Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотреть и проанализировать сложившуюся миграционную ситуацию в Российской Федерации и особенности ее развития в Алтайском крае.
В соответствие с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, классификацию, цели и задачи миграционной политики.
2. Рассмотреть понятие и виды миграционно-правовых режимов.
3. Проанализировать нормативно-правовые акты, регламентирующие миграционную политику.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Миграционная политика: понятие,классификация,цели и задачи 5
1.2 Миграционно-правовые режимы: понятие и виды 10
1.3 Законодательное обеспечение миграционной политики Российской Федерации 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
2.1 Анализ миграционной ситуации в Алтайском крае за первый квартал 2013 года 19
2.2 Основные механизмы и этапы реализации региональной миграционной политики Алтайского края 28
2.3 Рекомендации по совершенствованию социальных аспектов миграционной политики в Алтайском крае 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
4) финансовое,
организационное и
5) ввод
в действие и обеспечение
6) мониторинг
и анализ происходящих на
7) формирование
комплексной программы
8) выработка
предложений по
Этапы реализации миграционной политики Алтайского края
Первый этап (2013–2015 годы):
1) разработка и апробация целевых программ в рамках реализации основных направлений миграционной политики Алтайского края;
2) создание
региональной инфраструктуры
3) разработка
и принятие нормативных
4) создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
5) ввод
в действие и обеспечение
6) формирование
комплексной программы
Второй этап (2016–2020 годы):
1) принятие
региональной программы в
2) реализация
и мониторинг принятых
3) обобщение
и анализ правоприменительной
практики принятых в целях
реализации настоящей
4) расширение
использования информационных
Третий этап (2021–2025 годы):
1) оценка
эффективности реализации
2) уточнение
основных стратегических
По итогам реализации третьего этапа к 2026 году предполагается обеспечить миграционный прирост населения Алтайского края.
2.3
Рекомендации по
Анализируя формы и методы реализации региональной миграционной политики, необходимо отметить, что в Алтайском крае, как и во многих других субъектах РФ, имеются не только положительные стороны в деятельности, но и недостатки. В связи с этим, можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию социальных аспектов миграционной политики.
Эффективным вариантом разрешения проблем края служит привлечение квалифицированных работников из числа мигрантов. Для этого считается необходимым создание благоприятных условий проживания, обеспечение социальной защиты не только для переселенцев, но и местного населения, чтобы у них не возникало потребности уезжать. Многие мигранты, особенно приезжающие на временные заработки, оказываются в положении людей « второго сорта». В определенной мере это обусловлено тем, что значительная их часть по показателям образования и квалификации относятся к социальным низам, они вынуждены терпеть бытовую неустроенность, отсутствие надежных социальных гарантий существования. Поэтому наиболее важными являются социальные аспекты проводимой миграционной политики в регионе.
Данные рекомендации должны быть направлены на усиление факторов, способствующих иммиграции, и наоборот, снижению факторов, вызывающих отток населения из Алтайского края. Поэтому целесообразно разделить рекомендации на 2 блока.
I.Мероприятия, способствующие иммиграции:
1.Создание комплексных миграционных трудовых бирж, которые одновременно занимались бы легализацией (узакониванием пребывания мигрантов в России), активной разъяснительной работой (информированием приезжих об имеющихся свободных вакансиях, преимуществах работы по тем или иным профессиям, о социальных правах, о льготах участия в государственных программах), содействием в трудоустройстве (профессиональное обучением и переобучением), а так же социальным обеспечением нуждающихся категорий мигрантов (помощь в поиске жилья, организация медицинского обслуживания, устройство детей трудовых мигрантов в детские сады и школы и д.р.);
2.Введение в штатное расписание государственных органов и организаций, занимающихся реализацией миграционной политики должность специалиста по социальной работе (прошедшего специальную подготовку), который помогал бы осуществлять социальное обеспечение слабо защищенных иммигрантов;
3.Целенаправленное и равномерное распределение миграционного потенциала в целях предупреждения перегруженности одних районов и слабой реализации ресурсов других районов края. Для этого Администрации края необходимо сделать акцент на привлечении иностранных граждан в сельскую местность и в те населенные пункты, где есть необходимость в дополнительных трудовых ресурсах. Это возможно путем поощрения переселяющихся туда людей «подъемными», оказание помощи в приобретении жилплощади (скидки при покупке жилья в определенной местности, снижение процентных ставок при оформлении жилищных кредитов), а так же содействие самореализации личности и поддержке его творческих начинаний;
4.Повышение популярности Алтайских медицинских центров и здравниц с целью привлечение высококвалифицированных врачей и медицинских работников разных направлений. Для этого приезжим специалистам может быть предложена помощь в решении жилищных проблем (например, предоставление служебных квартир на период их трудовой деятельности в данной организации с перспективой в дальнейшем ее приватизировать). Для привлечения в край тех, кто желает подлечиться – проведение различных акций, например, снижение цен на некоторые медицинские услуги и путевки в оздоровительные центры в те периоды, когда число приезжих невелико. В этих целях целесообразно распространение информации об имеющихся у нас медицинских центрах и санаториях, их специфике, свободных вакансиях, ассортименте предлагаемых медицинских услуг. Можно задействовать печатные издания, теле - радиокомпании, ресурсы сети Интернет по средствам издания брошюр, статей, трансляции социальных медицинских роликов;
5.Повышение респектабельности среднеспециального и высшего образования в крае. Для достижения задуманного можно поощрять научные изыскания активных и одаренных студентов (грамотами, премиями, путевками). Кроме того оказывать поддержку студентов из числа сирот и малообеспеченных семей.
