Особенности прохождения муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В условиях становления и развития российской государственности и формирования гражданского общества становится все более актуальной потребность в создании эффективной и действенной системы управления общественными процессами в стране. Это является основной целью административной реформы, одной из задач которой стало проведение коренных преобразований в системе местного самоуправления. Концепция административной реформы исходит из того, что общество и государство призваны решать задачи обеспечения интересов и потребностей граждан, опираясь в том числе и на возможности местного самоуправления, являющегося непосредственной формой народовластия.

Содержание

Введение………………………………………………......…………................. 3
Глава 1. Муниципальная служба как особый вид службы РФ………………………………………………………………………..……
8
1.1. Возникновение института муниципальной службы…………………….. 8
1.2. Понятие и признаки муниципальной службы…………………………… 11
1.3. Задачи и функции муниципальной службы……………………………... 14
1.4. Правовое регулирование муниципальной службы РФ…………………. 16
Глава 2. Правовой статус муниципального служащего…………………. 19
2.1. Муниципальная должность: понятие, виды………………………........... 19
2.2. Права и обязанности муниципального служащего…………...…………
2.3. Условия прохождения муниципальной службы…………...……………. 20
24
Глава 3. Профессиональная подготовка муниципальных служащих: проблемы и пути решения………………………………………………...
28
3.1. Инновации в профессиональной подготовке муниципальных служащих……………………………………………………………………
28
3.2. Кадровая политика муниципальной службы: новые подходы…………. 31
Заключение……………………………………………………………………. 36
Библиографический список……………………………….............................
38

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности прохождения муниципальной службы.docx

— 62.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

                                                                                                                                С.     

Введение………………………………………………......………….................

3

Глава 1. Муниципальная служба как особый вид службы РФ………………………………………………………………………..……

 

8

1.1. Возникновение института муниципальной службы……………………..

8

1.2. Понятие и признаки муниципальной службы……………………………

11

1.3. Задачи и функции муниципальной службы……………………………...

14

1.4. Правовое регулирование муниципальной службы РФ………………….

16

Глава 2. Правовой статус муниципального служащего………………….

19

2.1. Муниципальная должность: понятие, виды………………………...........

19

2.2. Права и обязанности муниципального служащего…………...…………

2.3. Условия прохождения муниципальной службы…………...…………….

20

24

Глава 3. Профессиональная подготовка муниципальных служащих: проблемы и пути решения………………………………………………...

 

28

3.1. Инновации в профессиональной подготовке муниципальных    служащих……………………………………………………………………

 

28

3.2. Кадровая политика муниципальной службы: новые подходы………….

31

Заключение…………………………………………………………………….

36

Библиографический список……………………………….............................

38

 

   

 

                                                Введение

          Актуальность темы.  В условиях становления и развития российской государственности и формирования гражданского общества становится все более актуальной потребность в создании эффективной и действенной системы управления общественными процессами в стране. Это является основной целью административной реформы, одной из задач которой стало проведение коренных преобразований в системе местного самоуправления. Концепция административной реформы исходит из того, что общество и государство призваны решать задачи обеспечения интересов и потребностей граждан, опираясь в том числе и на возможности местного самоуправления, являющегося непосредственной формой народовластия.

          В системе местного самоуправления муниципальная служба выступает организационным механизмом осуществления социально-экономических преобразований на местном уровне, где происходят практически все процессы жизнедеятельности человека, удовлетворяются его основные жизненно важные интересы. В этом отношении муниципальная служба является связующим звеном между государством и гражданским обществом. Это определяет ее институциональные особенности и основное предназначение – обеспечение реализации целей и функций государства по всем вопросам социального и экономического управления на местном уровне.

