Земская реформа 1864 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:35, контрольная работа

Краткое описание

В последнее десятилетие в отечественной исторической науке одной из активно обсуждаемых проблем является история становления и развития земского самоуправления в России. История земства и земских учреждений многогранна и интересна. Земское самоуправление служило фактором сбалансированного решения местных проблем и своеобразным ростком демократических, гражданских начал в самодержавной России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3..
Глава 1. Подготовка земской реформы……………………………………………5
1.1. Предпосылки проведения земской реформы…………………………..5
1.2. История создания «Положения о губернских и уездных учреждениях»………………………………………………………………………..8
Глава 2. Земская реформа 1864 года: положения и особенности……………….10
2.1. Основные положения реформы………………………………………..10
2.2. Особенности Земской реформы………………………………………..14
Глава 3. Историческое значение Земской реформы……………………………...20
Список использованной литературы……………………………………………...28
Приложение…………………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Земская реформа 1864 года.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

В систему российского  самодержавия был введен институт, который основывался на принципиально  новых для административно-бюрократического механизма началах и принципах (всесословность, выборность и сменяемость  должностных лиц, гласность деятельности).

Земская реформа («Положение о губернских и уездных земских  учреждениях» от I января 1864 г.) создала  в губерниях и уездах систему  представительных органов – уездные  и губернские земские собрания. Их члены назывались «гласными» и избирались на 3 года в ходе двухстепенных выборов, в которых участвовало все местное население, разделенное на три избирательные курии: землевладельцев, городских собственников, представителей крестьянских обществ, выдвинутых предварительно на волостных сходах.

Эти курии избирали выборщиков, а выборщики на своих собраниях  избирали депутатов (гласных) в уездные  собрания (от 10 до 96). На уездных собраниях  избирались члены губернского собрания (от 15 до 100). Депутатами земских собраний могли стать мужчины не моложе 25 лет, не опороченные по суду.

Земские собрания, как  в уезде, так и в губернии, собирались один раз в год (своеобразные сессии), заседали несколько дней, решая насущные проблемы. В перерывах между ними действовали управы (председатель и 2–6 членов), избиравшиеся из числа гласных. Члены управ работали постоянно и получали жалованье из земских сборов, размеры которого определялись собранием. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства.

Земские органы создавались «для содействия правительству в ведении местных хозяйственных дел». Земства занимались экономикой, просвещением, медицинским обслуживанием, строительством дорог, агрономической и зоотехнической помощью, общественным призрением и т.п. В компетенцию земских органов входило также распределение государственных и утверждение местных налогов. На земские сборы, установленные для всех категорий населения, строились школы и больницы, богадельни и ночлежные дома, дома престарелых и сирот. Земские органы работали под непосредственным контролем и в тесном контакте с государственными органами. Производить сборы и проводить в жизнь решения им помогали уездные исправники, важнейшие их решения требовали санкции губернатора, который утверждал и выборы уездных земских управ. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел.

Земская реформа была проведена в 34 из 59 российских губерний. Её положения не действовали на территории Польши, Финляндии, в Прибалтике, где  имело место своё особое национальное управление. Они не распространялись на Сибирь, некоторые обширные северные и южные губернии (Архангельскую и Астраханскую), в которых отсутствовали дворянство и помещичье землевладение.

Земства внесли огромный вклад в развитие отечественного хозяйства и культуры. Они подготовили почву для введения в стране всеобщего начального обучения. Работа в земских органах способствовала формированию гражданского сознания, российской интеллигенции, выходившей из разных слоёв населения. В 1865–1867 гг., к примеру, дворяне составляли 46 % гласных, свыше 34 % крестьяне, 10,2 % купцы, оставшуюся часть делили между собой духовенство и представители других сословий.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы, культура. М., НИКА, 1996.

2. Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000

3. Буржуазные реформы в России второй половины XIX в. - Воронеж, Изд-во Воронежского ун-та, 1988.

4. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: учебное пособие. – М., Инфра-М.

5. Великие реформы в России 1854—1874. - М.: Экономика, 2001.

6. Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 года. - М.: Изд-во МГУ, 1957.

7. Герасименко Г.А. Земское управление в России. - М., Наука, 1990.

8. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М.: Наука, 1998.

9. История государственного управления России, - Ростов-на-Дону, Феникс, 2002

10. Ляшенко Л.М. Царь-освободитель. - М.: Дека, 2004.

11. Миронов Б.Н. Социальная история России. Т. 1. - СПб.: Питер,1999.

12. Петров Ф.А. Земско-либеральные проекты переустройства государственных учреждений в России в конце 70-х — начале 80-х XIX в. // Отечественная история. 2000. № 1.С. 34.

13. Писарькова Л.Ф. Развитие местного самоуправления в России до великих реформ: обычаи, повинность, право // Отечественная история. 2001. № 2.

14. Политическая история России. Хрестоматия для вузов. М.: ЮНИТИ, 2003.

15. Яковлев А.И. Александр II и его эпоха. М., Знание, 1992.

 

Приложение 

 

Рис. 1. Земские учреждения России по реформе 1864 г.

1См.: Лаптева Л. Е. Земские учреждения в России. М., 1993, Лаптева Л. Е. Об истории земских учреждений России// Государство и право. 1993. N8

2См.: Шутов А. Ю. Реформа земской избирательной системы в России 1890 г. М., 1997, Шутов А. Ю. Земская избирательная система: Из истории разработки// ПОЛИС (Политические исследования). 1998. N2

3 История государственного управления России, - Ростов-на-Дону, Феникс, 2002, с. 158-160

4Герасименко Г.А. Земское управление в России. - М., Наука, 1990, с. 63.

 

5См.: Ефимов Е.Н. Элементарные понятия о государстве и праве. - М., 1977. – С.47-48.

6 См.: Cергеевич В.Н. Лекции и исследования по истории русского права. - Спб., – 1883.

7См.: Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Часть I. Общее государственное право. – М.,1894.

 

8 Градовский А.Д. Органы местного управления. – т.3, ч.I. – Спб.,1883.

9 Писарькова Л.Ф. Развитие местного самоуправления в России до великих реформ: обычаи, повинность, право // Отечественная история. 2001. № 2. С. 6.

10Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. - М.: Наука, 2001, с. 58.

11Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000, с. 87

12 Великие реформы в России 1854—1874. - М.: Экономика, 2001, с. 138

13. Лeнин В. И. Гонители земства и Аннибалы либерализма. // Поли. собр. соч. Т. 5. С. 35.

14 Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. - М.: Наука, 2001, с. 58-62.

15 Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы, культура. - М., НИКА, 1996, с. 35-38

16 Великие реформы в России. 1856-1874 - М.: Экономика, 2001 с. 206-207.

17Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: учебное пособие. – М., Инфра-М; Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1997, с. 145

18 Великие реформы в России. 1856-1874 - М.: Экономика, 2001, с. 208

19 Миронов Б.Н. Социальная история России. Т. - 1. СПб., Питер,1999, с. 111.


Информация о работе Земская реформа 1864 года