Действующая судебная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

Под судебной властью понимается реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы, как та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Конституционному праву.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

      Являясь высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, Высший Хозяйственный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью хозяйственных судов.

      Не  реже одного раза в год Высший Хозяйственный  Суд  информирует о деятельности хозяйственных судов Президента Республики Беларусь, а также Палату Представителей и Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь.

      Высший  Хозяйственный Суд состоит из судей этого суда, в том числе  председателя, первого заместителя  и заместителей Председателя. Численность заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда определяется Президентом Республики Беларусь. Количественный состав этого суда устанавливается также главой государства по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

      Высший  судебный орган судов хозяйственной  юрисдикции действует в составе:

  1. Пленума;
  2. Президиума:
  3. Коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов:
  4. судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.

      В Высшем Хозяйственном Суде имеется  квалификационная коллегия судей.

      Хозяйственные суды областей и хозяйственный суд  г. Минска (учрежденный в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь № 540 от 10 ноября 1998 г. и приравненный к этим судам) состоят из судей, в том числе председателя и заместителей председателя.

      Хозяйственный суд области действует в составе  судебных коллегий, в том числе  и специализированных, для рассмотрения отдельных категорий дел и  для проверки законности не вступивших в законную силу судебных актов, а  также могут образовываться из числа судей судебные составы для рассмотрения отдельных дел. Судебные коллегии и судебные составы формируются председателями этого суда. 

Международный арбитражный (третейский) суд

      Международный арбитражный суд при Белорусской  Торгово-промышленной палате был образован в Республике Беларусь весной 1994 г. 12 апреля того же года введен в действие Регламент этого суда, которым были урегулированы организация, компетенция и правила рассмотрения хозяйственных споров международным арбитражным судом при Белорусской Торгово-промышленной палате.

      Создание  такого суда вызвано развитием международных  экономических связей, международной  торговли Республики Беларусь с зарубежными  государствами, необходимостью разрешения между участниками внешнеэкономических отношений возникающих споров, коллизий.

      Образование Международного арбитражного суда способствовало повышению международного авторитета нашей страны, демократизации системы  правосудия, обеспечивало оптимальные  условия для доверия к суду, конфиденциальность, оперативность, отсутствие формализма, экономичность, выгодность таких судов для государства и сторон. 

      Международный арбитражный суд при Белорусской  торгово-промышленной палате получил  статус постоянно действующего негосударственного независимого органа, осуществляющего правосудие на началах самоокупаемости.

      9 июля 1999 г. издается Закон Республики Беларусь (№ 279-3) “О международном арбитражном (третейском) суде”. Этим законом на уровне мировых стандартов регламентирован правовой статус этого суда, создана правовая база для его эффективного функционирования.

      В Законе предусмотрены два вида третейских судов:

  1. Международный арбитражный (третейский) суд как постоянно действующая арбитражная (третейская) организация;
  2. третейский орган, специально образуемый по соглашению сторон спора вне

постоянно действующей арбитражной (третейской) организации для рассмотрения отдельного спора, т.е. международный арбитражный  суд для рассмотрения конкретного  спора (ad noc – лат. слово – для данного случая).

      Согласно ст. 2 Закона основной задачей международного арбитражного суда является правильное и своевременное разрешение споров, отнесенных к его компетенции.

  Экономический Суд  СНГ

      Экономический Суд Содружества Независимых  Государств является одним из уставных постоянно действующих органов СНГ, который обеспечивает единообразное применение соглашений государств – участников Содружества и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

      Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического Суда СНГ определяется межгосударственными соглашениями и Положением о нем. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемом Пленумом Экономического Суда Содружества.

      Экономический Суд СНГ был образован согласно ст. 5 Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран – участниц Содружества от 15 мая 1992 г.

      В соответствии со ст. 3 Положения к ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества; о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

      Соглашениями  государств-участников Содружества  к ведению Экономического Суда могут  быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества. В частности, Экономический Суд СНГ разрешает споры о толковании межгосударственных и межправительственных договоров, соглашений государств-участников Содружества.

      Экономический Суд СНГ образуется  из равного  числа судей (по два) от каждого государства-участника.

      Судьи избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей  высших хозяйственных, арбитражных  судов государств-участников Содружества, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование (ст. 7 Положения об Экономическом Суде СНГ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. с  изменениями и дополнениями, принятыми  на Республиканском референдуме  от 24.11.1996, в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004.
  2. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29.06.2006 г. №139-З.
  3. Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13.01.1995 г. №3514-XII.
  4. Закон Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30.03.1994 г. №2914-XII.

Информация о работе Действующая судебная система Республики Беларусь