          В последние годы значительно изменились место и роль муниципальной службы в системе управления общественными процессами. Муниципальная служба стала самостоятельным институтом в системе социального управления, сохранив при этом свои специфические отличия в осуществляемой ею на местном уровне управленческой деятельности. Она дистанцирована от собственного государственного управления, но призвана выполнять, в том числе, и его функции, которые государство делегирует на местный уровень согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

          Таким образом, муниципальная служба стала важным элементом  системы управления общественными процессами. Ее функциональное состояние, эффективность взаимодействия с другими институтами государства и общества, кадровый потенциал, уровень профессионализма и социальной ответственности муниципальных служащих, их отношения к своему делу существенно влияют на результаты проводимых государственных и общественных преобразований. Это актуализирует вопросы развития муниципальной службы как особого института в системе властных отношений.

          Тема исследования актуальна также потому, что современный этап развития местного самоуправления в России еще не дал достаточного опыта для научного обобщения. В большей степени проблемы становления и развития муниципальной службы рассматривались с сугубо практической стороны – организационной, экономической, административно-территориальной и т.п. Поэтому, с научной точки зрения, представляется целесообразным всестороннее изучение проблем муниципальной службы, рассмотрение ее как особого социально-управленческого феномена современной реальности, активно влияющего на все процессы, происходящие в российском обществе.

          Анализ изученных источников и литературы. Среди современных отечественных авторов вопросы местного самоуправления разрабатываются в трудах А.Н. Аверина, В.И. Васильева, А.Г. Воронина, Н.А. Емельянова, В.Н. Иванова, Л.А. Калиниченко, В.С. Нечипоренко, В.И. Патрушева, В.Б. Слатинова, А.А. Уварова, и др. В их исследованиях нашли отражение политические, правовые, организационные, экономические, социальные, кадровые и другие проблемы местного самоуправления и муниципальной службы.

          В последние годы был издан ряд научных трудов по муниципальному праву, изучение которых стало весьма важным в разработке проблемы функционирования и развития современной муниципальной службы. Среди них работы  П.П. Макагонова, Е.А. Незнамовой, К.Б. Норкина.

          В научных трудах А.К. Конькова, Б.Т. Пономаренко, Л.В. Прибытковой и др. раскрыты проблемы профессионального развития и совершенствования деятельности муниципальных служащих.

          Место и роль различных институтов управления в российском обществе, в том числе и таких, как государственная и муниципальная служба, их положение в качестве связующего звена между государством и гражданским обществом рассматриваются в работах Л.А.Василенко, З.М.Зотовой, В.С.Карпичева, В.С. Комаровского, И.Н.Панина, В.И.Патрушева, А.И.Турчинова, Н.И.Мироновой, Н.Н. Шуваловой и других авторов, изучающих проблемы формирования, сущности и роли гражданского общества в России, взаимодействия и взаимосвязи социального государства и гражданского общества.

          Цель исследования – выявить особенности муниципальной службы в Российской Федерации, ее роль и место в обществе и государстве и определить основные направления совершенствования данного института.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

  1. проанализировать историю возникновения института муниципальной службы, его понятие и характерные признаки;
  2. определить задачи и функции муниципальной службы, ее правовое регулирование;
  3. раскрыть правовое положение муниципальных служащих;
  4. выявить условия и порядок прохождения муниципальной службы в РФ;
  5. проанализировать проблемы профессиональной подготовки муниципальных служащих и установить пути их решения.
  6. Провести анализ процесса развития кадрового потенциала муниципальной службы.

          Объектом исследования является муниципальная служба в Российской Федерации.

          Предмет исследования  – особенности возникновения и развития муниципальной службы как особого вида службы в РФ, ее место и роль в современной системе управления.

          Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы, методы, подходы ряда наук, такие, как методы анализа и синтеза, формально-юридический метод, контент-анализ, системный и конкретно-исторический подход, структурно-функциональный анализ и др. Использование системного подхода в курсовой работе позволяет исследовать муниципальную службу в неразрывной взаимосвязи с происходящими в обществе и государстве социальными процессами.

          Особую роль в исследовании играет социологический подход к изучению происходящих в местном самоуправлении процессов, который дает возможность в комплексе исследовать рассматриваемую проблему с использованием эмпирических социологических данных, дающих необходимый материал для теоретических обобщений.

