Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 23:41, курсовая работа
Под судебной властью понимается реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы, как та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.
Кроме осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам, в районных (городских) судах рассматриваются, как уже указывалось выше, материалы об административных правонарушениях.
Рассмотрение дел данной категории осуществляется единолично судьями по административным делам и исполнительным производствам, если таковые имеются в составе районного (городского) суда. В противном случае рассмотрение административных дел входит в единоличную компетенцию судей по уголовным и гражданским делам.
На судей по административным делам закон возлагает также рассмотрение материалов связанных с исполнением судебных постановлений по гражданским и административным делам, по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также подлежащих исполнению судебными исполнителями постановлений других органов и должностных лиц.
Областные и Минский городской суды
В
каждой из шести областей, на которые
разделена Республика Беларусь, созданы
и успешно функционируют
Особенностями
правового статуса судов
Надзор
за судебной деятельностью областных
и Минского городского судов осуществляется
Верховным Судом, а организационное и
материально-техническое обеспечение
их деятельности возложено на Министерство
юстиции Республики Беларусь.
Верховный
Суд Республики Беларусь
Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом для общих судов является Верховный Суд.
Особенности его правового статуса заключаются в том, что только Верховный Суд:
Осуществляя
надзор за судебной деятельностью общих
судов Верховный Суд
Таким образом, надзор Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих органов правосудия является важной организационной гарантией правильности функционирования всей судебной системы и преследует цель обеспечения законности в деятельности всех ее органов.
В то же время, несмотря на свой статус высшего судебного органа, Вер-
ховный Суд в соответствии с Конституцией не обладает правом законодательной инициативе. Полагаем, что в будущем этот недостаток должен быть устранен.
Состав Верховного Суда Республики Беларусь
Верховный Суд Республики Беларусь состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей и народных заседателей и действует в составе:
Количественный
состав Верховного Суда устанавливается
Президентом Республики Беларусь по
представлению Председателя Верховного
суда и в настоящее время
Судьей Верховного Суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет. Последнее условие не относится к судьям судебной коллегии по патентным делам, которые могут не иметь высшего юридического образования. В этом случае они должны обладать высшим техническим или естественно-научным образованием и стажем работы в области патентоведения не менее трех лет. На таких судей патентной коллегии также не распространяются общие требования, касающиеся прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена (ст. 62 Закона).
Председатель,
его заместители и судьи
Количество
народных заседателей для Верховного
Суда составляет 10 человек на одного
судью. Их подбор осуществляется, как
и для нижестоящих судов, управлениями
юстиции областных, Минского городского
исполнительных комитетов сроком на пять
лет на основании списков избирателей
по выборам в местные или высшие органы
власти из числа граждан, постоянно проживающих
на территории района, города, области.
Списки народных заседателей Верховного
Суда утверждаются Президентом по представлению
Председателя Верховного Суда.
Хозяйственные суды.
Развитие, задачи и роль хозяйственных судов
Хозяйственные
суды – первые органы судебной власти
экономической юрисдикции в истории
отечественного судоустройства. Эти суды
появились в 1991 г. До этого, с 1922 г. по 1990
г., т.е. почти 70 лет в нашей стране (впрочем,
как и в РСФСР и в других союзных республиках
бывшего СССР) действовали органы государственного
и ведомственного арбитража. Arbitr – латин.
слово, переводится как третье независимое
лицо, посредник. По своей юридической
природе органы арбитража были административно-судебными
учреждениями, разрешавшими преддоговорные
и имущественные споры между предприятиями,
учреждениями и организациями соответственно
разных или одного ведомства и выполнявших
одновременно некоторые функции исполнительно-
Согласно ст. 1 Закона хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.
Хозяйственные суды признаются юридическими лицами и составной частью судебной системы Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 2 Закона их основными задачами являются:
Осуществляя работу по предупреждению нарушений законодательства в хозяйственных (экономических) отношениях при выполнении договорных обязательств, хозяйственные суды анализируют данные и материалы, характеризующие причины этих нарушений, разрабатывают и принимают меры в пределах своей компетенции по их устранению, ведут пропаганду хозяйственного законодательства, направляют государственным, в том числе правоохранительным, контролирующим и иным органам частные определения о выявленных нарушениях законодательства и вносят предложения об их устранении. Причем, эти частные определения обязательны для исполнения организациями и гражданами.. О мерах, принятых по материалам частных определений, сообщается в хозяйственный суд не позднее месячного срока с момента поступления частного определения.
В
установленном порядке о
Хозяйственные суды изучают и обобщают судебную практику, ведут судебную статистику и о результатах сообщают Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь.
Весьма важное значение имеет разработка Высшим Хозяйственным Судом предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего хозяйственные (экономические) отношения.
Это осуществляется на основе изучения и обобщения практики рассмотрения споров хозяйственными судами. В необходимых случаях для этой работы привлекаются специалисты из других организаций и научные работники.
Принципами
организации и деятельности хозяйственных
судов в соответствии со ст. 2 Закона
о хозяйственных судах
Как видим, в основе построения и функционирования хозяйственных судов, лежат те же демократические начала, которые являются конституционными основами организации и деятельности и других судов, входящих в судебную систему.
Система, состав и структура хозяйственных судов
Организационное построение системы хозяйственных судов определяется статьями 7 и 17 Закона о судоустройстве и статусе судей и ст. 2 Закона о хозяйственных судах.
Систему
хозяйственных судов
Перечисленные суды образуют единую систему, которую возглавляет Высший Хозяйственный суд. Он несет ответственность за организацию, состояние и совершенствование их деятельности, за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды.
Информация о работе Действующая судебная система Республики Беларусь