Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 20:57, курсовая работа
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы раскрыть правовую природу конституционного правосудия в РФ как одного из институтов государственной власти и механизма судебного контроля на основе анализа действующего законодательства, научных взглядов, а также судебной практики.
Поставленная перед нами цель исследования предопределила решение следующих задач:
Во-первых, раскрыть понятие, структуру конституционного правосудия в РФ, а также его роль в системе права;
Во-вторых, обозначить правовое положение и функции органов, осуществляющих конституционное правосудии на федеральном и региональном уровне;
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Общая характеристика института конституционного правосудия в России……………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие, структура конституционного правосудия и его место в системе права……………………………………………………………………………….5.
1.2 Судебные органы, осуществляющие конституционное правосудие в России……………………………………………………………………………...8
1.3 История возникновения конституционного правосудия в России и зарубежных странах……………………………………………………………..14
2 Конституционное правосудие в России на современном этапе: актуальные и проблемные вопросы……………………………………………………….....23
2.1 Несовершенства нормативно-правового регулирования конституционного правосудия в РФ…………………………………………………………………23
2.2 Проблемы реализации актов конституционного правосудия в РФ………28
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………..34
В связи с тем, что в России судебная власть осуществляется конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судами общей юрисдикции практически важным становится вопрос об определении круга дел, подведомственных КС РФ. Для отбора таких дел КС РФ использует критерии, содержащиеся в ст. 3, 40, 43, 68, 85, 89, 93, 97, 103 и 108 Закона о Конституционном Суде РФ.
Правоположения ст. 36, 40-43 и 68 Закона о Конституционном Суде РФ наиболее точно раскрывают предназначение конституционного правосудия. Конституционный Суд РФ, в рамках предоставленных ему полномочий, призван устранять возникающие неопределенности в понимании положений Конституции РФ, разрешает вопросы соответствия нормативных правовых актов Конституции РФ, при условии, если эти вопросы подлежат разрешению и относятся к числу конституционных.
Т.Г. Морщакова отмечает две особенности процедурных правил в конституционном судопроизводстве. Во-первых, все процессуальные формы деятельности Конституционного Суда РФ при осуществлении конституционного судопроизводства базируются на конституционных нормах, подробно определяющих виды процедур, формы обращений, лица, уполномоченные на обращение, критерии допустимости обращений, а также перечень, подлежащих проверке актов. Во-вторых, применительно к конституционному судопроизводству в Законе о Конституционном Суде РФ устанавливаются не только процедурные правила, но и статусные характеристики судей, а также его внутренняя структура и функциональная организация.10
Органы конституционной юстиции в субъектах РФ созданы около двух десятилетий назад. Так, 27 декабря 1991 г. был создан первый региональный конституционный суд в Республике Дагестан. В тоже время в этот период в республиках Северная Осетия - Алания, Коми и Татарстан более года действовали квазисудебные органы конституционного правосудия - комитеты конституционного надзора, которые впоследствии были преобразованы в конституционные суды. Таким образом, это послужило началом формирования института конституционного судебного контроля в субъектах РФ.
На сегодняшний день в России действуют 18 конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Самый молодой из органов конституционной юстиции в субъектах России, - Уставный суд Челябинской области (учрежден в декабре 2011 г.).
Следует отметить, что формирование конституционных судов в субъектах РФ – совершенно закономерный процесс для любого правового государства, в том числе и для России, который отражает реализацию принципа федерализма.
Конституционные суды субъектов РФ являются частью судебной системы РФ. Примерная компетенция этих судов регламентируются положениями ч.1 ст. 27 ФКЗ «О судебной системе в РФ».11 Согласно указанной статьи, к полномочиям конституционного суда субъекта РФ относятся следующие дела:
Содержащийся в рассматриваемой статье перечень вопросов, подведомственных рассмотрению конституционного (уставного) суда по своему смыслу не является исчерпывающим. В ст. 27 Закона нет препятствий к установлению дополнительных полномочий конституционных (уставных) судов, которые не должны вторгаться в компетенцию Конституционного Суда РФ, других федеральных судов и соответствуют компетенции того или иного субъекта РФ. Здесь следует также обратиться к Определению Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. N 103-О, в котором сказано, что дела, отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, конституционным (уставным) судам субъектов РФ как судам, входящим в судебную систему РФ, неподведомственны.12
Следует также отразить еще одно правоположение, указывающее на самостоятельность конституционной юстиции в субъектах РФ. Дело в том, что ч.4 ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ» указывает, что решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ окончательны и не могут быть пересмотрены иным судом, в том числе и Конституционным Судом РФ. Однако важно обратить внимание, что законом не запрещается тому же конституционному суду субъекта РФ, принявшему решение по делу, при наличии определенных обстоятельств пересмотреть это решение.