          Эмпирическая база курсовой работы основывается на использовании Конституции и федеральных законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, нормативных и правовых актов федеральных и региональных органов власти и другие документы, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления. Важными источниками при разработке темы курсовой работы стали опубликованные с начала 90-х гг. сборники нормативных документов о муниципальной службе, статистические данные о составе государственных и муниципальных служащих Российской Федерации, материалы научно-практических конференций, а также научные труды и публикации в периодических изданиях по проблемам становления, функционирования и развития муниципальной службы органов местного самоуправления в современной России.

          Практическая значимость. В данной курсовой работе систематизированы знания по теории и практике исследований института муниципальной службы. В практическом плане работа может быть использована в системе экономического и правового образования при выступлении студентов перед аудиторией и экспертной комиссией, в деловых играх, презентациях, студенческих научных конференциях.

          Хронологические рамки исследования: 2003 - 2010 гг.

 

 

 

 

 

 

     Глава 1. Муниципальная служба как особый вид службы РФ

    1. Возникновение института муниципальной службы

          Понятие «муниципальная служба» является относительно новым для российского законодательства. Впервые этот термин был законодательно закреплен в статье 1 Федерального закона от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которой муниципальная служба определяется как «профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий». Несмотря на непродолжительный период существования этого правового термина, муниципальная служба как особый социальный институт имеет многовековую историю, и ее появление неразрывно связано со становлением и развитием местного самоуправления.1

          Муниципальная служба органически связана с местными органами, их целями и задачами в жизни местных сообществ. Ее специфика определяется отношением общества и государства к местному самоуправлению как к одной из основ демократического строя. Поэтому на процесс становления и развития муниципальной службы непосредственное влияние оказывают специфические особенности формирования органов местного самоуправления на разных этапах исторического развития.

          В развитии  муниципальной службы в России можно выделить несколько основных этапов, которые были обусловлены особенностями становления российской государственности:

  1. Зарождение служебной деятельности в древнерусском государстве.
  2. Государственная муниципальная служба при абсолютизме.
  3. Городское самоуправления в период либерально-демократических реформ местного самоуправления второй половины XIX - начале XX вв.
  4. Советский период развития муниципального управления.
  5. Современный период развития муниципальной службы.

          С появлением особого слоя «служилых людей» в конце XV века при Иване III и созданием городовых приказчиков историки связывают начало формирования государственной службы. Но это в полной мере можно считать и началом формирования муниципальной службы, так как эти два вида служебной деятельности в древнерусском государстве не разделялись.2

          В XVI веке появился особый вид служебной деятельности, направленной на осуществление функций органов управления древнерусского государства, и особая группа людей (губные старосты, служилые люди), состоящие на службе государству и получающая определенное вознаграждение.

          Развитие воеводско-приказного управления в 20 – 30-е гг. XVII в. привело к резкому росту подьяческих штатов и усилению роли приказных людей.

          К середине XVII в. происходит выделение гражданской службы вообще, которая была преимущественно военной. Вокруг приказной работы складывается и муниципальная служба как составная часть государственной службы.

          Значительный рост бюрократического аппарата на местах, усложнение задач государственного управления и неспособность местных государственных учреждений их решать привели к необходимости проведения Петром I реформы местного управления, а вместе с ней – системы государственной муниципальной службы. Разделив в 1708 г. страну на 8 губерний, наделив губернаторов чрезвычайными полномочиями, Петр тем самым способствовал более четкому разделению дел и развитию бюрократической соподчиненности чиновников губернских канцелярий. В целях укрепления местной администрации территория каждой губернии была разделена на провинции, в которых учреждались провинциальные канцелярии.

          Следующим шагом на пути к созданию эффективного государственного аппарата стала губернская реформа Екатерины II, проведенная в 1775г. Новое местное управление отличали от прежнего две характерные черты: разделение органов власти по функциям на административные, финансово-экономические и судебные, а также усиление роли представителей дворянства.3

Информация о работе Особенности прохождения муниципальной службы