Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа
Целью настоящего исследования является комплексный анализ местного самоуправления как элемента управления обществом.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- исследовать местное самоуправление в историческом аспекте;
- определить понятие и основные признаки муниципальной власти;
- определение системы и структуры органов местного самоуправления;
- выявление проблем в указанной области;
- в заключение подвести итоги и определить основные направления совершенствования действующего законодательства.
Введение
Местное самоуправление в Российской Федерации выступает в настоящее время предметом интереса теоретиков и практиков реформирования общественных отношений, представителей муниципальных органов власти, а также российских граждан, во имя интересов которых совершаются демократические преобразования в российском обществе, что декларировано основополагающими документами. Результаты реформы местного самоуправления проявляются в активности органов власти низового звена на уровне муниципальных образований - в городских и сельских поселениях, в муниципальных районах субъектов Федерации. Обеспечение жизнедеятельности людей на местах посредством функционирования органов муниципальной власти есть непосредственная политическая реализация идеи народовластия как самоуправления народа. Изучение тенденций этого процесса и проблем, возникающих в нем, актуализирует проблематику настоящего исследования.
Новый этап в развитии системы публичной власти в России знаменуется тем, что местное самоуправление, как и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт развития социально-политического управления. Это актуализирует потребность осмысления местного самоуправления в контексте интерпретации его как вида социально-политического управления. Значительный потенциал для дальнейшего развития местного самоуправления имеет такое его направление, как самоорганизация граждан, реализующаяся до настоящего времени в немногочисленных социально-политических практиках. Неразвитость этой формы местного самоуправления, обусловленная как историческими факторами, так и современными реалиями российского общества, требует разработки научно обоснованных рекомендаций политологов по исправлению этого положения.
Местное самоуправление выступает одним из видов социального управления и народовластия, осуществляющих социально-политическое управление по организации жизнедеятельности муниципальных образований. Включение данного аспекта исследования местного самоуправления в проблемное поле составляет одну из задач современной науки.
В настоящее время в науке существует большой объем работ, отражающих генезис идеи местного самоуправления, модели ее реализации в различные эпохи и в разных странах и эволюцию их исследования, как в России, так и за рубежом, ее соотнесение с системой государственного управления. Они достаточно полно отражены в учебной литературе по истории и по системе государственного и муниципального управления1, теории государства и права, по муниципальному праву2, по истории и основам местного самоуправления, по проблемам территориальной общественной самоорганизации и территориальной организации населения3. Этим вопросам посвящены монографии ведущих российских ученых4.
Общая теория социального управления и ее конкретизация применительно к отдельным отраслям общественных и гуманитарных наук науки представлена в paбoтax Р. Р. Барсукова, Е. М Бабосова, Н. Г. Веселовой, Ю. Г. Волкова, А. Г. Гладыщева, В. Н. Иванова, В. И. Патрушева, С. М. Киричук, Н. С. Князевой, Е. В. Окулова, Н. Н. Сечко В. Н. Франчука.
Объект исследования — местное самоуправление в Российской Федерации.
Предмет исследования - формы и методы местного самоуправления как специфического вида социально-политического управления.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ местного самоуправления как элемента управления обществом.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- исследовать местное самоуправление в историческом аспекте;
- определить понятие и основные признаки муниципальной власти;
- определение системы и структуры органов местного самоуправления;
- выявление проблем в указанной области;
- в заключение
подвести итоги и определить
основные направления
В процессе работы были использованы исторический, сравнительно-правовой и технико-юридический методы научного познания, а также применен комплексный подход к рассмотрению изучаемых проблем.
Законодательную базу настоящего исследования составили Конституция Российской Федерации5; Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»6; Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»7; Постановление Администрации Волгоградской области «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Волгоградской области»8 и др.
1. Муниципальная власть как вид публичной власти
1.1. История развития органов местного самоуправления в России и за рубежом
Местное управление с элементами самоуправления в том или ином виде существовало на всех этапах развития человеческого общества. Однако его становление как самостоятельного правового института и системы органов власти приходится на период Средневековья, когда в крупных европейских городах происходит формирование муниципального управления. Создание собственной системы управления, независимой от центральной, «коронной», власти, стало естественной реакцией городского населения — купцов, ремесленников, городских обывателей — на усиление власти монарха в период формирования централизованных государств. В сельской местности этот процесс шел значительно мед ленней по причине сохранявшегося в большинстве государств Европы крепостного права и мелкособственнической психологии крестьянства9.
В современном виде местное самоуправление сложилось в XIX в. как результат победы либерально-демократических реформ, выразившихся в признании правовыми системами большинства государств теории естественного права, свободы как высшей ценности, автономии человека, его прав и свобод от государства и в ряде случаев от общества. Все эти принципы получили закрепление в конституциях европейских государств и вызвали серию муниципальных реформ в Англии, Франции, Германии и других европейских государствах. Не случайно английский исследователь Д.Е. Эшфорд называет концепцию местного самоуправления данного периода продуктом либерально-демократического государства XIX в.
В этот период, как отмечает Г.В. Барабашев, местные представительные органы считались «как бы четвертой властью, связанной законами и судебным контролем, но не подчиненной правительству и его органам в центре и на местах»10.
