Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа
Целью настоящего исследования является комплексный анализ местного самоуправления как элемента управления обществом.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- исследовать местное самоуправление в историческом аспекте;
- определить понятие и основные признаки муниципальной власти;
- определение системы и структуры органов местного самоуправления;
- выявление проблем в указанной области;
- в заключение подвести итоги и определить основные направления совершенствования действующего законодательства.
Систему органов местного самоуправления составляют:
- представительный орган;
- глава муниципального образования;
- местная администрация
(исполнительно-
- контрольный орган муниципального образования;
- иные органы
и выборные должностные лица
местного самоуправления, предусмотренные
уставом муниципального
2.2. Структура органов местного самоуправления в Российской Федерации
Структура органов местного самоуправления включает в себя перечень органов местного самоуправления, которые делятся на выборные и иные органы. Данные органы должны образовываться в соответствии с общими принципами построения системы органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании и уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления муниципального образования должна закрепляться в его уставе, в котором также должны быть указаны выборные и иные органы местного самоуправления, имеющиеся в муниципальном образовании. При этом необходимо учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой понятия «органы местного самоуправления» и «должностные лица местного самоуправления» не являются взаимоисключающими: должностное лицо местного самоуправления в зависимости от его полномочий может выступать в качестве органа местного самоуправления27.
Первое место в системе органов местного самоуправления отведено представительному органу.
Представительный орган местного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, который обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Особый статус представительных органов местного самоуправления в первую очередь связан с их выборностью. Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами… через выборные и другие органы местного самоуправления, а статья 35 «Представительный орган муниципального образования» ФЗ Об общих принципах организации МСУ закрепляет их статус.
Представительные органы наделены исключительной компетенцией, содержание которой подчеркивает особенность их статуса по сравнению с исполнительными органами и должностными лицами местного самоуправления, характеризует их как ведущее звено в системе местного самоуправления. Закон не определяет срок полномочий представительных органов, он устанавливается Уставом муниципального образования. Однако срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления не может быть менее двух и более пяти лет. В статье 35 ФЗ Об общих принципах организации МСУ более детально регламентируется порядок формирования представительных органов местного самоуправления. В пункте 1 статьи 35 указанного закона закреплено, что представительный орган муниципального образования правомочен в случае избрания в его состав не менее двух третей от установленной численности депутатов. Впервые в законе формирование представительных органов зависит от вида муниципальных образований.
Законом определено, что представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Численность депутатов представительного органа муниципального образования определяется Уставом муниципального образования и не может быть менее числа, установленного п. 6 статьи 35 закона.
При этом численность
депутатов представительного
Депутатом представительного органа может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года, обладающий пассивным избирательным правом.
Следующее звено в системе занимает глава муниципального образования.
В соответствии
с п.2 ст.36 ФЗ Об общих принципах
организации МСУ глава
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Исполнительные органы муниципального образования являются неотъемлемым элементом системы органов местного самоуправления.
В новой редакции
ФЗ Об общих принципах организации
МСУ в структуре органов местного
самоуправления обязательным является
наличие местной администрации (исполнительно-
В соответствии
со ст. 37 этого закона местная администрация
(исполнительно-
Детально статус
и структура исполнительно-
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Структурные подразделения местной администрации осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных главой местной администрации. Руководители структурных подразделений по вопросам, отнесенным к их полномочиям Уставом муниципального образования или муниципальными нормативными правовыми актами, издают распоряжения и приказы.
Заключение
В настоящее время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.
На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.
Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.
Местное самоуправление
проявляется в активности населения,
осознания им ответственности за
организацию своей
В силу сложившегося в современной России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.
Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан. Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой - ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу. Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.
Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей и задач в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, а не политической борьбы. Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.
Исследование муниципальных органов в Волгоградской области показало, что в основной своей массе в муниципальных образованиях полностью сохранились все органы управления, существовавшие в советский период на местах. Не изменились не только названия органов управления, но и их функции, полномочия, сферы деятельности.
Тот факт, что
названия органов местного самоуправления
совпадают, как правило, с названиями
органов государственной
Представительные органы местного самоуправления, их виды, порядок формирования, сфера деятельности, наименования, функции, полномочия и компетенция, как правило, указываются в уставах муниципальных образований. С исполнительными органами местного самоуправления ситуация неоднозначна. Изучение уставов муниципальных образований Волгоградской области показало, что определение структуры исполнительных органов, порядок их формирования, названия, сфера деятельности, взаимодействие между собой отнесены к компетенции руководителя исполнительных органов или к компетенции главы местной администрации. Поскольку существовала практика разработки типового проекта устава муниципального образования органами субъекта Российской Федерации, где установление структуры исполнительных органов относилось к компетенции главы местной администрации, основная масса уставов муниципальных образований была принята или утверждена в предложенном варианте. То есть был заложен и узаконен принцип единоначалия в системе исполнительных органов местного самоуправления.
В этом, на наш взгляд, заключается одна из причин сохранившейся системы органов местного самоуправления советской модели, отсутствия четкой грани в компетенции органов местного самоуправления между выполнением собственных и государственных полномочий и неспособностью органов местного самоуправления в полном объеме выполнять функции, возложенные на него федеральным законодательством.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // РГ. – 25 декабря 1993 г.; РГ. – 21 января 2009 г.
2 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 25 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2003 г. №40. Ст.3822; 2011. №31. Ст. 4703.
3 Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // СЗ РФ. 2008 г. №18. Ст.2003.
4 Постановление
Администрации Волгоградской
5 Устав городского округа - город
Камышин Волгоградской области от 28 июня
2005 г. №56 (в ред. от 28 октября 2010 г.) [Электронный
ресурс] // Режим доступа: http://www.admkamyshin.info/
Научная литература
6 Авакьян, С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России // В сб.: Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. [Текст] / С.А. Авакьян. - М., 2004.
7 Агибалов, Ю. Проблемы реформирования местного самоуправления в России [Текст] / Ю. Агибалов //Федерализм. — 2007. №34.
8 Агошкова, Е. Б., Ахлибининский, Б. В. Эволюция понятия системы [Текст] / Е.Б. Агошкова // Вопросы философии. - 1998. - № 7.
9 Алехин, А.П., Козлов,
Ю.М. Административное право
10 Антонова, Н.А.
Правовые вопросы
11 Антонова, П. А. Правотворчество муниципальных органов и его значение в осуществлении функций местного самоуправления в России [Текст] / П.А. Антонова // Конституционное и муниципальное право. 2008. - № 7.
Информация о работе Местное самоуправление как элемент управления обществом