Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:31, курсовая работа
Краткое описание
Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство - важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор является имманентным, внутренним элементом рыночной инфраструктуры.
Третий этап (1989-1990 гг.) связан
с принятием законодательных актов, направленных
на активизацию малых предприятий. И это
в определенной мере удалось: существенно
расширились сферы деловой активности
людей, диверсифицировалась номенклатура
организационных форм предпринимательства,
произошло интенсивное освоение арендных
отношений. Началась подготовка к проведению
так называемой малой приватизации. Именно
в это время было узаконено частное предпринимательство.
Особую значимость в этот период
имело развитие арендных отношений, чему
способствовал переход 1 января 1989 года
всех государственных предприятий и объединений
на самофинансирование и хозяйственный
расчет. Приватизация превращала государственную
собственность в собственность частных
владельцев, способствовала ее демонополизации.
Она создавала необходимую базу для реального
перехода к рыночным отношениям, повышения
эффективности российской экономики.
Для четвертого этапа (1991-1992
гг.) характерны коммерциализация и появление
среднего и крупного бизнеса. Были приняты
многие законы, открывающие широкие возможности
для масштабного развития предпринимательства.
В эти годы наблюдается становление рыночной
инфраструктуры, повышение уровня профессиональных
знаний и деловых решений, начало слияния
и укрепления коммерческих структур, торговли
и посреднических организаций, возникновение
олигархии, укрепление финансовых институтов,
банков и бирж. К сожалению, государство
не смогло обеспечить поддержание конкурентной
среды путем создания льготных условий
деятельности субъектам малого и среднего
бизнеса, которые обнаружили приверженность
к «паразитизму», то есть к чисто посреднической
и торгово-закупочной деятельности. Ставка
была сделана на процесс естественного
отбора: кто сможет выжить, тот останется.
Это выглядело молчаливым подталкиванием
к централизации и укреплению позиции
предпринимателя, что, с одной стороны,
привело к ухудшению психологического
климата на рынке за счет негативного
восприятия предпринимателей, занятых
«набиванием собственных карманов», а
с другой - значительно криминализировало
обстановку.
Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полностью
широкомасштабной приватизацией и развития
всех видов предпринимательства. Впервые
в экономике возникают венчурные фирмы,
активно используется предпринимательство.
Возрастной ценз бизнеса стабилизируется.
На шестом этапе (1995-1998 гг.) практически
были исчерпаны возможности сверхприбыльной
торгово-посреднической деятельности,
поэтому многие малые предприятия прекратили
свое существование. В экономике страны
набирала силу тенденция к концентрации
и централизации капиталов, появились
случаи поглощения предприятий.
Современный этап развития
мелкого предпринимательства, безусловно,
имеет исторические корни. По основным
критериям создание смешанной экономики,
предпринимательской среды в ней и развитие
малого бизнеса имеют много схожего, начиная
с фундаментальных основ собственности
до принципов организации, функционирования
и управления в рыночной системе хозяйствования.
Именно поэтому, говоря о развитии
российского предпринимательства, можно
характеризовать его как направленное
и последовательное воспроизводство среды
существования, немыслимое без малых и
средних предприятий.
1.3 Цели, задачи, направления
и методы государственного регулирования
малого и среднего бизнеса
Государственное регулирование
малого и среднего бизнеса – это комплекс
мероприятий форм и методов государственного
влияния на деятельность субъектов предпринимательства
с целю создания нормальных условий их
функционирования и развития, ослабления
отрицательных тенденций, вызываемых
коммерческой деятельностью осуществляемых
предприятиями в условиях рыночных отношений.
Комплекс форм и методов государственного
регулирования, либо влияния на малый
и средний бизнес.
Содержание государственного
регулирования малого и среднего бизнеса
определяется целями государственного
регулирования экономики, среди которых
следует выделить следующие1:
• устойчивый экономический
рост;
• высокий уровень занятости;
• низкий уровень инфляции;
• устойчивое финансовое положение;
• справедливое распределение
доходов;
• стабильность внешнеэкономической
деятельности.