Вместе с тем либеральная модель общественного устройства является переходной к более высокому уровню общественного развития — демократическому государству.
К тому же либеральная модель общественного устройства имеет и ряд недостатков по существу: эгоистическое, ограниченное понимание свободы; отсутствие механизмов, препятствующих росту социального неравенства, и, как следствие, нарастание социальных конфликтов. Все эти факторы усиливают неустойчивость либерально-демократического режима.
В основном различают две системы местного самоуправления, действующие в развитых странах: англосаксонская, и континентальная модели. Некоторые авторы выделяют еще советскую модель организации местного самоуправления, но, как будет показано ниже, Советы имели весьма отдаленное сходство с реальным местным самоуправлением.
Для англосаксонской модели характерна значительная автономия органов местного самоуправления от государства, выборный характер органов представительной и исполнительной власти на местах. Естественно, что такая автономия не означает отсутствие контроля за органами местного самоуправления со стороны государства. Правда, в большинстве случаев он осуществляется косвенным путем: через центральные министерства (в Великобритании эта функция возложена на министерство окружающей среды) и суды.
Для континентальной модели характерно прямое государственное управление, осуществляемое по принципу «пирамиды» — вертикального подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим. Во Франции, на родине континентальной системы местного самоуправления, исполнительную власть в областях осуществляет правительственный комиссар, а в провинциях — подчиненный ему префект, назначаемый президентом.
В Италии и Испании государственный контроль за органами местного самоуправления осуществляется не в столь жесткой форме и сводится преимущественно к контролю за законностью издаваемых муниципальными органами актов. Так, Конституция Италии (ст. 130) предусматривает право администраций областей контролировать законность актов провинций, коммун и иных местных образований. В случае их несоответствия закону муниципальному органу предъявляется мотивированное требование о пересмотре этого решения11.
Несколько иначе местное самоуправление организовано в федеративных государствах континентальной Европы. В Германии, например, конкретные вопросы его организации, регламентируются конституциями земель (субъектов федерации). Глава исполнительной власти округа также назначается государственными органами, но субъектов федерации. На уровне района и общины действует выборный представительный орган местного самоуправления — муниципальный, или районный, совет, который избирает свой исполнительный орган — бургомистра или исполнительный комитет.
В последнее время (особенно после проведения в 80-х годах муниципальных реформ во Франции и Великобритании) в развитых зарубежных странах наблюдается тенденция к сближению рассмотренных выше моделей организации местного самоуправления.
Что касается России то здесь, начало формированию местного самоуправления положили земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы.
Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. вводились два важнейших принципа организаций местной власти: выборность и самофинансирование. По Положению населением избирались губернское и уездное собрание. Несмотря на то, что выборы были сословными, ограниченными высоким имущественным цензом (наличие недвижимого имущества ценой не менее 15 тыс. руб.), они ставили формируемые представительные органы под контроль избирателей.
К ведению земских учреждений были отнесены:
- устройство путей сообщения;
- общественное призрение (в понимании сегодняшнего дня — социальное обеспечение);
- народное продовольствие;
- народное здравоохранение;
- народное начальное образование;
- общественное устройство;
- тюремное управление;
- составление
смет-раскладок, расходование
- раскладка государственных налогов;
- мировой суд и суд присяжных;
- некоторые другие вопросы местной жизни.
Городское самоуправление формировалось на основе Городского положения от 16 июня 1870 г. Схема его организации была с тем отличием, что органами городского самоуправления являлись городская дума и городская управа. Возглавлял управу городской голова, утверждаемый в должности министром внутренних дел ил губернатором. Нижний уровень местного самоуправления — волостное управление — был создан в 30—40-е годы XIX в. Вторым важнейшим принципом организации городского и земского самоуправления было его самофинансирование. В рассматриваемый период до 60 % собираемых на соответствующей территории платежей оставалось в распоряжении земства (для сравнения сегодня местные налоги и сборы составляют 10—12 % всех собираемых в стране налогов) и до 20 % уходило в казну и губернские фонды.
Таким образом, земская и городская реформы 1860-х годов носили либерально-демократический характер и имели общие черт; характерные для муниципальных реформ XIX в., проводимых странах Европы.
В 90-е годы в России была осуществлена еще одна серия форм органов местного самоуправления. Основная цель данных реформ состояла в усилении государственного контроля за местным самоуправлением. Выборные лица представительных органов местного самоуправления считались состоящими на государственной службе, получали чины, звания и носили мундир. Для надзора за земским и городским самоуправлением были созданы губернские присутствия. Губернатор получил право утверждения наиболее важных решений, принимаемых органами местного самоуправления; был введен институт земских участковых начальников.
После 1917 г. характер,
направленность и соответственно правовая
основа процессов организации местной
Важным шагом в поисках оптимальных правовых форм местного самоуправления стал принятый 9 апреля 1990 г. Закон СССР « Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР», который определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности как органа местного самоуправления. При всем своем несовершенстве Закон сыграл немаловажную роль для преобразования структур местной власти.
Информация о работе Местное самоуправление как элемент управления обществом