Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 23:41, курсовая работа
Под судебной властью понимается реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы, как та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.
Под судебной властью понимается реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы, как та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.
В
организационно-функциональном плане
судебная власть – это прежде всего
система независимых
Специфичны
и цели судебной власти: восстановление
нарушенного права и
Судебная власть – это вся система правосудия, т.е. совокупность независимых судов, осуществляющих от имени государства правоприменительную (юрисдикционную) деятельность по окончательному разрешению правовых споров (конфликтов), а также иные предусмотренные законом полномочия, связанные с отправлением правосудия.
Ведущая функция судебной власти, ее главное назначение во всесторонней защите прав и свобод человека и гражданина, т.е. не карающая, а правозащитная задача.
Как
записано в ст. 3 Закона о судоустройстве
и статусе судей в Республике
Беларусь, суды призваны охранять от посягательств
гарантированные Конституцией и
актами законодательства Республики Беларусь
личные права и свободы, социально-экономические
и политические права граждан, конституционный
строй, государственные и общественные
интересы, права юридических лиц независимо
от форм собственности, ведомственного
подчинения и условий хозяйствования.
СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Понятие и система конституционных основ (принципов) судебной власти
Под
конституционными основами судебной власти
следует понимать закрепленные в
Конституции Республики Беларусь или
вытекающие из ее норм общие руководящие,
исходные положения, определяющие наиболее
существенные стороны данного вида государственной
деятельности. Такие положения являются
основополагающими для всех предписаний
законодательства по вопросам организации
правосудия. Они образуют своего рода
фундамент, который служит опорой для
всех конкретных законодательных положений.
Эти положения, в свою очередь, не могут
противоречить принципам, в которых наиболее
глубоко, концентрированно выражается
тип правосудия. Принципы, будучи взаимосвязанными
между собой, образуют единую систему,
элементами которой являются следующие
конституционные положения:
Осуществление судебной власти только судами
В соответствии со ст. 109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Применительно к уголовным делам это положение конкретизировано в ст. 26 Конституции, которая устанавливает, что “никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда”.
Независимость судей и подчинение их только закону
Принцип
независимости судей и
Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов
Подзаконность является одним из свойств судебной власти. Статья 112 Конституции устанавливает, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Аналогичная норма содержится в ст. 4 Закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”.
Подзаконность
судебной деятельности означает, что
суд проводит судебное разбирательство
в установленном законом
Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде
Правосудие
как вид государственной
Состязательность и равенство сторон в процессе
Статья
115 Конституции Республики Беларусь
устанавливает, что “правосудие
осуществляется на основе состязательности
и равенства сторон в процессе”.
Это положение продублировано в
процессуальных кодексах (ч.1 ст.24 УПК,
ст.19 ГПК, ст. 9 ХПК) и суть его состоит в
том, что законом устанавливаются и обеспечиваются
равные возможности сторонам (участникам
дел) отстаивать в судебном разбирательстве
свои интересы, используя при этом предоставленные
им права. Состязательность и равенство
сторон в процессе являются неразрывными
понятиями, ведь, естественно, ни о каком
состязании не может быть речи, если состязающиеся
стороны не наделены равными правами и
возможностями для отстаивания собственных
позиций.
Открытое разбирательство дел во всех судах
Конституцией
Республики Беларусь установлено: “Разбирательство
дел во всех судах открытое. Слушание
дела в закрытом судебном заседании
допускается лишь в случаях, определенных
законом, с соблюдением всех правил
судопроизводства” (ст.114). Из данной статьи
Конституции нетрудно сделать вывод о
том, что гласность судебного разбирательства
распространяется на все виды судов без
исключения и является правилом рассмотрения
тех или иных категорий дел, а закрытое
судебное разбирательство – как исключение
из этого правила. Кроме того, независимо
от рассмотрения дела в открытом или закрытом
судебном заседании участвующим в нем
лицам должна обеспечиваться реализация
предоставленных им прав.
Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов)
Право сторон, участвующих в процессе, на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений, закрепленное в ст. 115 Конституции, является одной из форм осуществления гражданами права направлять личные обращения в государственные органы и должностным лицам (ст. 40 Конституции). Жалобы участников процесса позволяют вышестоящим судам своевременно проверять решения нижестоящих судов, выявлять допущенные в них ошибки, отменять или изменять незаконные и необоснованные решения. Поэтому своевременное обжалование судебных постановлений (актов) следует рассматривать как действенное условие недопущения исполнения неправосудных решений, средство укрепления законности и правопорядка.
