Местное самоуправление в Республике Беларусь: понятие, система, компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

В конституциях многих государств местное самоуправление закреплено как важнейший принцип демократической системы управления. Республика Беларусь, в свою очередь, также имеет в своей структуре органы местного самоуправления. Местное самоуправление, наряду с местным управлением, выступает в данном случае одним из элементов государственного механизма, являясь самоуправляющейся структурой. Оно предоставляет гражданам право на автономию своего рода в решении некоторых вопросов, актуальных для определенной территориальной единицы, но при этом взаимодействуя с иерархически иными структурами, реализуя тем самым принцип единства и децентрализации власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ......…. 5
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ........... . 11
Раздел 2.1 Местные Советы депутатов. . . . . . . . . . . . ………........ 11
Раздел 2.2 Органы территориального общественного
самоуправления. …………………………………… …...16
Раздел 2.3 Иные формы местного самоуправления…............ ..… 20
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ….………………………….......... . 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….……. . 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ. . . . . . . .......... …. . 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая просто шикарнейшая.docx

— 70.55 Кб (Скачать файл)

В области бюджета и финансов местные Советы депутатов устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы, предоставляют или поручают местным исполнительным и распорядительным органам предоставлять в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты; определяют ставки платежей в случаях, установленных законодательными актами (в том числе ставки платы за аренду охотничьих и рыболовных угодий, водных объектов).

В экологической сфере местные Советы депутатов осуществляют распоряжение и контроль за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении Советов.

В области социальных и экономических отношений Советы:

  • утверждают программы социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, местный бюджет и отчет о его исполнении;
  • утверждают прогнозы социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы;
  • утверждают региональные программы, концепции (Советы первичного уровня - планы мероприятий) по вопросам жилищного строительства, благоустройства соответствующей территории, дорожного строительства, коммунально-бытового и социального обслуживания граждан, социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей, поддержки малого предпринимательства, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, улучшения условий и охраны труда, обеспечения радиационной безопасности, охраны историко-культурного наследия и по другим вопросам местного значения, осуществляют контроль за выполнением этих программ, концепций (планов мероприятий) и утверждают отчеты об их исполнении;
  • определяют в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения собственностью соответствующей административно-территориальной единицы
  • содействуют развитию промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, личных подсобных хозяйств;
  • выступают учредителями местных средств массовой информации; участвуют в осуществлении мероприятий по сохранению и возрождению историко-культурных ценностей;
  • участвуют в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий по гражданской обороне, обеспечении пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • осуществляют международное сотрудничество, а также иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь [17, ст. 17].

Советы различных уровней имеют свои особенности в наделенных полномочиях и пределах своей компетенции.

Так, например, Советы областного уровня в пределах своей компетенции осуществляют следующие специальные полномочия:

  • обеспечивают сбалансированность бюджетов административно-территориальных единиц на соответствующей территории;
  • регулируют порядок осуществления административных процедур на соответствующей территории;
  • оказывают государственную поддержку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям индивидуально в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов и пеней, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, выделения бюджетных средств из местных бюджетов, освобождения от перечисления в бюджет доходов, полученных от передачи в пользование имущества, находящегося в коммунальной собственности, на условиях, аналогичных определенным Президентом Республики Беларусь;
  • устанавливают лимит долга органов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год и лимит долга, гарантированного местными исполнительными и распорядительными органами;
  • определяют меры социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей;
  • утверждают примерное положение об органе территориального общественного самоуправления;
  • присваивают звание почетного гражданина области (города Минска), определяют порядок присвоения такого звания и особенности статуса почетного гражданина;
  • осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства [17, ст. 18].

В соответствии со статьей 19 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Советы базового уровня в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

1.1. утверждают территориальные  планы развития районов, генеральные  планы городов районного подчинения  и других населенных пунктов, расположенных на соответствующей  территории;

1.2. устанавливают лимит  долга органов местного управления  и самоуправления на очередной  финансовый год и лимит долга, гарантированного местными исполнительными  и распорядительными органами;

1.3. присваивают звание  почетного гражданина соответственно  города, района, определяют порядок  присвоения такого звания и  особенности статуса почетного  гражданина;

1.4. осуществляют другие  полномочия, предусмотренные настоящим  Законом и другими актами законодательства.

2. Городские Советы (городов  с районным делением) помимо осуществления  полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи:

2.1. выдвигают кандидатов  в члены коллегиальных органов  территориального общественного  самоуправления;

2.2. осуществляют контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления;

2.3. в случае, предусмотренном  настоящим Законом, принимают решение об упразднении коллегиального органа территориального общественного самоуправления [17].

