Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:31, курсовая работа
Краткое описание
Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство - важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор является имманентным, внутренним элементом рыночной инфраструктуры.
Для регламентации отношений
организаций со своими контрагентами,
гражданами и государством законодательством
предусмотрены организационно-правовые
формы, определяющие вид и способ построения
организации в зависимости от формы собственности,
способа формирования капитала, масштабов
организации. Основополагающим документом,
регламентирующим организационно-правовые
формы, является ГК РФ, содержащий подробно
разработанную систему норм о юридических
лицах и следующие организационно-правовые
формы организаций1:
1. Хозяйственные товарищества
и общества. В свою очередь, хозяйственные
товарищества подразделяются на:
- полное товарищество;
- товарищество на вере
(коммандитное товарищество);
Хозяйственные общества имеют
следующие разновидности:
- акционерное общество
открытого типа;
- акционерное общество
закрытого типа;
- общество с ограниченной
ответственностью;
- общество с дополнительной
ответственностью
2. Производственные кооперативы;
3. Государственные и муниципальные
унитарные предприятия;
4. Некоммерческие организации.
2. Система ценообразования
используется наиболее часто, особенно
в области регулирования монополистических
рынков. В настоящее время в
системе государственного регулирования
ценообразования действуют следующие
нормативные акты:
• Указ Президента РФ “О мерах
по упорядочению государственного регулирования
цен (тарифов)” от 28.02.1995 № 221(ред. от 08.04.2003);
• Федеральный закон от 26.07.2010
N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об электроэнергетике" и Федеральный
закон "Об особенностях функционирования
электроэнергетики в переходный период
и о внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с
принятием Федерального закона "Об
электроэнергетике"
• Постановление Правительства
РФ “О мерах по упорядочению государственного
регулирования цен на газ и сырье для его
производства” от 15.04.1995 № 332(ред. от 18.08.2011);
• Постановление Правительства
РФ от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле
(надзоре) в области регулируемых государством
цен (тарифов), а также изменении и признании
утратившими силу некоторых актов Правительства
Российской Федерации" (вместе с "Положением
о государственном контроле (надзоре)
в области регулируемых государством
цен (тарифов)")
• Федеральный закон от 30.12.2004
N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об основах регулирования
тарифов организаций коммунального комплекса"
(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2013)
Основной блок принятых документов относится
к сфере регулирования цен на товары организаций-монополистов,
— это свидетельствует о том, что на подавляющем
большинстве товарных рынков действует
режим конкуренции.
3. Применение режима квотирования
характерно для внешнеторговой
деятельности и реализации некоторых
товаров на внутреннем рынке.
4. Политика доходов находит
свое выражение в установлении
минимального уровня оплаты труда,
прожиточного минимума, уровня оплаты
нетрудоспособности работника и
других выплат социального характера.
5. Лицензирование относится
к наиболее действенным методам
поддержки и регулирования государством
отдельных видов деятельности, связанных
с потенциальной угрозой жизни,
здоровью населения и безопасности
государства. Процесс лицензирования
в Российской Федерации регулируется
в настоящее время: Федеральный закон
от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О лицензировании
отдельных видов деятельности" в котором
предусмотрено лицензирование более 100
видов деятельности; Гражданским Кодексом
РФ (часть первая, ст. 49); федеральными законами,
регулирующими отраслевые виды деятельности; Постановление Правительства
РФ от 21.11.2011 N 957 (ред. от 10.06.2013) "Об организации
лицензирования отдельных видов деятельности"
и другими постановлениями Правительства
РФ, которыми утверждены положения о лицензировании
отдельных видов деятельности.
Лицензирование определяется
как целый комплекс мероприятий:
• предоставление лицензии;
• переоформление документов,
подтверждающих наличие лицензии;
• приостановление действия
лицензий в случае административного
приостановления деятельности лицензиатов
в связи с нарушением лицензионных требований
и условий;
• возобновление или прекращение
действия лицензий;
• аннулирование лицензий;
• контроль лицензирующих органов
за соблюдением лицензиатами при осуществлении
лицензируемых видов деятельности соответствующих
лицензионных требований и условий;
• ведение реестров лицензий;
• предоставление в установленном
порядке заинтересованным лицам сведений
из реестров лицензий и иной информации
о лицензировании.
