Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:31, курсовая работа
Краткое описание
Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство - важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор является имманентным, внутренним элементом рыночной инфраструктуры.
Мировой опыт подтверждает,
что предпринимательство - важная составляющая
часть рыночной экономики, без которого
не может быть гармоничного общественного
развития. Оно во многом определяет темпы
экономического роста, структуру и качество
валового национального продукта. Этот
сектор является имманентным, внутренним
элементом рыночной инфраструктуры.
Высокий уровень развития предпринимательства
выступает необходимым слагаемым современной
модели рыночного хозяйства. Оно способствует
поддержанию конкурентного тонуса в экономике,
создает естественную социальную опору
общественному устройству, формирует
новый социальный строй общества.
Предпринимательство обладает
рядом специфических свойств. Ускоряя
хозяйственные изменения, оно выступает
в роли своеобразного «возмутителя спокойствия»
и переводит экономику в новое состояние.
Именно в предпринимательской деятельности
создается и находится в обороте основная
масса национальных ресурсов, являющихся
питательной средой экономического роста.[
Блинов А.О., Шапкин И.Н. «Малое предпринимательство:
теория и практика»: уч. для вузов - М: «Дашков
и Ко», 2003, с.9]
Реформирование российского
общества, построение основ социально
ориентированной рыночной экономики столкнулось
со сложными проблемами, не имевшими аналогов
в мировой практике. Стремительный уход
государства из управления экономикой
привел общество в крайне нестабильное
состояние: коррупция, преступность, повсеместное
нарушение законов стали повседневным
явлением в обществе. В России так и не
сформировалось четкого взаимодействия
и взаимопонимания в системе власть-предприниматели-общество.
Поэтому сейчас в условиях нашей
российской действительности просто необходимо
разработать эффективную модель взаимодействия
государства и малого предпринимательства,
это на сегодняшний день является актуальным
вопросом.
Предыдущая модель общественного
развития в нашей стране базировалась
на подавлении предпринимательского духа
в обществе и самого предпринимателя как
носителя культуры и творческого стиля
мышления. Опыт наших реформ (особенно
начального периода) показал, что при отказе
на словах от традиционной модели, стереотипов
мышления фактически продолжается эта
же линия. В стране не создан благоприятный
предпринимательский климат, нет твердо
установленных правил поведения на рынке,
отсутствует широкая система мер поддержки
инициатив граждан. Еще предстоит выработать
оптимальные формы существования малого
предпринимательства в нашей стране.
Исходя из этого, необходимо
рассмотреть государственное регулирование
как источник развития малого предпринимательства,
что и является целью курсовой работы.
Объектом исследования будет
выступать малое предпринимательство,
предметом исследования - сфера государственного
управления малым предпринимательством.
Для достижения этой цели необходимо
решить следующие задачи:
выявить сущность малого предпринимательства
как объекта государственного регулирования;
оценить современное состояние
малого предпринимательства в России;
рассмотреть государственное
управление малого предпринимательства
в России, а также его эффективность
провести сравнительный анализ
развития малого бизнеса в субъектах РФ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1.Характерные
черты малого предпринимательства
Малый бизнес (или малое предпринимательство)
— сектор экономики, включающий в себя
индивидуальное и малое предпринимательство,
условное название совокупности малых
и средних предприятий, ограниченных определенными
правовыми нормами.
К субъектам малого и среднего
бизнеса относятся внесенные в единый
государственный реестр юридических лиц
потребительские кооперативы и коммерческие
организации (за исключением государственных
и муниципальных унитарных предприятий),
а также физические лица, внесенные в единый
государственный реестр индивидуальных
предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица (далее — индивидуальные предприниматели),
крестьянские (фермерские) хозяйства,
соответствующие перечисленным ниже условиям.
1.Ограничение по статусу
Доля внешнего участия в капитале
не должна превышать 25 %
1) для юридических лиц
- суммарная доля участия Российской
Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований,
иностранных юридических лиц, общественных
и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов
в уставном (складочном) капитале (паевом
фонде) указанных юридических лиц
не должна превышать двадцать
пять процентов (за исключением
активов акционерных инвестиционных
фондов и закрытых паевых инвестиционных
фондов), доля участия, принадлежащая
одному или нескольким юридическим
лицам, не являющимся субъектами
малого и среднего предпринимательства,
не должна превышать двадцать
пять процентов. Последнее ограничение
не распространяется на хозяйственные
общества, хозяйственные партнерства,
деятельность которых заключается
в практическом применении (внедрении)
результатов интеллектуальной деятельности
(программ для электронных вычислительных
машин, баз данных, изобретений, полезных
моделей, промышленных образцов, селекционных
достижений, топологий интегральных
микросхем, секретов производства (ноу-хау),
исключительные права на которые
принадлежат учредителям (участникам)
соответственно таких хозяйственных
обществ, хозяйственных партнерств
- бюджетным, автономным научным
учреждениям либо являющимся
бюджетными учреждениями, автономными
учреждениями образовательным организациям
высшего образования, а также
на юридические лица, учредителями
(участниками) которых являются юридические
лица, включенные в утвержденный
Правительством Российской Федерации
перечень юридических лиц, предоставляющих
государственную поддержку инновационной
деятельности в формах, установленных
Федеральным законом от 23 августа
1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной
научно-технической политике". Юридические
лица включаются в указанный
перечень в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации,
при условии соответствия одному
из следующих критериев:
а) юридические лица являются
открытыми акционерными обществами, не
менее пятидесяти процентов акций которых
находится в собственности Российской
Федерации, или хозяйственными обществами,
в которых данные открытые акционерные
общества имеют право прямо и (или) косвенно
распоряжаться более чем пятьюдесятью
процентами голосов, приходящихся на голосующие
акции (доли), составляющие уставные капиталы
таких хозяйственных обществ, либо имеют
возможность назначать единоличный исполнительный
орган и (или) более половины состава коллегиального
исполнительного органа, а также возможность
определять избрание более половины состава
совета директоров (наблюдательного совета);
б) юридические лица являются
государственными корпорациями, учрежденными
в соответствии с Федеральным законом
от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях"; (п. 1 в ред. Федерального
закона от 23.07.2013 N 238-ФЗ)
Для юридических лиц — суммарная
доля участия Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образований, иностранных юридических
лиц, иностранных граждан, общественных
и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов в уставном
(складочном) капитале (паевом фонде) указанных
юридических лиц не должна превышать 25%
(за исключением активов акционерных инвестиционных
фондов и закрытых паевых инвестиционных
фондов).
Доля участия, принадлежащая
одному или нескольким юридическим лицам,
не являющимся субъектами малого и среднего
бизнеса, не должна превышать 25% (данное
ограничение не распространяется на хозяйственные
общества, деятельность которых заключается
в практическом применении (внедрении)
результатов интеллектуальной деятельности
(программ для электронных вычислительных
машин, баз данных, изобретений, полезных
моделей, промышленных образцов, селекционных
достижений, топологий интегральных микросхем,
секретов производства (ноу-хау), исключительные
права на которые принадлежат учредителям
(участникам) таких хозяйственных обществ
— бюджетным научным учреждениям или
созданным государственными академиями
наук научным учреждениям либо бюджетным
образовательным учреждениям высшего
профессионального образования или созданным
государственными академиями наук образовательным
учреждениям высшего профессионального
образования);
Ограничение по численности
работников
Средняя численность работников
за предшествующий календарный год не
должна превышать следующие предельные
значения средней численности работников
для каждой категории субъектов малого
и среднего бизнеса:
а) от ста одного до двухсот
пятидесяти человек включительно для
средних предприятий;
б) до ста человек включительно
для малых предприятий;
в) среди малых предприятий
выделяются микропредприятия — до пятнадцати
человек;1
Ограничение по выручке
Постановление от 9 февраля
2013 г. N 101 Установить предельные значения
выручки от реализации товаров (работ,
услуг) за предшествующий календарный
год без учета налога на добавленную стоимость
для следующих категорий субъектов малого
и среднего предпринимательства:
микропредприятия - 60 млн. рублей;
малые предприятия - 400 млн. рублей;
средние предприятия - 1000 млн.
рублей
Настоящее постановление вступает
в силу со дня его официального опубликования
и распространяется на правоотношения,
возникшие с 1 января 2013 г.
Предпринимательской называется
самостоятельная, осуществляемая на свой
риск деятельность, направленная на систематическое
получение прибыли от пользования имуществом,
продажи товаров, выполнения работ или
оказания услуг лицами, зарегистрированными
в этом качестве в установленном законом
порядке. В содержание понятия «предпринимательство»
обыкновенно включают и «бизнес». Бизнес
– дело, деловая активность по осуществлению
операций обмена товарами и услугами между
экономическими участниками рыночных
отношений. В определенном отношении бизнес
– более широкое явление, чем предпринимательство,
поскольку охватывает собой, в том числе
и совершение разовых коммерческих сделок.
Законодательство всех государств регулирует
деятельность бизнесменов (коммерсантов),
устанавливая для них ряд исходных позиций
и параметров, без которых невозможна
коммерческая деятельность.
самостоятельность и инициативность
в ее осуществлении;
осуществление определенной
деятельности на свой риск и под ответственность
всем своим имуществом.
Малым и средним бизнесом вправе
заниматься лишь лица, зарегистрированные
в качестве предпринимателя без образования
юридического лица, и юридические лица,
которые создаются, функционируют и прекращаются
в особом порядке, установленном законодательством.
Организации — участники рынка различаются
по форме собственности, способам создания,
характеру деятельности и т.д. Однако они
характеризуются наличием общих признаков,
которые позволяют отнести их к числу
юридических лиц2:
организационное единство;
имущественная обособленность;
самостоятельная имущественная
ответственность;
выступление в гражданском
обороте от собственного имени.
Все юридические лица разделяются
на коммерческие и некоммерческие организации.
Юридические лица, преследующие извлечение
прибыли в качестве основной цели своей
деятельности, являются коммерческими
организациями; юридические лица, не имеющие
извлечение прибыли в качестве основной
цели и не распределяющие полученную прибыль
между участниками, — некоммерческими
организациями. В дальнейшем мы будем
рассматривать только коммерческие организации,
так как именно они призваны заниматься
предпринимательской деятельностью, в
отличие от некоммерческих, которые ставят
перед собой иные, нежели извлечение прибыли,
цели.
1.2. Этапы формирования
малого предпринимательства в
России
Современное предпринимательство
в России выросло из кооперативного движения
1985-1991 годов, которое быстро развивалось
в пределах СССР. 2 апреля 1991 года был принят
Закон Союза Социалистических республик
«Об общих началах предпринимательства
граждан в СССР», который определил общие
принципы предпринимательства СССР, регламентировал
права и ответственность субъектов предпринимательской
деятельности, обеспечил государственную
поддержку, установил отношения предпринимателей
с органами государственной власти.
Если рассматривать историю
малого бизнеса с этого момента до настоящего
времени, то в его развитии можно выделить
ряд характерных этапов.
Для первого этапа (1985-1987 гг.)
характерно: зарождение и деятельность
центров научно-технического творчества,
временных творческих коллективов при
общественных организациях, бригадных
подрядов. Для него была характерна малочисленность
участников предпринимательства, экспериментальный
характер, формирование социально-психологических
основ предпринимательской деятельности
на базе частной собственности.
На втором этапе (1987-1988 гг.) предпринимательство
приобретает характер активного многочисленного
движения, кооперативы и товарищества
зачастую создавались и ликвидировались
в течение месяца, часто и не приступая
к работе. Цель развития малого бизнеса
- насытить внутренний рынок потребительскими
товарами. Однако этого не произошло. Основной
причиной этого является отсутствие достаточных
финансовых ресурсов и инфантильность
инфраструктуры.