Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотреть и проанализировать сложившуюся миграционную ситуацию в Российской Федерации и особенности ее развития в Алтайском крае.
В соответствие с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, классификацию, цели и задачи миграционной политики.
2. Рассмотреть понятие и виды миграционно-правовых режимов.
3. Проанализировать нормативно-правовые акты, регламентирующие миграционную политику.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Миграционная политика: понятие,классификация,цели и задачи 5
1.2 Миграционно-правовые режимы: понятие и виды 10
1.3 Законодательное обеспечение миграционной политики Российской Федерации 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
2.1 Анализ миграционной ситуации в Алтайском крае за первый квартал 2013 года 19
2.2 Основные механизмы и этапы реализации региональной миграционной политики Алтайского края 28
2.3 Рекомендации по совершенствованию социальных аспектов миграционной политики в Алтайском крае 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
На миграционный учет на территории края поставлено 33108 иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе 4321 – постоянно проживающих и 28787 – временно пребывающих.
Распределение численности иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание, по странам исхода выглядит так:
Из общего количества выданных иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в пределах установленной квоты большинство составляют мужчины (60,2%), на втором месте женщины (30,8%) и на третьем – несовершеннолетние дети (9%).
По разрешению на временное проживание в крае проживают 9511 человек, что на 15,9% больше прошлогоднего показателя за этот же период (8204).
Таблица2-Количество разрешений на временное проживание в крае
Государство |
Принято заявлений о выдаче РВП |
Принято решений |
Аннулиро вано РВП | |||||||||||||
о выдаче РВП |
об отказе в выдаче РВП | |||||||||||||||
6 мес. 2013 |
6 мес. 2012 |
6 мес. 2013 |
6 мес. 2012 |
6 мес. 2013 |
6 мес. 2012 |
6 мес. |
6 мес. | |||||||||
в с е г о |
по квоте |
в с е г о |
по квоте |
в с е г о |
по квоте 2013 |
по квоте 2012 |
в с е г о |
по квоте 2012 |
по квоте 2011 |
в с е г о |
по квоте |
в с е г о |
по квоте |
2013 |
2012 | |
Азербайджан |
108 |
74 |
121 |
95 |
74 |
57 |
4 |
71 |
52 |
19 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
Армения |
250 |
238 |
198 |
155 |
128 |
97 |
8 |
113 |
68 |
37 |
5 |
4 |
0 |
0 |
1 |
3 |
Афганистан |
13 |
12 |
5 |
5 |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Беларусь |
5 |
4 |
0 |
0 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Вьетнам |
5 |
5 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
Германия |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Греция |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Грузия |
5 |
3 |
2 |
1 |
4 |
0 |
1 |
3 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Израиль |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Иран |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Исландия |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Испания |
3 |
2 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Италия |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Казахстан |
1118 |
916 |
1083 |
927 |
785 |
492 |
47 |
851 |
428 |
349 |
6 |
6 |
0 |
0 |
5 |
10 |
Китай |
17 |
17 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Кыргызстан |
202 |
178 |
270 |
234 |
134 |
91 |
9 |
214 |
130 |
78 |
3 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Латвия |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Литва |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
Молдова |
6 |
6 |
12 |
10 |
2 |
2 |
0 |
13 |
7 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Нигерия |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Сингапур |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Сирия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
США |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таджикистан |
1109 |
1015 |
479 |
435 |
580 |
438 |
35 |
314 |
208 |
68 |
13 |
13 |
11 |
11 |
2 |
4 |
Туркменистан |
4 |
4 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Турция |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Узбекистан |
737 |
703 |
546 |
520 |
348 |
317 |
13 |
259 |
180 |
67 |
8 |
8 |
22 |
22 |
4 |
12 |
Украина |
82 |
64 |
66 |
50 |
55 |
32 |
1 |
61 |
28 |
24 |
3 |
3 |
0 |
0 |
1 |
2 |
Франция |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Хорватия |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ЛБГ |
8 |
8 |
36 |
25 |
30 |
2 |
26 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
Итого |
3684 |
3262 |
2833 |
2471 |
2158 |
1536 |
144 |
1963 |
1109 |
695 |
39 |
38 |
39 |
39 |
21 |
35 |
По итогам полугодия УФМС России по Алтайскому краю принято к рассмотрению 433 заявления о приеме в гражданство Российской Федерации на основании ст. 41.3 указанного Федерального закона и 26 заявлений о признании гражданства Российской Федерации на основании ст. 41.2. На период рассмотрения заявлений оформлено 223 документа, удостоверяющих личность, заявителям, не имеющим документов. В гражданство Российской Федерации на основании ст. 41.3 Федерального закона принято 177 граждан, 18 гражданам оформлено признание гражданства Российской Федерации.
2. Внешняя трудовая миграция
Утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2012 № 1137 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2013 год» и распределенная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.11.2012 № 567н «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2013 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» квота для Алтайского края составила 140 приглашений.
За отчетный период разрешения на работу оформлены 424 ИГ, ЛБГ. Основная доля оформленных разрешений на работу приходится на иностранных граждан, прибывших в безвизовом порядке (388 разрешений или 91,5%).Иностранным гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации в порядке, требующем получения визы, оформлено 36 разрешений. Размер утвержденной квоты на выдачу разрешений на работу на 2013 год для Алтайского края составил 1028 разрешений, на 2012 год 1154. Исчерпание квоты составило 40,9 % .Отказано в выдаче разрешений на работу 1 иностранному гражданину. Аннулированы разрешения на работу на 123 ИГ и ЛБГ. Оформлено 20 разрешений на привлечение и использование 117 иностранных работников.
Распределение численности иностранных работников по странам исхода с годами практически не меняется и выглядит следующим образом:
Рисунок 4-Распределение численности иностранных работников
Мониторинг показателей миграционной ситуации в Алтайском крае показывает, что привлечение иностранных работников (в объеме 2009-2013 гг.) не оказывает существенного влияния на экономическое развитие и рынок труда края. Этот процесс позволяет решать проблемы заполнения вакансий по специальностям, по которым край испытывает острый недостаток. Разрешения на работу иностранным гражданам оформлены для осуществления трудовой деятельности в следующих отраслях экономики:
Рисунок 5- Отрасли экономики, разрешения на работу в которых имеют иностранные граждане на территории Алтайского края
От работодателей, привлекающих иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности, поступило 235 уведомлений о прекращении трудовых отношений с иностранными гражданами, что на 55,1% меньше, чем за аналогичный период 2012 года (523).
Оценка влияния иностранной рабочей силы на рынок труда Алтайского края показывает, что привлечение иностранных работников существенного влияния на рынок труда не оказывает. Доля иностранной рабочей силы от численности занятых в экономике края составляет 0,1%, при этом доля иностранных работников в общей численности высококвалифицированных работников составляет 0,01%, что свидетельствует о их незначительном влиянии на развитие инновационных видов деятельности.
3. О результатах деятельности по реализации международных договоров о реадмиссии
УФМС России по Алтайскому краю является головным компетентным органом по реализации реадмиссионных соглашений в крае. Деятельность Управления в данном направлении осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 мая 2008 года № 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на установление правовых основ реализации института реадмиссии.
В рамках реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии от 25.05.2006 в первом полугодии 2013 года в УФМС России по Алтайскому краю поступило 2 запроса по проверке принадлежности к гражданству России в отношении лиц, подлежащих реадмиссии на территорию России. Оба запроса исполнены в установленный законодательством срок. На территорию Алтайского края граждане России за отчетный период не пребывали.
4. Анализ реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
По состоянию на 01.07.2013 на территорию вселения – город Рубцовск и Рубцовский район из-за рубежа прибыло и прошло регистрацию в УФМС России по Алтайскому краю 106 участников и 113 членов их семей. Все они являются гражданами иностранных государств.
На учет поставлено 8 членов семей участников Госпрограммы, прибывших из-за рубежа, которые имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство. Убыло с территории вселения 14 человек, из которых 6 участников программы и 8 членов их семей.
Общая численность участвующих в региональной программе по состоянию на 01.07.2013 составляет 1508 человек: 861 участник и 647 членов их семей.
Трудоустроено 39 участников и 6 членов семей. Компенсационные выплаты участникам Госпрограммы и членам их семей составили:
- 33 участника и 55 членов семей получили деньги за транспортные расходы;
- 173 участника
и 133 члена семей получили
- 33 участника и 37 членов семей получили деньги за госпошлину;
- 9 участников
и 6 членов семей получают
В результате взаимодействия УФМС России по Алтайскому краю и Управления Алтайского края по труду и занятости населения достигнута договоренность об организации работы по приему заявлений потенциальных участников на участие в Государственной программе, в соответствии с основными положениями проекта региональной программы, для последующего их согласования после утверждения региональной программы.
В настоящее время на территории края осуществляется прием заявлений на участие в новой программе. Принято 470 заявлений, из которых 343 – от соотечественников, проживающих в Алтайском крае на основании разрешений на временное проживание или вида на жительство.
Организована информационная работа по привлечению к участию в Государственной программе соотечественников, проходящих процедуру оформления разрешений на временное проживание или вида на жительство, в том числе встречи со студентами, представителями национальных диаспор, консультации населения.
5. Реализация государственной политики Российской Федерации в отношении вынужденных переселенцев
УФМС России по Алтайскому краю на плановой основе проводит мероприятия по оказанию государственной поддержки вынужденным переселенцам и внутри перемещенным лицам.
По состоянию на 01.07.2013 на учете в УФМС России по Алтайскому краю в качестве вынужденных переселенцев состоит 296 семей в количестве 669 человек, в том числе 6 семей (9 человек), прибывших из Чеченской Республики. Принято решение о продлении срока действия статуса в отношении 153 семей (314 человек).
Ходатайств о предоставлении статуса вынужденного переселенца не поступало. Принято решение об утрате статуса вынужденного поселенца по истечении срока предоставления в отношении 64 семьи (148 человек).
В сводном списке вынужденных переселенцев, имеющих право на оказание государственной поддержки в постоянном жилищном обустройстве, в УФМС России по Алтайскому краю стоит 296 семей/ 875 человек. Все они включены в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
За 6 месяцев 2013 года в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», жилье выделено 64 семьям (158 человек). В Центре временного размещения проживает 11 семей (22 человека).
2.2 Основные механизмы и этапы реализации региональной миграционной политики Алтайского края
Высокая социальная значимость вопроса миграционной ситуации в Алтайском крае требует взаимодействия всех уровней управления и хозяйствования. В связи с этим Администрацией Алтайского края осуществлен ряд мер по принятию документов областного значения:
1. На основе Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) в Алтайском крае разработана региональная Концепция, её основными целями определены: регулирование миграционных потоков и помощь в обустройстве русскоязычным мигрантам, прибывшим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; привлечение мигрантов для удовлетворения потребностей экономики области в трудовых ресурсах, возрождения малообжитых территорий и аграрного сектора; создание эффективно действующей системы иммиграционного контроля на территории области
2.Краевая целевая программа "Демографическое развитие Алтайского края" на 2008 - 2015 годы(закон Алтайского края от 10.10.2008 N 94-ЗС). Данная программа представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов. В данной Концепции проанализирована современная демографическая ситуация в Алтайском крае, определены основные цели, задачи, приоритеты и пути решения наиболее острых социальных проблем.
Цели и задачи обеих Концепций находятся в непосредственной близости и взаимосвязи, обеспечивающих основные механизмы реализации миграционной политики Алтайского края:
1) включение
задач и мероприятий по
2) учет
мероприятий, проводимых в целях
реализации миграционной
3) совершенствование системы взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной государственной власти Алтайского края, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции посредством создания координирующих структур различного уровня;