Правительство Российской Федерации
утверждает положения о лицензировании
конкретных видов деятельности; определяет
федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие лицензирование конкретных
видов деятельности; устанавливает виды
деятельности, лицензирование которых
осуществляется органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Лицензирующие органы осуществляют
следующие полномочия:
• предоставление лицензий;
• переоформление документов,
подтверждающих наличие лицензий;
• приостановление действия
лицензий;
• возобновление действия лицензий;
• аннулирование лицензий в
случае неуплаты лицензиатом в течение
трех месяцев государственной пошлины
за предоставление лицензии;
• ведение реестров лицензий;
• предоставление заинтересованным
лицам сведений из реестров лицензий и
иной информации о лицензировании;
• контроль за соблюдением
лицензиатами при осуществлении лицензируемых
видов деятельности соответствующих лицензионных
требований и условий;
• обращение в суд с заявлениями
об аннулировании лицензий. Порядок осуществления
полномочий лицензирующих органов устанавливается
положениями о лицензировании конкретных
видов деятельности.
Прямые (административные) методы
необходимы в следующих сферах деятельности:
контроль за монополистическими
рынками;
экологическая безопасность;
сохранение невоспроизводимых
природных ресурсов;
безопасность условий труда,
жизни и контроль за их соблюдением;
определение минимально необходимых
параметров жизни людей (минимальный размер
оплаты труда, социальные пособия);
защита национальных интересов
страны в мировой экономике. В других сферах
деятельности используются в основном
косвенные (экономические) методы или их сочетание с прямыми (административными).
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕНОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Государственная
поддержка малого бизнеса в России 2013
Поддержка государством малого
бизнеса является на сегодня одной из
наиболее реальных возможностей получения
помощи начинающим предпринимателям и
уже успешно работающим малым предприятиям.
Благодаря действующим программам господдержки
многие бизнес-идеи смогли найти свою
реализацию в реальных проектах, а тысячи
начинающих предпринимателей получили
возможность обрести работу и создать
новые рабочие места на рынке труда своего
региона. Помимо льготного налогообложения
и возможности вести расчёты по упрощённой
схеме, предприниматели в сфере малого
бизнеса получают возможность воспользоваться
одной из существующих на сегодня форм
государственной поддержки.
Поддержка малого бизнеса в
России сегодня ведется сразу по нескольким
направлениям. Действующие программы
предусматривают возможности для получения
субсидий — от выделения средств на развитие
бизнеса до компенсации расходов на оформление
необходимых для регистрации ИП документов
(через центр занятости или фонды поддержки
предпринимательского сообщества). Помимо
этого за государственный счёт проводится
переподготовка или обучение граждан
основам бизнеса, с прохождением учебного
курса в государственном, либо аккредитованном
для ведения подобной деятельности частном
учебном заведении. В некоторых случаях
организуется стажировка предпринимателей
в сфере малого бизнеса на крупных отраслевых
предприятиях.
Ещё одним популярным направлением
в сфере поддержки малого предпринимательства
является возможность получения льгот
в рамках лизингового кредитования, либо
субсидирование для погашения кредита,
полученного на развитие бизнеса. Также
поддержка малого бизнеса 2013 не обойдется
и без выдачи государственных грантов,
позволяющих покрыть расходы на исследования
или запуск в производство того или иного
изобретения.
Помимо этого, в рамках программ
поддержки малого предпринимательства
осуществляются действия, направленные
на создание возможностей для развития
предпринимательства в сфере малого бизнеса.
Сюда входит и предоставление в почасовую
или долгосрочную аренду офисных помещений
со значительно сниженной арендной платой.