Исходя из выше изложенного, мы приходим к выводу, что функционирование в регионах страны конституционного (уставного) суда есть выражение государственного подхода к гармоничному соотношению полномочий между федеральными и региональными органами власти, осуществляющими правосудие. Позволим себе согласиться с позицией Президента Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым, что "федерация должна избирать наиболее эффективные и соразмерные механизмы организации государственной власти, обеспечивая сбалансированное сочетание полномочий и интересов Российской Федерации, с одной стороны, и ее субъектов - с другой".13
Важно отметить, что наличие конституционных (уставных) судов в субъектах РФ в системе органов государственной власти этих субъектов придает завершенность названной системе и фактически воспроизводит взаимоотношения органов государственной власти, установленных на федеральном уровне. Представляется интересной позиция Безрукова А.В., который называет ряд неотъемлемых факторов, обуславливающих необходимость создания конституционных судов в субъектах РФ в рамках реализации принципа разделения властей. К таким факторам он относит:
Во-первых, недопустимость функционирования региональных органов власти в усеченном виде;
Во-вторых, исключительность полномочий конституционных (уставных) судов;
В-третьих, особая роль деятельности конституционных (уставных) судов в развитии регионального законотворчества;
В-четвертых, возможность оценки политико-правовой зрелости региона по его отношению к вопросу ведения конституционного правосудия.14
Правоприменительная практика показывает, что несмотря на разделение конституционной юстиции на федеральный и региональный уровень, правовые позиции Конституционного Суда РФ применяются в решениях конституционных (уставных) судов и это стало нормой. Взаимодействие между органами конституционного судебного контроля на федеральном и региональном уровне осуществляется в различных формах. У конституционных (уставных) судов имеется процессуальная возможность обращения с запросом в Конституционный Суд России.
Анализируя выше сказанное, мы приходим к выводу, что конституционное правосудие в России, осуществляемое Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ занимает ведущее место государственно-правовом механизме защиты Конституции России. Эти суды действуют в рамках единого правового пространства и способствуют укреплению демократического правового государства, что определяет основные формы их взаимодействия. Достаточно сложный и длительный период образования конституционной (уставной) юстиции в регионах страны говорит нам о сложности реализации принципов правового государства на уровне субъектов РФ, даже не смотря на имеющуюся правовую базу. В большинстве субъектов РФ конституционные суды отсутствуют.
Независимое положение конституционных (уставных) судов свидетельствует о децентрализации судебной власти как основного условия разделения властей в субъектах. Посредством учреждения института конституционного правосудия в субъектах РФ и его дальнейшего развития регионы нашей страны получают судебную компетенцию, которая принадлежит им как полноправным субъектам РФ.
1.3 История возникновения конституционного правосудия в России
Каждое демократическое правовое государство современного мира основным механизмом обеспечения верховенства Конституции признает наличие в системе органов судебной власти специализированных органов конституционного судебного контроля. Как мы уже говорили ранее, в нашей стране указанными выше органами являются Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Двадцатилетний практика Конституционного Суда доказала, что создание этого органа необходимо было нашей стране, поскольку принимаемые им решения задавали в некоторой степени курс для общественной и политической сферы жизни.