Перечень
лиц, имеющих право подачи жалоб
на решение судов, а также порядок обжалования
детализируются в отраслевом процессуальном
законодательстве.
Право граждан на судебную защиту
Судебная власть составляет основу национальной системы защиты прав человека. Такой вывод вытекает из Всеобщей декларации прав человека, которая в статье 8-й закрепила право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
Соответственно Конституция Республики Беларусь зафиксировала, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ст.60). Это положение детализируется в статье 6-й Закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”, где указывается, что граждане Республики Беларусь имеют право на судебную защиту от покушений на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, а также от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц.
Значение
судебной защиты прав человека состоит
в том, что без нее все остальные
юридические институты, методы, влияющие
на реализацию прав, остаются недейственными.
Так как суд осуществляет социальный
контроль за поведением в обществе, за
соблюдением Конституции и законов, он
должен стать единственным органом, окончательно
разрешающим все правовые споры в обществе.
Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь
Конституция
Республики Беларусь отражает качественные
изменения в правовой политике государства.
Впервые в истории нашего конституционного
законодательства права и свободы,
честь и достоинство человека объявлены
высшей ценностью. Причем они не только
декларированы, а гарантированы созданием
соответствующих механизмов, необходимых
для осуществления конституционных прав
и свобод. Учитывая, что далеко не все граждане
обладают необходимыми познаниями в области
действующего законодательства, ст. 62
Конституции закрепила право каждого
на юридическую помощь для осуществления
и защиты прав и свобод, в том числе право
пользования в любой момент помощью
адвокатов и других своих представителей
в суде, иных государственных органах,
органах местного управления, на предприятиях,
в учреждениях, организациях, общественных
объединениях и в отношениях с должностными
лицами и гражданами. Весьма важным является
и то, что в предусмотренных законом случаях
юридическая помощь оказывается за счет
государственных средств и противодействия
оказанию правовой помощи запрещается.
Принцип презумпции невиновности
Принцип презумпции (от лат. praesumptio – предположение) невиновности сформулирован в ст.26 Конституции Республики Беларусь, где указано, что “никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда”. Иными словами, обвиняемый (подсудимый) считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Выборность и назначение судей
Поиск оптимальных способов формирования судейского корпуса – проблема, решение которой тесно связано с обеспечением независимости судей и подчинения их только закону. Поэтому, с одной стороны, подходы к наделению судейскими полномочиями могут изменяться на протяжении развития того или иного государства, с другой, в современных государствах все три способа формирования судейского корпуса: 1) избрание судей; 2) их назначение; 3) комбинированный – используется в различных вариантах.
В
этом плане Республика Беларусь не
является исключением. Длительное время,
когда Беларусь входила в состав
СССР, единственным способом было избрание
судей. Причем сначала судьи избирались
населением, позже – соответствующими
и вышестоящими Советами народных депутатов.
Казалось бы, что такой способ является
наилучшим. Однако, как справедливо отмечается,
следует критически относиться к неограниченному
использованию системы выборов, так как,
во-первых, у судьи и избирателей неодинаковый
уровень правосознания и поэтому их мнение
зачастую может быть противоположным,
во -вторых, по этой же причине гражданам
сложно сделать выбор из нескольких кандидатур,
предлагаемых на должность судьи. Назначение
также не может быть единственным способом
наделения судейскими полномочиями, так
как в данном случае появляется опасность
подбора судей исходя из соображений личной
преданности, политических убеждений
и т.д. Вот почему комбинированный или
смешанный способ формирования судейского
корпуса, закрепленный статьями 84, 11 и
116 Конституции Республики Беларусь, представляется
наиболее предпочтительным. В данном случае
предусматривается обычный для мировой
практики принцип участия в процессе формирования
высшего судейского корпуса различных
органов государственной власти, а комплектование
нижестоящих судов входит в компетенцию
Президента. Именно такой путь способствует
обеспечению независимости судей от влияния
из вне при рассмотрении конкретных дел,
исключает подчинение той или иной подсистемы
судов какой-либо одной из ветвей власти
(подробнее о назначении и избрании судей
см. Гл. 2).
Информация о работе Действующая судебная система Республики Беларусь