И возможности получения льгот в рамках
внешнего юридического или бухгалтерского
сопровождения (аутсорсинга). В общем-то,
сложно назвать сферу интересов современного
предпринимателя, занятого в малом бизнесе,
которая не позволяла бы ему получить
льготы в рамках той или иной государственной
программы.
В 2013 году в России действуют
различные программы государственной
поддержки малого бизнеса (малого предпринимательства).
Поддержка может предоставляться в форме:
денежных субсидий (например
при регистрации ИП - условия уточните
в Вашем региональном центре поддержки
предпринимательства или центре занятости);
обучения (на безвозмездной
основе, либо с частичным, обычно символическим,
покрытием расходов);
стажировок;
льготногого лизинга;
бизнес-инкубаторов (возможность
снять хороший офис за символическую плату);
льготного/бесплатного участия
в выставках и ярмарках;
грантов.
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
3.1. Факторы, сдерживающие
развитие малого предпринимательства
Можно выделить две группы причин,
сдерживающих развитие малого предпринимательства.
Первая – это причины общеэкономического
характера, заложенные в экономической
политике государства, вторая – частного,
преимущественно организационного характера.
Мировая практика свидетельствует,
что в развитии рыночных отношений возможны
две тенденции: формирование регулируемого
рынка или стихийного, носящего спекулятивный
характер. Отсутствие четкого понимания
этих двух тенденций и ориентация на исключение
государства из системы экономического
регулирования привели к тому, что в России
становление рыночных отношений пошло
по второму варианту. Одной из причин того,
что в России формируется именно деформированный
тип рынка, следует считать некритическое
осмысление опыта западных стран и непродуманное
перенесение его в отечественную практику.
Особенностью регулируемого
рынка является, во-первых, наличие условий
для свободного инвестирования средств
в различные сферы, а смысл государственного
регулирования заключается не в воздействии
на систему цен, а в формировании оптимальных
пропорций. Во-вторых, такой рынок требует
совершенного механизма регулирования
покупательского спроса, т.е. формирования
повышенного дохода, а, следовательно,
и более высокой покупательной способности
у большинства населения, что и выступает
движущей силой производства.
Из этого вытекает вторая причина,
сдерживающая развитие производственного
предпринимательства - снижение покупательского
спроса и свертывание внутреннего потребительского
рынка.
Еще одно обстоятельство отрицательно
влияет на покупательную способность
населения, а, следовательно, и на развитие
малого предпринимательства. Рост потребительских
цен опережает повышение оплаты труда.
В этих условиях спрос акцентируется преимущественно
на продовольственных товарах, а промышленные
товары оказываются невостребованными.
Второе обстоятельство связано с уровнем
разрыва доходов между полярными группами
населения.
Таким образом, сдерживающим
фактором развития промышленного предпринимательства
является сужение внутреннего потребительского
рынка.
Третья причина кардинального
характера, тормозящая предпринимательство,
связана с существующей системой налогообложения.
Налоговая политика государства по отношению
к малому предпринимательству в большей
степени носит фискальный, а не стимулирующий
характер. Главные ее недостатки заключаются,
во-первых, в чрезмерно высоком уровне
налогов. Они не стимулируют рост производства,
что в условиях его падения является необходимым.
Во-вторых, сама налоговая система нестабильна,
часто меняется. К тому же ряд налоговых
законов не носят прямого действия, а дополняются
множеством подзаконных актов, как правило,
запаздывающих и нередко изменяющих цель
самих законов. В-третьих, множественность
налогов, в которых предприниматель просто
теряет ориентиры.
Эти недостатки говорят о том,
что в России необходима стройная система
мер общественной и государственной поддержки
предпринимательства на всех уровнях
управления: федеральном, региональном,
местном, основанная на аналитических
методах познания и управления, связанных,
конечно, со значительными затратами на
научное, информационно-аналитическое
обеспечение программно-проектных разработок.
3.2. Основные факторы,
повышающие эффективность государственного
управления малым бизнесом
Для того чтобы не допустить
развитие и закрепление дисфункциональных
моделей предпринимательства, необходимо
создать, в первую очередь, условия для: