Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 23:40, курсовая работа
В конституциях многих государств местное самоуправление закреплено как важнейший принцип демократической системы управления. Республика Беларусь, в свою очередь, также имеет в своей структуре органы местного самоуправления. Местное самоуправление, наряду с местным управлением, выступает в данном случае одним из элементов государственного механизма, являясь самоуправляющейся структурой. Оно предоставляет гражданам право на автономию своего рода в решении некоторых вопросов, актуальных для определенной территориальной единицы, но при этом взаимодействуя с иерархически иными структурами, реализуя тем самым принцип единства и децентрализации власти.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ......…. 5
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ........... . 11
Раздел 2.1 Местные Советы депутатов. . . . . . . . . . . . ………........ 11
Раздел 2.2 Органы территориального общественного
самоуправления. …………………………………… …...16
Раздел 2.3 Иные формы местного самоуправления…............ ..… 20
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ….………………………….......... . 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….……. . 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ. . . . . . . .......... …. . 34
Таким образом, мы можем утверждать, что местное самоуправление является необходимым связующим между централизованной государственной властью и интересами местного населения. Существует множество определений понятия местного самоуправления, которые выражают различные точки зрения авторов относительно специфики этого феномена, а также легальное определение, закрепленной в статье 1 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Им соответственно и стоит руководствоваться, на наш взгляд, в первую очередь. Нормальный государственный порядок должен обеспечивать возможность местного самоуправления, восполнять деятельность государственной власти. Это тем более важно, чем менее подлежит государственная власть общему контролю в представительных учреждениях. Только широкое развитие местного самоуправления в состоянии восполнять их недостаток и ввести деятельность государственной власти в нормальное состояние.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В общем плане право граждан на управление делами общества и государства закреплено в статьях 3 и 37 Конституции Республики Беларусь. Статья 117 Конституции содержит положения о том, что местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и иные формы прямого участия в государственных и общественных делах [10, c. 146].
Раздел 2.1. Местные советы депутатов
Основным звеном местного самоуправления
являются местные Советы депутатов –
представительные органы государственной
власти на территории соответствующих
административно-
Советы имеют двойственную
юридическую природу: они являются, во-первых,
представительным государственным органом
на соответствующей административно-
Единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.
В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня местных Советов:
Классификация Советов по уровням позволяет в законодательстве более четко определить полномочия Советов, имеющих различное название [2, с.742].
К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской Советы. Советы областного уровня являются вышестоящими по отношению к Советам базового и первичного территориальных уровней.
К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы. Советы базового уровня являются вышестоящими по отношению к Советам первичного территориального уровня. Минский городской Совет обладает также правами Совета базового уровня.
К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы [17, ст. 2].
Советы являются юридическими лицами. В своей деятельности Советы исходят из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, и общегосударственных интересов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского значения, затрагивающих интересы подведомственных им территорий, вносят по ним свои предложения в вышестоящие органы [16, с. 191].
Совет избирается гражданами
соответствующей административно-
В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «О статусе депутата местного Совета депутатов», депутатом местного Совета депутатов является свободно избранный гражданами, проживающими на территории, входящей в избирательный округ, представитель, уполномоченный участвовать в осуществлении государственной власти местным Советом депутатов, представлять своих избирателей в государственных органах и других организациях, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Депутатом Совета может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет.
Депутатами местных Советов депутатов не могут быть председатели областных, Минского городского, районных, городских (кроме городов районного подчинения) исполнительных комитетов, а также судьи [9, ст. 59].
Советы самостоятельно образуют свои органы, определяют их структуру и полномочия, устанавливают расходы на их содержание в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь [2, с 743].
Вышестоящие Советы осуществляют координацию деятельности нижестоящих Советов и их органов, оказывают им организационно-методическую помощь.
Советы подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними. Данный принцип проявляется непосредственно при осуществлении Советами своих полномочий, специфические черты которых обуславливаются определенной территорией, а также выражается возможностью граждан влиять на соответствующие решения, путем признания их недействительными в порядке, установленным законодательством.
Деятельность Советов обеспечивается за счет соответствующего местного бюджета.
Основной формой деятельности Совета является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал [16, с. 192].
Первая сессия вновь избранного Совета созывается соответствующей территориальной избирательной комиссией при избрании более половины депутатов от общей численности, установленной для данного Совета, не позднее чем через 30 дней после выборов. Сессии Совета проводятся в форме заседаний в порядке, определенном регламентом Совета [17, ст. 12].