Первое упоминание о конституционном судебном контроле произошло в Америке, при этом возникла так называемая «американская» модель конституционного правосудия. Данная модель была распространенной во многих странах мира и провозглашала широкие возможности использования судебной системы, предусматривая право обращаться как в нижестоящие суды, так и в верховный суд. К примеру, подобная модель сложилась в Швейцарии, где в одном из контонов был создан Конституционный суд. Кроме того в других контонах полномочиями конституционного судебного контроля наделялись верховные и административные суды. Например, в Мавритании вопрос конституционности разрешался полным составом верховного суда, а в Марокко такими делами занималась созданная при верховном суде конституционная палата.15
В Европе после Второй мировой войны была сформирована «европейская» модель конституционного правосудия, которая отличалась от «американской» созданием специального судебного органа, причем специально выделенным из судебной системы, который рассматривал споры исключительно о конституционности актов. Такая модель существует в Италии, Германии и др.
В России развитие конституционного контроля происходило поэтапно, вбирая в себя и опыт зарубежных стран. Эволюция конституционно контроля в России проходило в несколько этапов, которые мы охарактеризуем подробно.
Первый этап историки-правоведы связывают с принятием первой Конституции в России, при этом функцию конституционного контроля выполняли государственные органы. С 1918 г. по 1924 г. конституционный контроль выполнял Всероссийский ЦИК и его Президиум, а конституционный надзор осуществлял отдел законодательных предложений. Далее с 1924 г. функция надзора передавалась Верховному Суду при ЦИК СССР, а также прокурору Верховного Суда СССР.
На втором этапе, а именно с 1936 г. по 1988 г. конституционный контроль и надзор осуществлял Верховный Совет СССР и его Президиум.
Третий этап был ознаменован образование в 1988 г. первого специализированного органа в рассматриваемой сфере – Комитета конституционного надзора СССР, который был под контролем Съезда народных депутатов СССР и был тем самым зависимым от него.
Начало четвертого этапа было связано с созданием 15.12.1990 г. Конституционного Суда РСФСР. Данный период мы будем рассматривать более подробно, поскольку он наиболее четко отражает нормативные изменения в современном конституционном правосудии в России. Кроме того на данном этапе создаются специализированные органы конституционного правосудия, существенно отличавшиеся, от перечисленных на предыдущих этапах.
Законом РСФСР от 24 мая 1991 г. в Конституцию РСФСР была введена часть первая ст. 165, которая гласила: «Конституционный Суд РСФСР является высшим судебным органом конституционного контроля в РСФСР, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства». Состав Конституционного Суда РСФСР в количестве 13 судей сформировался Съездом народных депутатов РСФСР в октябре 1991 г. Конституционный Суд РСФСР функционировал на основе Закона РСФСР от 6 мая 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР».
В период с 1991 г. по 1993 г. Конституционный Суд РСФСР рассмотрел уже 27 дел и принял решения, которые формировали институты демократии, утверждая такие принципы как разделение властей; федерализм. Другими словами конституционное правосудие того времени уже встало на путь создания демократического правового государства, обновления правовой системы и проведения судебной реформы.
Конституция 1993 г. определила состав судей Конституционного Суда уже в количестве 19 человек, признавая юридическую силу его решений. Конституционный Суд РФ уже обладает широким кругом полномочий, в которые входит:
- толкование Конституции РФ;
- конституционный нормоконтроль;
- разрешение споров о компетенции;
- проверка
соблюдения установленного
- законодательная инициатива по вопросам своего ведения;
- право
направлять послания
- участие судей КС РФ в процедуре принятия присяги Президентом РФ.
Принятие ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», безусловно, существенный шаг в развитии конституционного правосудия в России. Конституционное правосудие в полно мере функционировало в нашей стране, как в государстве с уже устоявшейся демократией. Рассматриваемый ФКЗ полностью отрегулировал конституционное судопроизводство, регламентируя общие правила и стадии, принципы судебного заседания, особенности отдельных видов производств по конкретным категориям дел. Несомненно, принятие нормативно правового акта, непосредственно регулирующего деятельность Конституционного Суда РФ, где правовой основой стала Конституция РФ, способствовало существенной перестройке структуры данного судебного органа. Это существенный шаг в проведении конституционно-правовой реформы конституционного правосудия в России.
Образованный в России Конституционный Суд является органом государственной власти, которому присущи следующие признаки: