Формирование системы миграционно-правовых режимов реализации правовой миграционной политики является необходимым условием повышения эффективности осуществления данного вида государственно-политической деятельности и управления миграционными процессами в стране. Главными целями регулирования миграционных процессов являются: обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

2.1.Анализ миграционной ситуации в Алтайском крае за первый квартал 2013 года

1. Анализ динамики въезда, выезда  и пребывания на территории Алтайского края иностранных граждан и лиц без гражданства

Динамика количества прибывающих и проживающих на территории Алтайского края иностранных граждан и лиц без гражданства свидетельствует о том, что в целом миграционная ситуация в регионе остается стабильной.

Подавляющее большинство иностранных граждан (67,3%) при пересечении государственной границы заявили, что прибыли на территорию Алтайского края с частной целью, 28,2% – с целью осуществления трудовой деятельности. Наибольшая доля в числе прибывших принадлежит гражданам Казахстана – 61,6%, Узбекистана – 31%, Кыргызстана – 3,7%, Таджикистана – 2%, прочие составили – 1,7%.

Рисунок 1-Въезд на территорию Алтайского края иностранных граждан по данным ЦБД УИГ за 6 мес.2013года

 

Распределение иностранных граждан по цели въезда на территорию Алтайского края (внесенные миграционные карты в базу данных) за 2009-2013 годы выглядит следующим образом:

 

 

Таблица1-Распределение иностранных граждан по цели въезда на территорию Алтайского края

Цель въезда

2009

%

2010

%

2011

%

2012

%

2013

%

Частная

93,1

91,8

89,4

56,8

67,3

Учеба

1,6

1,2

0,9

3,2

1,6

Работа

2,8

4,6

8,0

33,6

28,2

Служебная

1,1

0,5

0,4

1,5

0,7

Транзит

0,8

0,7

0,7

3,1

1,7

Коммерческая

0,2

1,1

0,5

0,9

0,2

Туризм

0,4

0,1

0,1

0,9

0,3

Не установлена

0

0

0

0

0

Информация о работе Государственная миграционная политика Российской Федерации и особенности ее реализации в Алтайском крае