Муниципальное управление учреждениями здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Здравоохранение - это система социально-экономических отношений, обеспечивающая доступность гарантированного объема медико-социальной помощи населению.
Современным объективным условием существования, функционирования и развития сферы медицинской деятельности является здравоохранение, которое, как считают большинство специалистов, исследующих данную тему, представляет собой целостную организационную систему.

Содержание

Введение
Глава 1.
1.1 Понятие системы здравоохранения
1.2 Нормативно – правовая база системы муниципального управления здравоохранением
Глава 2.
2.1 Полномочия органов самоуправления по управлению муниципальным здравоохранением
2.2 Финансирование деятельности учреждений здравоохранения
Глава 3.
3.1 Проблемы управления сферой здравоохранения
3.2 Перспективы развития сферы здравоохранения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

переделанная курсовая.docx

— 57.35 Кб (Скачать файл)

        ФГБОУ  ВПО "ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  

      АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ" 
                            Инженерно-экономический институт

      Кафедра  государственного и муниципального  управления

 

   

                                  

 

                                     Курсовая работа

              по основам государственного  управления на тему:

     «Муниципальное  управление учреждениями здравоохранения»

 

 

 

 

                                                                                                                      

   Выполнила:

студентка 2 курса 

группы № ГМУ 11-02  

Одношивкина Ю.      

Проверил: Китаев А.Я.     

 

                                             

 

 

 

                               

          Тюмень 2013

Содержание:

Введение

Глава 1.

1.1 Понятие системы здравоохранения

1.2 Нормативно – правовая  база системы муниципального управления здравоохранением

Глава 2.

2.1 Полномочия органов самоуправления по управлению муниципальным здравоохранением

2.2  Финансирование деятельности  учреждений здравоохранения

Глава 3.

3.1 Проблемы управления  сферой здравоохранения

3.2 Перспективы развития сферы здравоохранения

Заключение 

Список литературы

 

Введение 

Здравоохранение - это система  социально-экономических отношений, обеспечивающая доступность гарантированного объема медико-социальной помощи населению.

Современным объективным  условием существования, функционирования и развития сферы медицинской  деятельности является здравоохранение, которое, как считают большинство  специалистов, исследующих данную тему, представляет собой целостную организационную  систему.

В современном обществе здравоохранение  играет очень важную роль. Здравоохранение  является важнейшей составляющей социальной сферы, является одним из определяющих условий жизнедеятельности человеческого  общества. Во многом, здравоохранение  обеспечивает качество жизни населения.

Тема данной работы является достаточно интересной и необходимой, так как здравоохранение, это  такая отрасль без которой  сложно выжить в наши дни.

Целью моей работы является изучить систему муниципального управления сферой здравоохранения.

Необходимо выполнить следующие задачи:

- Выявить сущность понятия  системы здравоохранения;

- Узнать, какие законодательные  акты регулируют сферу здравоохранения;

- Выявить проблемы, касающиеся  управления сферой здравоохранения;

- Обозначить перспективы  развития сферы здравоохранения. 

Глава 1.

1.1 Понятие системы здравоохранения

Здравоохранение - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты.

Здравоохранение - это система  и каждодневная реальность жизнеобеспечения нации и каждого конкретного  человека, это один из важнейших  институтов безопасности нации, это  высший приоритет цивилизованного  государства.

Здравоохранение, как и  большинство социальных отраслей, является еще и стратегической отраслью. Низкий уровень ее развития может привести к деградации населения и социальным беспорядкам. Именно такая стратегическая значимость отрасли требует приоритетного  отношения к ней со стороны  государства.

Общее руководство здравоохранением осуществляют Президент и Правительство.

Образована Правительственная  комиссия по охране здоровья граждан. Положение о ней утверждено постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 г. Это координационный орган, созданный для согласования деятельности органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях и организаций, отвечающих за проведение государственной политики в области охраны здоровья. Комиссия сотрудничает с общественными и религиозными объединениями. Ее основными задачами являются разработка предложений по формированию и осуществлению единой государственной политики в области охраны здоровья, координация деятельности по разработке федеральных и иных программ; анализирует ситуацию, складывающуюся в сфере охраны здоровья, запрашивает и получает у соответствующих органов и учреждений информацию о состоянии здоровья населения и на этой основе дает рекомендации по совершенствованию их деятельности.

На федеральном уровне управление в сфере охраны здоровья осуществляет Министерство здравоохранения  РФ (далее - Минздрав). В систему Минздрава  входят его территориальные органы (зональные управления специализированных санаториев), государственные лечебно-профилактические, образовательные учреждения, фармацевтические и аптечные предприятия, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, службы материально-технического обеспечения  и т.д.

В субъектах Федерации  нет единообразия форм органов управления здравоохранением: действуют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения и т.п. Задачи и функции этих органов сходны с теми, что решает Минздрав России, но с учетом региональных особенностей.

Помимо органов управления здравоохранением государственные  функции в этой сфере осуществляют другие органы, имеющие в своем  ведении учреждения здравоохранения. Медицинские службы входят в структуру 23 министерств и ведомств (Минобороны, ФСБ, МВД и др.).

Учреждения здравоохранения, занимающиеся непосредственно медицинским  обслуживанием граждан и обеспечением санитарно-эпидемиологического обслуживания, делятся на два вида в зависимости  от условий предоставления медицинской  помощи: стационарные и амбулаторные. Основными типами таких учреждений являются лечебно-профилактические, аптечные, санитарно-профилактические, судебно-медицинские.

Конкретных разновидностей медицинских учреждений довольно много: больницы, поликлиники, родильные дома, станции скорой медицинской помощи, медико-санитарные части при предприятиях.

Учреждения государственной  системы здравоохранения, как правило, находятся в ведении вышестоящих  органов управления здравоохранением, направляющих и контролирующих их деятельность.

Муниципальные и частные  учреждения здравоохранения, будучи неподведомственны  государственным органам управления здравоохранением, тем не менее подконтрольны  им в вопросах качества медицинского обслуживания, соблюдения правовых актов, общих для всех учреждений здравоохранения.

Органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в области  здравоохранения осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления в области здравоохранения законодательства Российской Федерации в области  здравоохранения, соблюдением на территории муниципальных образований государственных  социальных стандартов, стандартов качества медицинской помощи, а также за достоверностью медицинской статистики и отчетности.

В муниципальных образованиях ответственными за организацию деятельности системы  здравоохранения являются органы муниципального образования (подсистема муниципального управления) в области здравоохранения  в соответствии с уставами муниципальных  образований.

К ведению органов местного самоуправления в области здравоохранения относятся:

- контроль за соблюдением законодательства  о здравоохранении и защита  прав граждан в этой области; 
- формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения и создание условий для развития частной системы здравоохранения, развитие сети учреждений здравоохранения на территории муниципального образования, организация первичной медико-санитарной помощи и обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи; 
- формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение;  
- координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения и некоторые другие направления.

1.2 Нормативно-правовая база системы  муниципального управления здравоохранением

В настоящее время на правовое регулирование  здравоохранения направлены десятки  и сотни нормативных актов  различных уровней.

В соответствии с п.1 ст. 3 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, законодательство РФ о здравоохранении состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций республик в составе Российской Федерации, настоящих Основ и принимаемых в соответствии с ними других законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Как подчеркивают исследователи, «федеральный уровень медицинского законодательства представлен системой нормативных  правовых актов, объединенных в самостоятельную  отрасль российского законодательства, представляющую собой комплексное  образование. Об этом свидетельствуют  особенности предмета и метода регулирования  в здравоохранении. Предметом актов  данной отрасли является совокупность правовых норм в области оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологического  благополучия, а также иные связанные  с этим вопросы. Должное поведение  субъектов отношений в сфере  охраны здоровья граждан обеспечивается посредством комбинированного воздействия  приемов и способов, характерных  для административного, гражданского права и права социального  обеспечения. Субъектами регулируемых отношений являются государство, его  органы и учреждения, медицинские  учреждения различных форм собственности, с одной стороны, и граждане (в  ряде случаев все находящиеся  на территории Российской Федерации) - с другой».

В комплексе норм, образующих действующее  законодательство о здравоохранении, ключевое значение имеют нормы конституционного, административного, финансового, гражданского законодательства и, несомненно, законодательства о социальном обеспечении граждан.

Конституция Российской Федерации – основной законы страны, базисный акт в сфере охраны здоровья, закрепляет следующие принципы в сфере здравоохранения (ст.41):

«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская  помощь в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно за счет средств  соответствующего бюджета, страховых  взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны  и укрепления здоровья населения,  принимаются меры по развитию  государственной, муниципальной,  частной систем здравоохранения,  поощряется деятельность, способствующая  укреплению здоровья человека, развитию  физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию». 

Прежде чем переходить к рассмотрению пласта законодательных актов о  здравоохранении, необходимо подчеркнуть, что действующее законодательство данной области, базируется на общепризнанных международных нормах. В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ и ст.7 ГК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Приоритет над национальным законодательством имеют ратифицированные РФ международные акты. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Среди актов направленных на регулирование  здравоохранение можно выделить:

- Конвенция Международной Организации  Труда №164 о здравоохранении и  медицинском обслуживании моряков  (Женева, 8 октября 1987 г.)

- Конвенция Международной Организации  Труда №120 о гигиене в торговле  и учреждениях (Женева, 8 июля 1964 г.)

- Хартия социальных прав и  гарантий граждан независимых  государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.)

- Соглашение о сотрудничестве  в области охраны здоровья  населения (Минск, 26 июня 1992 г.)

- Соглашение о сотрудничестве  в области санитарной охраны  территорий государств - участников  Содружества Независимых Государств (Минск, 31 мая 2001 г.)

- Соглашение об оказании медицинской  помощи гражданам государств - участников  Содружества Независимых Государств (Москва, 27 марта 1997 г.)

- Европейское Соглашение о предоставлении  медицинского обслуживания лицам,  временно пребывающим на территории  другой страны (Женева, 17 октября  1980 г.).

Центральным актом национального законодательства РФ, направленным на установление основ здравоохранения в РФ, является Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г.) (далее Основы).

Как подчеркивается в п.2 ст.3 Основ, они регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной  и частной систем здравоохранения  в области охраны здоровья граждан.

Наряду с Основами на правовое регулирование  здравоохранения в РФ направлены многие другие законодательные акты (специальные федеральные законы). Это несколько десятков актов. В  частности можно выделить:

Информация о работе Муниципальное управление учреждениями здравоохранения