В областных (Минском городском), районном, городском (города областного подчинения) Советах создаются президиумы. Работу городского (города областного подчинения), поселкового, сельского Советов организует председатель соответствующего Совета.
В состав президиума Совета входит председатель Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета. Председатели постоянных комиссий, входящие в состав президиума, исполняют свои обязанности, не порывая с основной служебной производственной деятельностью.
Основной формой деятельности президиума Совета является заседание. Заседания президиума Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал [2, с 743].
Заседания президиума Совета созываются и проводятся председателем Совета, а в случае его отсутствия - его заместителем. Заседание президиума Совета правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от его полного состава. Решения президиума Совета принимаются простым большинством голосов от его полного состава тайным или открытым голосованием, в том числе поименным, в порядке, установленном регламентом Совета [17, ст. 15].
Председатель Совета избирается из числа депутатов на сессии соответствующего Совета путем тайного голосования и исполняет свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва [2, с 743].
Кандидатуры на должность председателя Совета первичного уровня вносятся на рассмотрение сессии Совета его депутатами, а также председателем соответствующего Совета базового уровня после их согласования с председателем соответствующего исполкома базового уровня [16, c. 197].
Председатель Совета считается избранным, если за его кандидатуру проголосовало более половины от числа избранных депутатов соответствующего Совета [2, с. 743].
В своей деятельности председатель Совета подотчетен Совету, его избравшему, и может быть освобожден от должности только Советом [16, c. 197].
Порядок освобождения или досрочного сложения полномочий председателя совета определяется регламентом Совета.
Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета, организации и контроля за выполнением решений Совета и вышестоящих по отношению к нему государственных органов на сессиях Совета из числа депутатов избираются постоянные комиссии Совета, возглавляемые соответствующими председателями. В Советах первичного уровня постоянные комиссии, за исключением мандатных, могут не образовываться [17, ст. 16].
В заседании постоянной комиссии
Совета могут принимать участие с правом
совещательного голоса депутаты, входящие
в состав других постоянных комиссий данного
Совета, приглашенные председателем комиссии
эксперты и иные специалисты, а также депутаты
других Советов при принятии решения,
затрагивающего интересы граждан, проживающих
на территории административно-
Анализ местных Советов депутатов
позволяет выделить его струтуру, которая
включает три территориальных уровня
– первичный, базовый и областной. В свою
очередь в Советах различных уровней с
целью наиболее продуктивного функционирования
и систематизации работы Советов создаются
президиум и постоянные комиссии Советов.
Основной формой деятельности президиума
и постоянных комиссий являются заседания.
Советы подотчетны гражданам соответствующей
территории и ответственны перед ними.
Раздел 2. 2. Органы
территориального общественного самоуправления
Территориальное общественное
самоуправление - деятельность граждан
на добровольной основе по месту их жительства
на части территории административно-
Органы территориального общественного самоуправления - организационная форма осуществления гражданами территориального общественного самоуправления [17, ст. 25].
На соответствующей части административно-
Орган территориального общественного самоуправления может наделяться правами юридического лица, являясь при этом некоммерческой организацией, подотчетен в своей деятельности собранию, его учредившему либо избравшему, и соответствующему Совету [2, с. 754].
Различают коллегиальные и единоличные органы территориального общественного самоуправления.
Коллегиальный орган может создаваться без образования юридического лица либо в виде юридического лица:
Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления, созданный в виде юридического лица, является некоммерческой организацией.
Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления без образования юридического лица создается и действует в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и положением об органе территориального общественного самоуправления, утверждаемым местным собранием на основе примерного положения, утверждаемого Советом областного уровня с учетом требований настоящего Закона.
Единоличный орган территориального общественного самоуправления (староста, старейшина и др.) создается и действует в соответствии с вышеуказанным Законом и положением, утверждаемым соответствующим Советом на основе примерного положения, утверждаемого Советом областного уровня с учетом требований настоящего Закона. Учет единоличных органов территориального общественного самоуправления осуществляется соответствующими исполнительными и распорядительными органами первичного уровня [17, ст. 27].
В состав органов территориального
общественного самоуправления избираются
лица, достигшие восемнадцати лет и постоянно
проживающие на данной территории. Кандидаты
в органы территориального общественного
самоуправления могут выдвигаться жителями
соответствующей территории, а также представительными
и исполнительными органами данной административно-
Учреждение органа территориального общественного самоуправления, избрание его членов и утверждение устава осуществляется на собрании. В уставе органа территориального общественного самоуправления указываются:
Информация о работе Местное самоуправление в Республике Беларусь: понятие, система, компетенция