Реализация целей государственного
регулирования малого и среднего бизнеса
осуществляется постановкой и решением
конкретных задач:
• создание правовых основ функционирования
рыночного хозяйства;
• обеспечение развития предпринимательской
инфраструктуры;
• обеспечение соблюдения правил
конкуренции;
• оказание содействия предпринимательской
деятельности.
Исходя из целей и задач государственного
регулирования малого и среднего бизнеса
можно предложить следующую классификацию
его направлений:
1) формирование правовой
базы предпринимательской деятельности;
2) защита конкуренции
и ограничение монополистической
деятельности;
3) защита прав потребителей;
4) регламентирование трудовых
отношений и поддержание социального
партнерства;
5) формирование налоговой
системы и перераспределение
доходов;
6) перераспределение ресурсов;
7) регулирование цен и
тарифов;
8) государственная поддержка
отдельных видов бизнеса;
Формирование правовой базы
малого и среднего бизнеса включает в
себя гарантирование государством права
частной собственности, регламентацию
организационно-правовых форм субъектов
малого и среднего бизнеса, регулирование
договорных отношений между субъектами
рынка, выполнение государством роли арбитра
при разрешении хозяйственных споров.
Защита конкуренции и ограничение
монополистической деятельности предполагает
контроль государственных органов за
деятельностью естественных монополий
путем регламентирования цен, тарифов,
качества предоставляемых услуг и введение
запретительных мер в отношении действий
любых монополий, направленных на ограничение
конкуренции или злоупотребление доминирующим
положением.
Защита прав потребителей со
стороны государства осуществляется через
систему нормативно-правовых актов, определяющих
порядок защиты прав потребителей, ответственность
предпринимателей, систему государственной
и общественной защиты потребителей.
Регламентирование трудовых
отношений и поддержание социального
партнерства включает в себя формирование
трудового законодательства, системы
социального партнерства представителей
работников и работодателей, охрану труда
и систему мер по разрешению трудовых
споров.
Формирование налоговой системы
и перераспределение доходов осуществляется
посредством бюджетного планирования,
принятия ставок подоходного налога, налога
на прибыль и других налоговых изъятий,
а также установления системы социального
обеспечения.
Перераспределение ресурсов
реализуется в целях финансирования природоохранных
мероприятий, содержания органов государственного
управления, обеспечения внутренней и
внешней безопасности страны.
Регулирование цен и тарифов
проводится государством в основном в
отношении продукции и услуг естественных
монополий. Эти цены и тарифы регулируются
для того, чтобы защитить интересы потребителей
и не допустить использования монопольного
положения в целях извлечения необоснованной
прибыли.
Государственная поддержка
отдельных видов бизнеса осуществляется
исходя из принципов системности, протекционизма
и селективности. В зависимости от целей,
которые государство ставит при поддержке
того или иного вида бизнеса, определяется
и объем помощи, который способен оказать
воздействие на положительную динамику.
Государственное регламентирование
внешнеторговой деятельности нацелено
на гармоничное сочетание частных предпринимательских
интересов с общегосударственными интересами
и реализуется через таможенно-тарифную
систему и систему мер по содействию и
стимулированию внешнеторговой деятельности,
к которым относятся разработка программ
развития внешней торговли, кредитование
и страхование, обеспечение гарантий,
организация ярмарок и выставок и др.
Регулирование валютного курса
осуществляется с целью защиты интересов
отечественных товаропроизводителей
от действий, которые могут привести к
негативному изменению платежного баланса.
Валютное регулирование представляет
собой комплекс нормативно-правовых актов
(валютное законодательство), определяющих
порядок операций с валютой и порядок
проведения валютного контроля.
Методы государственного регулирования
малого и среднего бизнеса разделяются
на косвенные (экономические) и прямые
(административные). В ряде случаев деление
методов на косвенные и прямые оказывается
условным, а иногда его трудно провести,
однако такое деление является целесообразным
для целей анализа и классификации.
