Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 23:40, курсовая работа
В конституциях многих государств местное самоуправление закреплено как важнейший принцип демократической системы управления. Республика Беларусь, в свою очередь, также имеет в своей структуре органы местного самоуправления. Местное самоуправление, наряду с местным управлением, выступает в данном случае одним из элементов государственного механизма, являясь самоуправляющейся структурой. Оно предоставляет гражданам право на автономию своего рода в решении некоторых вопросов, актуальных для определенной территориальной единицы, но при этом взаимодействуя с иерархически иными структурами, реализуя тем самым принцип единства и децентрализации власти.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ......…. 5
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ........... . 11
Раздел 2.1 Местные Советы депутатов. . . . . . . . . . . . ………........ 11
Раздел 2.2 Органы территориального общественного
самоуправления. …………………………………… …...16
Раздел 2.3 Иные формы местного самоуправления…............ ..… 20
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ….………………………….......... . 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….……. . 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ. . . . . . . .......... …. . 34
Для регистрации коллегиального органа территориального общественного самоуправления в течение месяца после его учреждения в соответствующий исполнительный и распорядительный орган подаются:
1. заявление, оформленное в порядке, установленном Советом областного уровня;
2. положение о коллегиальном
органе территориального
3. протокол местного собрания,
содержащий сведения об
4. список участников местного собрания с указанием фамилии, собственного имени, отчества, года рождения, гражданства, места жительства;
5. список членов органа
территориального
Регистрация коллегиального органа территориального общественного самоуправления осуществляется соответствующим исполнительным и распорядительным органом в течение десяти дней после представления документов.
Исполнительный и распорядительный орган в пятидневный срок после регистрации коллегиального органа территориального общественного самоуправления сообщает об этом председателю органа территориального общественного самоуправления в письменной форме и выдает ему свидетельство о регистрации коллегиального органа территориального общественного самоуправления [17, ст. 30].
Заседания коллегиального органа территориального общественного самоуправления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие и является правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей его членов.
Граждане имеют право свободного доступа на заседания коллегиального органа территориального общественного самоуправления, участия в его работе с правом совещательного голоса.
Решение коллегиального органа
территориального общественного самоуправления
принимается открытым голосованием простым
большинством голосов от общего числа
присутствующих на заседании его членов.
Эти решения распространяются только
на граждан, постоянно проживающих на
части административно-
Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления может быть упразднен по решению:
Из вышесказанного стоит отметить,
что органы территориального общественного
самоуправления являются организационной
формой осуществления гражданами территориального
общественного самоуправления. Данные
органы подразделяются на два вида – коллегиальные
и единоличные. На соответствующей части
административно-
Раздел 2.3. Иные формы местного самоуправления
Особое значение в развитии местного самоуправления имеют такие формы непосредственной демократии, как местные референдумы.
Путем местного референдума могут решаться наиболее важные вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения. Участие в референдумах основывается на демократических принципах избирательного права: они должны проводиться путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. На местный референдум могут выноситься вопросы, которые находятся в ведении соответствующего местного Совета депутатов. Порядок проведения местных референдумов определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.
До настоящего времени в республике местные референдумы не проводились. На наш взгляд, данное обстоятельство обусловлено главным образом невысокой заинтересованностью граждан в решении вопросов местного значения.
В то же время, в Республике Беларусь сложилась определенная практика проведения собраний [2, с 750].
Собрания – совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения и решения вопросов местной жизни, базовая форма прямого участия населения в решении государственных и общественных дел [11, c. 454].
Местные собрания могут проводиться
на территории административно-
Данные собрания созываются по мере необходимости местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами или органами территориального общественного самоуправления. Местные собрания могут созываться также по инициативе не менее 10 процентов граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории.
Для подготовки проведения местного собрания местным Советом депутатов, исполнительными и распорядительными органами, органами территориального общественного самоуправления или гражданами может создаваться инициативная группа или образовываться организационный комитет [1, с. 752].
Решение о созыве местного собрания, нормах представительства и порядке избрания уполномоченных для участия в местном собрании оформляется протоколом заседания организационного комитета или инициативной группы и доводится до сведения граждан, проживающих на соответствующей территории, не позднее чем за 15 дней до проведения местного собрания с указанием времени, места его проведения и вопросов, выносимых для обсуждения.
Согласно статье 3 Закона «О республиканских и местных собраниях», В местных собраниях могут принимать участие граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцати лет и постоянно проживающие в Республике Беларусь на соответствующей территории, в порядке, установленном настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
С правом совещательного голоса в собрании могут участвовать представители государственных органов, иных организаций.
В местных собраниях не могут принимать участия лица, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия), лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, находящиеся по решению суда в лечебно-трудовых профилакториях, а также лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей [18, ст. 3].
Местные собрания правомочны, если в них принимают участие не менее 25 процентов граждан, достигших восемнадцати лет и постоянно проживающих на соответствующей территории, или не менее двух третей уполномоченных участвовать в местном собрании [18, ст. 4].
Участники собраний вправе обсуждать вопросы республиканского и местного значения, вносить по ним предложения или принимать рекомендации по вопросам государственной и общественной жизни в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Местные собрания вправе обращаться с предложениями к Президенту Республики Беларусь, в Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы, а также общественные объединения и иные организации [2, с 752].
Решения местного собрания принимаются простым большинством голосов его участников. Порядок голосования устанавливается собранием, при этом голосование может быть открытым или тайным.
Решения местного собрания оформляются протоколом. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания. К протоколу собрания прилагается список его участников.
Собрание вправе обращаться в государственные органы, иные организации, которые обязаны в установленном порядке рассмотреть эти обращения и о принятых по ним решениях информировать граждан, проживающих на соответствующей территории [2, с 753].
В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», наряду с предусмотренными настоящим Законом формами прямого участия граждан в государственных и общественных делах местное самоуправление может осуществляться и в иных формах, не противоречащих законодательству [17, ст. 37].
Таким образом, можно сказать, что система местного управления состоит из совокупности определенных законодательством органов, призванных решать различные вопросы местного назначения.
Основным звеном местного самоуправления
являются местные Советы депутатов –
представительные органы государственной
власти на территории соответствующих
административно-
Органы территориального общественного
самоуправления - организационная форма
осуществления гражданами территориального
общественного самоуправления, которые
могут быть коллегиальными либо единоличным.
На соответствующей части административно-
Более того, особое значение
в развитии местного самоуправления имеют
такие формы непосредственной демократии,
как местные референдумы. Путем местного
референдума могут решаться наиболее
важные вопросы местного значения, затрагивающие
интересы населения. Практика проведения
местных референдумов, к сожалению, еще
не состоялась. Тем не менее, мы считаем,
что данная форма местного управления
является актуальной и имеет место быть
в системе местного управления. Отсутствие
опыта проведения местных референдумов
в большей мере обуславливается пониженной
заинтересованностью граждан в самостоятельном
решении вопросов местного значения, что
является основной проблемой.
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Неотъемлемым признаком местного самоуправления является законодательное закрепление за данными органами определенных самостоятельных полномочий.
Основные полномочия органов местного самоуправления закреплены в Основном Законе Республики Беларусь, а также в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Эти органы обладают широкими правами и обязанностями в сфере экономических, социальных отношений, бюджета, финансов, охраны общественного порядка и иных сферах [2, с 757].
Местные Советы депутатов как основное звено системы органов местного самоуправления, обладают наибольшими полномочиями, однако первостепенной функцией Советов является представительство интересов соответствующей территориальной единицы во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами.
В организационной сфере Советы имеют следующие полномочия:
Информация о работе Местное самоуправление в Республике Беларусь: понятие, система, компетенция