Муниципальное управление учреждениями здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Здравоохранение - это система социально-экономических отношений, обеспечивающая доступность гарантированного объема медико-социальной помощи населению.
Современным объективным условием существования, функционирования и развития сферы медицинской деятельности является здравоохранение, которое, как считают большинство специалистов, исследующих данную тему, представляет собой целостную организационную систему.

Содержание

Введение
Глава 1.
1.1 Понятие системы здравоохранения
1.2 Нормативно – правовая база системы муниципального управления здравоохранением
Глава 2.
2.1 Полномочия органов самоуправления по управлению муниципальным здравоохранением
2.2 Финансирование деятельности учреждений здравоохранения
Глава 3.
3.1 Проблемы управления сферой здравоохранения
3.2 Перспективы развития сферы здравоохранения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

переделанная курсовая.docx

— 57.35 Кб (Скачать файл)

Для осуществления собственной  и переданной компетенции в области  охраны здоровья населения органы местного самоуправления создают управленческие структуры в форме отделов (комитетов, управлений) здравоохранения. В небольших  муниципалитетах либо выделяется ставка специалиста по вопросам здравоохранения  в комплексном отделе социальной политики, либо полномочия по управлению здравоохранением возлагаются на главного врача территориального медицинского объединения (ТМО).

При муниципальных органах  здравоохранения в соответствии с уставом муниципального образования  могут создаваться комиссии для  коллегиального обсуждения вопросов охраны здоровья местного населения, рассмотрения муниципальных программ здравоохранения, в частности определения видов, объемов и объектов медицинской  помощи, источников ее финансирования, порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, контроля выполнения установленных норм и правил.

Муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют свою деятельность в соответствии с планами, сформированными  с учетом региональных планов развития здравоохранения, анализа состояния  здоровья населения муниципального образования, имеющихся местных ресурсов отраслевой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Финансирование деятельности учреждений здравоохранения

В качестве основы в определение  финансово-правового статуса учреждения здравоохранения исследователями  включается совокупность компетенции, форм, методов и гарантий, с помощью  которых учреждение здравоохранения  осуществляет финансовую деятельность, урегулированную законодательством, иными нормативными правовыми актами и обеспеченную системой юридической  ответственности. При этом его главной  составляющей является бюджетный статус, представляющий процесс финансового  обеспечения деятельности учреждений здравоохранения средствами регионального  и местного бюджетов, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, от оказания платных услуг, а также распределения и использования  указанных средств

В связи с проводимой бюджетной  реформой данный статус претерпел значительные изменения, предопределенные, в частности, Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием правового  положения государственных (муниципальных) учреждений", основной целью принятия которого является создание правовых оснований для повышения доступности  и качества государственных (муниципальных) услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) государственными и муниципальными учреждениями, а также повышение  эффективности деятельности самих  учреждений.

Закон призван сформировать основу законодательной базы для  развития новых форм финансового  обеспечения государственных (муниципальных) услуг и реструктуризацию бюджетной  сети через внесение изменений в 28 законодательных актов, включая  Гражданский, Бюджетный и Налоговый  кодексы РФ, а также соответствующие  отраслевые законы.

Концептуальные изменения, вносимые Законом, потребуют разработки более 40 нормативных правовых актов.

Федеральный закон решает две основные задачи реформирования бюджетной сети. Во-первых, это создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений и привлечения ими внебюджетных средств, расширение самостоятельности учреждений бюджетной сферы, повышение ответственности за конечные результаты их деятельности, а также сохранение социальной ответственности государства за те секторы, где действие рыночных механизмов нецелесообразно. Во-вторых, создание условий и стимулов для федеральных органов государственной власти по оптимизации сети учреждений.

Для решения этих задач  Закон предусматривает следующее: государственное или муниципальное  учреждение будет функционировать  в форме бюджетного, автономного  или казенного.

Выбор соответствующего правового  статуса будет осуществляться с  учетом возможности функционирования учреждения на основе рыночных принципов.

Распоряжением Правительства  РФ от 7 сентября 2010 г. N 1505-р утверждены Методические рекомендации по определению  типа государственного (муниципального) учреждения, а также оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения, предназначенные для органов  государственной власти субъектов  Федерации и муниципальных образований, поскольку определяют порядок изменения  статуса подведомственных им учреждений.

Отдельного внимания заслуживает  механизм финансирования за счет средств  обязательного медицинского страхования (ОМС). Система общественного финансирования здравоохранения в нашей стране является бюджетно-страховой. При введении системы ОМС в начале 90-х годов  исходным замыслом было следующее разделение предметов бюджетного и страхового финансирования: за счет средств ОМС  обеспечивается финансирование основной части первичной медицинской  помощи (медицинской помощи первого  уровня) и вторичной медицинской  помощи (медицинской помощи второго  уровня). За счет бюджетных средств  обеспечивается финансирование части  первичной медицинской помощи (иммунизация  населения, скорая медицинская помощь), некоторые специализированные виды медицинской помощи второго уровня (стационарное лечение больных туберкулезом, психическими заболеваниями и др.) и медицинская помощь третьего уровня.

Реальная бюджетно-страховая  система финансирования, сложившаяся  к настоящему времени в нашей  стране, существенно отличается от первоначального замысла, реализованного в законе о медицинском страховании. Средств, аккумулируемых в системе  ОМС, недостаточно для оплаты всего  объема первичной и вторичной  медицинской помощи, установленного базовой программой ОМС. Это явилось  результатом неполного введения ОМС и отсутствия закрепленных налоговых  источников осуществления взносов  на ОМС неработающего населения. В итоге первичная и вторичная  медицинская помощь, включенная в  программу ОМС, на практике финансируются  из двух источников:

  1. средств ОМС;
  2. средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Страховщикам системы  ОМС (их функции выполняют филиалы  территориальных фондов ОМС и  страховые медицинские организации) разрешили с 1997 г. заключать договора с федеральными учреждениями здравоохранения  на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать эту медицинскую  помощь в порядке, установленном  для системы ОМС. Но заключать  договора можно лишь со страховщиками, действующими в субъектах РФ, на территории которых расположены  сами учреждения. Формально предметом  таких договоров должно выступать  оказание медицинской помощи, предусмотренной  программой ОМС, то есть медицинской  помощи второго уровня. На практике отсутствует контроль за тем, какая  именно медицинская помощь, второго  или третьего уровня, оплачивается страховщиками.

Страховщики заключают договоры с учреждениями здравоохранения  на предоставление определенных объемов  медицинской помощи для застрахованных ими лиц и осуществляют оплату оказанной помощи по тарифам, устанавливаемым  в соответствии с принятым порядком оплаты медицинской помощи в системе  ОМС субъекта Российской Федерации  по месту нахождения учреждения на общих основаниях.

Во-первых, согласно требованиям  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования, средства ОМС  могут использоваться только для  возмещения расходов медицинских организаций  по четырем статьям:

  1. оплата труда;
  2. начисления на оплату труда;
  3. медицинские расходы (включая расходы на медикаменты, перевязочные материалы);
  4. продукты питания.

Установление такого правила  связано с тем, что средства, аккумулируемые в системе ОМС, недостаточны для  возмещения затрат, необходимых для  оказания медицинской помощи в объемах, предусмотренных базовой программой ОМС. На практике остальные виды затрат государственных и муниципальных  медицинских учреждений покрываются  за счет средств бюджетов субъектов  РФ и входящих в их состав муниципальных  образований.

Соответственно значения устанавливаемых тарифов ОМС  помощи отражают лишь часть затрат, необходимых для ее оказания.

Во-вторых, тарифы ОМС, используемые для оплаты лечения рассчитываются на основе статистической базы, сформированной на базе муниципальных многопрофильных  стационаров. Таким образом, тарифы, по которым страховщики оплачивают застрахованных, направляемых ими для  лечения в федеральные клиники, не обеспечивают возмещения необходимых  видов и объемов затрат по оказанию им медицинской помощи в этих клиниках. Следовательно, недостающие средства должны покрываться за счет других источников; а это бюджетные ассигнования и средства населения.

Средства федерального бюджета  используются для неявного субсидирования оказания медицинской помощи, которая  должна предоставляться за счет средств  ОМС и бюджетов субъектов РФ. Причем такое субсидирование является чрезвычайно  неравным, поскольку его получают в основном жители тех регионов, где расположены сами федеральные  клиники.

Наличие нескольких каналов  государственного финансирования клинической  деятельности учреждений здравоохранения  в сочетании с неразграниченностью  предметов финансирования и применением  сметного порядка выделения средств  без увязки с результирующими  показателями работы можно квалифицировать  как механизм многослойного финансирования деятельности клиник.

Глава 3

3.1 Проблемы управления  сферой здравоохранения 
Состояние здоровья населения в современной России характеризуется низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста.

Права граждан Российской Федерации на охрану здоровья заложены в Конституции страны, а реализация их связана с общим уровнем  развития здравоохранения. Ограниченные ресурсы, выделяемые в последние  годы из бюджетов разных уровней на здравоохранение, не позволяют обеспечить улучшение качества медицинской  помощи населению, увеличивать до необходимого объема проведение профилактических мер. Несмотря на некоторое улучшение  финансирования здравоохранения, объем  выделяемых средств остается недостаточным  для нормального функционирования отрасли.

Остаточный принцип финансирования здравоохранения привел к высоким  показателям смертности, заболеваемости и росту инвалидности населения  за 10 лет в три раза, в том  числе трудоспособного; низким показателям  репродуктивного здоровья населения  и здоровья новорожденных. Отрицательный  прирост населения в нашей  стране составляет около одного миллиона человек.

Здравоохранение до сих пор  остается самой нереформированной  отраслью. Важным для успешного решения  накопившихся проблем должно стать  дальнейшее развитие законодательства в области охраны здоровья граждан. Развитие государственной политики в сфере охраны здоровья граждан  требует проведения работы по развитию законодательной базы. Российскому  законодательству в этой сфере присущи  многие недостатки. Среди них - отсутствие комплексного подхода к решению  проблемы, недостаточное финансовое обеспечение, декларативность и  противоречивость отдельных норм.

По мнению ряда ученых-организаторов  здравоохранения, введение страховой  медицины в стране, где большая  часть людей живет бедно, является недопустимым. Введение же самого принципа страхования в медицине может быть использовано для незначительной части населения (15%).

Кроме низкого общего уровня финансирования, важной проблемой российского  здравоохранения являются существенные региональные различия в финансировании бесплатной медицинской помощи населению, т.к. действующие механизмы финансового  выравнивания условий деятельности учреждений здравоохранения в регионах не обеспечивают равенства граждан  в получении гарантированной  государством бесплатной медицинской  помощи (разрыв в финансировании территориальных  программ в расчете на одного жителя по регионам в последние годы составлял 13-15 раз).

Кроме несбалансированности программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и  их финансового обеспечения важными  проблемами здравоохранения являются слабые стимулы к труду медицинских  работников, низкая эффективность использования  имеющихся в здравоохранении  ресурсов; крайняя изношенность имеющегося в лечебно-профилактических учреждениях  медицинского оборудования (по данным Счетной палаты РФ в эксплуатации находится до 80 процентов физически  изношенной и морально устаревшей медицинской  техники. Ряд приборов и аппаратов  эксплуатируется 15-20 лет, они неоднократно выработали свой ресурс, морально устарели, что не может гарантировать высокое  качество обследований и эффективность  лечения).

система управление регион

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Перспективы развития сферы здравоохранения

Распоряжение правительства РФ № 2511 – р от 24 декабря 2012 года утверждена «Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации».

Государственная программа определяет цели, задачи, основные направления  развития здравоохранения и мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение. По прогнозной оценке расходы  на реализацию мероприятий Государственной  программы из бюджетов всех уровней  будут направлены средства в размере  более 33 трлн рублей.

Информация о работе Муниципальное управление учреждениями здравоохранения