Косвенные (экономические) методы
воздействуют на субъекты малого и среднего
бизнеса не прямо, а посредством влияния
на их экономические интересы. Эти методы
прямо не запрещают, не ограничивают деятельность,
но позволяют предпринимателя принимать
решение о целесообразности расширения,
сохранения или прекращения своего бизнеса
в изменяющихся под воздействием государства
экономических условиях.
К косвенным методам регулирования
относятся денежно-кредитная, бюджетная,
налоговая и внешнеэкономическая политика.
1. Денежно-кредитная политика
основывается на регулировании
реального предложения денег
в экономике, т.е. денежной массы.
Основными инструментами, которыми
оперирует Центральный банк, являются
учетная ставка, норма обязательных
резервов и операции по покупке-продаже
государственных ценных бумаг
на открытом рынке.
2. Проведение бюджетной
политики позволяет реализовать
три основные функции — фискальную,
регулирующую и распределительную.
Фискальная функция позволяет
государству создавать денежную
базу функционирования государственного
аппарата; функция регулирования
предусматривает проведение определенной
политики в экономической сфере;
распределительная функция несет
в себе возможность активного
государственного регулирования
в социальной сфере.
3. Налоговая политика
является важнейшей составляющей
в системе методов государственного
регулирования и определяет возможности
бюджетной политики. Экономическая
и фискальная функции налогов
связывают воедино обязанности
предпринимателей и государства.
Налоговый контроль проводится
должностными лицами налоговых
органов в пределах своей компетенции
посредством:
• налоговых проверок;
• получения объяснений налогоплательщиков,
налоговых агентов и плательщиков сбора;
• проверки данных учета и отчетности;
• осмотра помещений и территорий,
используемых для извлечения дохода (прибыли);
• других форм, предусмотренных
НК РФ.
В целях проведения налогового
контроля налогоплательщики подлежат
постановке на учет в налоговых органах
соответственно по месту нахождения организации,
месту нахождения ее обособленных подразделений,
месту жительства физического лица, а
также по месту нахождения принадлежащего
им недвижимого имущества и транспортных
средств.
Важнейшим инструментом воздействия
налоговой системы на развитие экономики
являются льготы, которые могут быть региональными,
селективными, общефедеральными. Формы
налоговых льгот — налоговые кредиты,
пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности
определения налоговой базы.
4. Внешнеэкономическая политика
как косвенный метод государственного
регулирования малого и среднего
бизнеса включает в себя три
основные группы инструментов: общие,
направленные на усиление позиций
в мировой экономике; специальные,
направленные на развитие определенных
видов деятельности; стимулирующие,
направленные на прямую поддержку
государством экспорта.
Суть прямых административных
методов состоит в том, что через комплекс
обязательных для исполнения субъектами
хозяйственной деятельности требований
и распоряжений государство проводит
необходимую для него политику в той или
иной области экономики. Субъекты экономики
принимают решения не на основании самостоятельного
экономического выбора, а под воздействием предписаний
органов власти.
К прямым методам регулирования
относятся правовые методы, система ценообразования,
режим квотирования, политика доходов,
лицензирования.
1. Правовые методы распространяются
на государственное регулирование
организационно-правовых форм малого
и среднего бизнеса. В соответствии
с Конституцией РФ организации
в зависимости от форм собственности
могут быть государственными, муниципальными,
частными, общественными или организациями
со смешанной формой собственности.
Юридические лица подлежат государственной
регистрации в уполномоченном
государственном органе в порядке,
определяемом Федеральным законом
«О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 23.07.2013). Данные государственной
регистрации включаются в Единый государственный
реестр юридических лиц, открытый для
всеобщего ознакомления. Юридическое
лицо считается созданным со дня внесения
соответствующей записи в Единый государственный
реестр юридических лиц.