II. Мероприятия, способствующие снижению эмиграции:
1.Информирование трудоспособного населения о том, что их ждет на новом месте, о реальных трудностях, с которыми им придется столкнуться, сменив место жительства, так как не все из них хорошо представляют последствия подобных действий. Это в свою очередь заставит людей еще раз хорошо обдумать принятое решение, и в результате некоторая их часть изменит свое решение в пользу Алтайского края, а те, кто все же решит уехать, будут уже подготовлены к встрече с препятствиями;
2.Повышение уровня жизни местного населения, по средствам постепенного сокращения отставания среднемесячной заработной платы работников Алтайского края от среднероссийской зарплаты, увеличения размера пособий матерям и семьям, имеющих детей, развитие доступного ипотечного кредитования для молодых семей и начинающих специалистов и т.д.
3.Стимулирование и мотивирование специалистов к продолжению своей профессиональной деятельности в крае. В целях предупреждения снижения интереса (одна из причин отъезда людей) работников предприятий к своей деятельности и обновления впечатлений, эмоций, рекомендуется иногда менять рабочее место, обстановку, например, путем периодических стажировок, командировок (повышение квалификации, обмен опытом и т.д.). А для преодоления общей безработицы в сложившихся социально-экономических условиях необходимо проведение для сотрудников компаний и фирм поведенческих тренингов (обучающих адекватному поведению в условиях безработицы, помогающих открыть свое дело), переобучение дефицитным профессиям;
4.Поддержка алтайских студентов и одаренных детей путем поощрения их достижений (грамоты, гранты), обеспечения нуждающихся студентов местом в общежитиях, социальных стипендий для малообеспеченных студентов, материальной помощи и осуществления социального обеспечения студенческих семей и молодых матерей;
5.Организация досуга и свободного времени детей, подростков в сельской местности посредством вовлечения их в группы продленного дня, секции, кружки по интересам, проведения в школах психологических игр и занятий, направленных на развитие у них доброжелательных качеств, мыслительных процессов и памяти. Так же организация экскурсий по музеям края, проведение литературных вечеров, посвященных истории родного края, осуществление в общеобразовательных учреждениях патриотического воспитания подростков на образцах достойных авторитетов.
Таким образом, изложенные выше предложения могут помочь Администрации Алтайского края, государственным структурам и общественным организациям в повышении эффективности решения проблем в сфере миграционной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была посвящена изучению и анализу специфики миграционной политики в Российской Федерации и особенностям её реализации в Алтайском крае.
В ходе углубления в проблематику была рассмотрена теоретическая база миграционной политики: (подходы к пониманию термина «миграционная политика», классификация, цели, задачи), проанализированы особенности ее реализации в Алтайском крае, а так же подготовлены предложения по совершенствованию данной области социальной политики.
В процессе подбора материала для данной работы были систематизированы знания о миграционно-правовых режимах. Сделан вывод о том, что формирование системы миграционно-правовых режимов реализации правовой миграционной политики является необходимым условием повышения эффективности осуществления данного вида государственно-политической деятельности и управления миграционными процессами в стране.
В работе было рассмотрено законодательное обеспечение миграционной политики Российской Федерации. Было выяснено, что после распада Советского Союза миграционная политика в России проводилась не всегда согласованно, поскольку была непосредственной реакцией на потоки беженцев, появившиеся в результате межнациональных и военных конфликтов. С тех пор характер миграции изменился - она перешла в более спокойную стадию, где миграция обусловлена не ситуационными вызовами, а тенденциями, имеющими долгосрочный характер – состоянием экономической, демографической и региональной политики.
Анализ миграционной ситуации в Алтайском крае позволяет сделать вывод о том, что миграционная обстановка в Алтайском крае остается стабильной. УФМС России по Алтайскому краю совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти края целенаправленно и последовательно решает поставленные задачи в установленной сфере деятельности. Наблюдается увеличение количества иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет на территории края, до 17320 человек, что на 20,5% выше аналогичного показателя 2012 года. Наибольшее количество иммигрантов традиционно составляют граждане Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Деятельность миграционной службы разнопланова и не ограничивается каким-то одним направлением. Все аспекты деятельности важны: и борьба с нелегальной миграцией, и документирование граждан паспортами – внутренними или заграничными, и реализация Программы Алтайского края по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа, и вопросы трудовой миграции, и многое другое. Они стараются делать свою работу как можно более качественно и создают комфортные условия для получения гражданами государственных услуг, как в традиционном виде, так и в электронном формате. С помощью Единого портала www.gosuslugi.ru граждане могут воспользоваться услугами миграционной службы.
Но, не смотря на все старания, в крае вместе с положительными сторонами все же имеются недостатки в деятельности организаций по работе с различными категориями мигрантов.
Эффективным вариантом разрешения проблем края служит привлечение квалифицированных работников из числа мигрантов. Для этого считается необходимым создание благоприятных условий проживания, обеспечение социальной защиты не только для переселенцев, но и местного населения, чтобы у них не возникало потребности уезжать. Именно на это направлены рекомендации, данные во второй главе работы. Принятие их во внимание может способствовать совершенствованию методов реализации миграционной политики в Алтайском крае и потенциальному включению в данную работу специалистов социальной сферы. Таким образом, в процессе исследования наряду с приобретением новых, были систематизированы и закреплены уже имеющиеся знания по данной проблеме.