Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа
Актуальность темы. В условиях становления и развития российской государственности и формирования гражданского общества становится все более актуальной потребность в создании эффективной и действенной системы управления общественными процессами в стране. Это является основной целью административной реформы, одной из задач которой стало проведение коренных преобразований в системе местного самоуправления. Концепция административной реформы исходит из того, что общество и государство призваны решать задачи обеспечения интересов и потребностей граждан, опираясь в том числе и на возможности местного самоуправления, являющегося непосредственной формой народовластия.
Введение………………………………………………......…………................. 3
Глава 1. Муниципальная служба как особый вид службы РФ………………………………………………………………………..……
8
1.1. Возникновение института муниципальной службы…………………….. 8
1.2. Понятие и признаки муниципальной службы…………………………… 11
1.3. Задачи и функции муниципальной службы……………………………... 14
1.4. Правовое регулирование муниципальной службы РФ…………………. 16
Глава 2. Правовой статус муниципального служащего…………………. 19
2.1. Муниципальная должность: понятие, виды………………………........... 19
2.2. Права и обязанности муниципального служащего…………...…………
2.3. Условия прохождения муниципальной службы…………...……………. 20
24
Глава 3. Профессиональная подготовка муниципальных служащих: проблемы и пути решения………………………………………………...
28
3.1. Инновации в профессиональной подготовке муниципальных служащих……………………………………………………………………
28
3.2. Кадровая политика муниципальной службы: новые подходы…………. 31
Заключение……………………………………………………………………. 36
Библиографический список……………………………….............................
38
Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.
Реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы. Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.
2.2 Права и обязанности муниципального служащего
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.13
Основные права и обязанности муниципальных служащих закреплены в Федеральном законе № 25 –ФЗ «О муниципальной службе в РФ».14
Муниципальный служащий имеет право на:
1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;
2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);
4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;
6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;
7) повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;
8) защиту своих персональных данных;
9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;
10) защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;
12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Муниципальный служащий обязан:15
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;
10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;16
11) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Федеральным законом «О муниципальной службе в РФ» также предусмотрены запреты и ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, гарантии, предоставляемые муниципальным служащим, поощрение и ответственность муниципальных служащих.
2.3 Условия прохождения муниципальной службы
Под условиями поступления на муниципальную службу следует понимать определенные юридические требования, которые предъявляются к личности, претендующей на замещение муниципальной должности муниципальной службы.
На муниципальную службу вправе поступать граждане Российской Федерации, граждане РФ, имеющие двойное гражданство, граждане иностранных государств.
Прохождение муниципальной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с российским законодательством.17
Оснований для прекращения муниципальной службы несколько.
Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:
1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации;
3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой;
4) применение административного наказания в виде дисквалификации.
Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.18
Для того, чтобы оценить профессиональные, деловые и личные качества муниципального служащего, установление его служебно-должностного соответствия предъявляемых требованиям к службе занимаемой должности муниципальной службы проводится аттестация муниципальных служащих. Результаты аттестации также позволяют решить вопросы о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда. Аттестация решает и задачи, связанные с соблюдением принципов муниципальной службы: выявление потенциальных возможностей муниципального служащего с целью повышения его по службе; поддержание стабильности муниципальной службы и т.д.
Продвижение по муниципальной службе осуществляется путем назначения на высшую должность, объявления конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, а также присвоения более высокого квалификационного разряда. Право на продвижение по муниципальной службе реализуется при условии успешного и добросовестного выполнения муниципальным служащим своих обязанностей.19
Итак, в данной главе был раскрыт правовой статус муниципальных служащих. Муниципальная служба как профессиональная служебная деятельность осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы определенной классификации (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие), и в соответствии с этим муниципальные служащие наделяются определенными правами и обязанностями, а также несут большую ответственность перед государством и обществом.
Главным принципом прохождения муниципальной службы является равный доступ граждан РФ к поступлению на муниципальную службу.
Классификационные требования для замещения должностей муниципальной службы определяются законом субъекта РФ. Но наиболее важным требованием к муниципальным служащим является уровень профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Поэтому для того, чтобы оценить профессиональные, деловые и личные качества муниципального служащего, установление его служебно-должностного соответствия предъявляемых требованиям к службе занимаемой должности муниципальной службы проводится аттестация муниципальных служащих.
Проблема квалифицированности кадров муниципальной службы в настоящее время стоит особенно остро, поэтому необходимо разрабатывать новые методики для повышения профессионального уровня муниципальных служащих и соответственно повышать качество организации деятельности органов муниципального управления.20
Глава 3. Профессиональная подготовка муниципальных служащих: проблемы и пути решения
3.1 Инновации в профессиональной подготовке муниципальных служащих
Важнейшее условие развития гражданского общества в России – успешность становления местного самоуправления. Особую роль в процессе его институционализации играет профессионализм кадров муниципальной службы. Одним из действенных инструментов профессионализации специалистов данной категории выступает профессиональное образование – высшее и дополнительное. В настоящее время в сфере профессиональной подготовки кадров местного самоуправления активно осуществляются инновационные преобразования.21
Основным вектором совершенствования работы всей системы российской власти выступает повышение результативности ее работы. Внедрение систем менеджмента качества требует принципиальных изменений в системе управления кадрами муниципальной службы, акцентирует совершенно новые задачи их профессионализации. Появляется необходимость учить муниципальных служащих мыслить и действовать, ориентируясь на результат, удовлетворяющий потребителей муниципальных услуг.
Задачи профессионализации кадров муниципальной службы решаются через использование таких форм работы, как включение муниципальных служащих в состав рабочих групп по моделированию регламентов муниципальных услуг, проведение постоянно действующего семинара по взаимообмену опытом создания системы менеджмента качества между органами местного самоуправления разных муниципальных образований.
Образовательной стратегией модернизации системы профессионального образования кадров муниципальной службы выступает компетентный подход, так как на его основе сегодня перестраивается вся система образования в России.22
Информация о работе Особенности прохождения муниципальной службы