Что касается Советов первичного уровня, то они в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

  • вносят в Совет и исполком базового уровня предложения по социальной защите граждан;
  • вносят в Совет базового уровня предложения о размерах отчислений от местных налогов и сборов, суммах дотаций в бюджеты первичного уровня;
  • выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;
  • утверждают положение о единоличном органе территориального общественного самоуправления;
  • осуществляют контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления;
  • принимают решение об упразднении коллегиального органа территориального общественного самоуправления в случаях, предусмотренных данным Законом;
  • осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства [17, ст. 20].

Местные Советы депутатов на основании действующего законодательства принимают решения, которые имеют обязательную силу на соответствующей территории.

В Конституции, законах и иных нормативных правовых актах определяются полномочия органов территориального общественного самоуправления.

Основными полномочиями органов территориального общественного самоуправления являются:

  • внесение на рассмотрение Совета и его органов, исполнительных комитетов и местных администраций предложений по всем вопросам местного значения, участие в рассмотрении таковых вопросов;
  • созыв собраний;
  • аккумуляция заработанных средств, добровольных взносов и пожертвований граждан  и юридических лиц и направление их на развитие социальной инфраструктуры территории, проведение культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий;
  • осуществление делегированных Советом полномочий по осуществлению самоуправления на соответствующей территории и другие полномочия [16, с. 203 - 204].

К компетенции местного собрания относятся рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению органов местного управления и самоуправления, внесению по ним предложений, обсуждение проектов решений местных Советов депутатов, исполкомов по вопросам местного значения в экономической, социальной и культурной областях, оценка деятельности органов местного самоуправления, рассмотрение предложений о наименовании и переименовании населенных пунктов и их составных частей, обсуждение мер по укреплению общественного порядка, избрание уполномоченных участвовать в республиканском собрании, принятие решений об учреждении/упразднении органов территориального общественного самоуправления, избрании их членов и утверждении уставов этих органов и иные полномочия [4, с. 73 – 74].

В Конституции и Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», предусмотрен порядок отмены решений органов местного самоуправления.

Решения местных Советов депутатов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Акты органов местного самоуправления, имеющие нормативный характер, могут быть проверены Конституционным Судом на предмет соответствия их конституции, актам, обладающим более высокой юридической силой. В общий суд, хозяйственный суд граждане субъектов хозяйствования могут обжаловать лишь акты, имеющие правоприменительный характер, которыми ограничиваются, нарушаются права, свободы и законные интересы граждан [2, с. 759].

Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству отменяются Советом Республики Национального Собрания, а также высшими Советами, приостанавливаются – Президентом Республики Беларусь [15, с. 122 – 123].

Подводя итог, можно заметить, что компетенция органов местного самоуправления достаточно широка и основана на взаимодействии с основными органами государственной власти в Республике Беларусь. Существует общая компетенция местных Советов, а также специальная компетенция его уровней, которая характеризует определенные особенности и специфику их функционирования. В зависимости от уровня Совета устанавливается круг вопросов, подотчетных данному органу – чем ниже уровень, тем более узкая компетенция.

Подтверждая конституционные принципы, необходимо обратить внимание на тот факт, что решения местных Советов депутатов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях, могут быть обжалованы в судебном порядке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенный анализ исследованных в курсовой работе вопросов позволяет сделать следующие выводы:

В современных странах централизованное управление делами государства сочетается с местным управлением и самоуправлением. Наиболее полно понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении, следование которой является одним из условий вступления в Совет Европы.

В соответствии с Хартией под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Согласно статье 1 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», под местным самоуправлением понимается форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Можно говорить о том, что органы местного самоуправления часто сочетают в себе функции государственного руководства и общественного самоуправления. Это подтверждается, в частности, наделением органов местного самоуправления обширными властными полномочиями, подкрепляемыми силой государственного принуждения.

Местное самоуправление является важнейшим элементом существования и развития государства, в котором обеспечивается реальное народовластие. Развитие местного самоуправления способствует решению социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения данной административно-территориальной единицы. В силу того, что местное самоуправление является формой организации граждан для решения стоящих перед ним задач, оно способствует приближению власти к населению с учетом существующих местных условий и особенностей. Местное самоуправление является властью, создаваемой населением.

Система органов местного самоуправления включает Советы, органы территориального общественного самоуправления, а также иные формы местного самоуправления, такие как собрания граждан и местные референдумы.

Система Советов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы.

Информация о работе Местное самоуправление в Республике Беларусь: понятие, система, компетенция