Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:59, курсовая работа
Актуальность исследования: перемены, происходящие в современном мире и российском обществе, активно воздействуют на систему образования, требуют от неё мобильности и адекватного решения задач переживаемого периода. В этой связи, актуализируется потребность в изменении структуры и качества образовательного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров. Развитие системы непрерывного профессионального образования педагогов ставится в качестве одной из приоритетных задач в документе, определяющем сущность современной государственной образовательной политики "Приоритеты, цели и этапы формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года".
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
1. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ШКОЛЬНЫХ УИТЕЛЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛОМ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Проблемы профессионализма педагогов современной школы……………………………………………………………………………………..8
1.2. Содержание, цели и функции повышения квалификации педагогов…………………………………………………………………………………14
2. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1. Система повышения квалификации педагогов в РФ: организация, структуры и формы……………………………………………………………………………………18
2.2. Основные результаты и проблемы повышения квалификации педагогов в средней общеобразовательной школе № 53………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………………..28
Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам, поэтому учитель должен строить свой образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности [6,с.22]. Следует изменить свою позицию. Применять в соей работе методы соц.игровой педагогики, которые позволяют учителю не выступать в качестве руководителя деятельности исполнения, а быть участником совместно распределенной деятельности. Тогда годы учебы детей станут радостными, и дети не оттолкнуться от педагога, и будут жить с ним одной жизнью.
Что для этого должен сделать учитель?
1. Не должен идеализировать, упрощать природу ребенка.
2. Следует признать возможность
негативных и даже
3. Помнить, что в каждом
ребенке есть внутренние силы
и возможности для
4. Обеспечить соответствующее
условие для реализации этих
возможностей, не навязываю детям
ни идеалов, ни образцов, так
как это ведет к неприятию
себя и как следствие к
Только если ребенок поймет что он личность, он будет уважать себя, будет достаточно уверенный в своих силах человек. Открыт для непростого и рискованного процесса самораскрытия и саморазвития. Учитель получает ребенка таким, каким он есть, это и позволяет ему сделать соц.игровую педагогику, по мнению Н.А.Борисова включающую в себя разные формы обучения:
1. Групповую
2. Игровую
3. Гостевую
4. Метод конструктивного диалога.
Групповое обучение – это работа в парах, тройках и 5-ках сменного состава.
2. Игра – сохраняет
познавательную активность
3. Умеешь сам – научи
другого – это девиз гостевой
формы обучения. Правила гостеприимства
знает каждый ребенок. Главное
из них уважение. На основе
делового общения дети могут
организовывать работу в
4. Условием конструктивного
диалога является уважение к
собеседнику, умение слушать и
слышать его, задавать вопросы
и высказывать собственное
На учительских плечах лежит ответственность не только за воспитание и обучение учеников, но и за поддержание дисциплины в классе и создание дружеской атмосферы, которую позже подросшие дети будут вспоминать с приятной ностальгией. По мнению В.А.Смирнова для этого следует придерживаться ряда принципов:
1. Практически на каждом уроке во время изучения нового материала возникают шепоты, передача линеек, ластиков, запасных ручек и т.д. Причина этой «возни» заключается в том, что ученикам довольно утомительно осваивать новую тему, особенно, если говорит только учитель. Если в классе начался «балаган», продолжите рассказ, но очень тихим голосом. Этот способ привлечения внимания работает всегда: когда фон резко становится тихим, дети начинают прислушиваться, а для этого нужно прекратить шуршать и перешептываться.
2. Не повышайте голоса. Ученики почти всегда хотят испытать терпение учителя, поэтому быстро начинают искать ниточки, которыми можно будет манипулировать. Например, когда вы вызываете в школу родителей, школьник может долго упрашивать вас не делать этого, заплакать, закричать, оскорбить или даже угрожать. В этом случае сохранить спокойствие довольно сложно, однако, вам нужно сразу понять, будете ли вы непреклонны в своем решении или все же смените гнев на милость.
3.Если вы выберите второе, дети вряд ли станут вам доверять, так как «раскусят» в вас нотки нерешительности, на которые можно будет «давить» и дальше. Так что лучше давать твердый ответ. Кстати, это касается и приятных моментов. Например, если вы пообещали ученикам, что через две недели отправитесь с классом в поход, обязательно сдержите слово, несмотря на любые внешние обстоятельства. Тогда ребята точно будут считать вас авторитетным лицом.
4. Не забывайте хвалить школьников.Похвалите за правильный ответ, за качественно написанную контрольную работу, за выразительное чтение стихотворения или даже просто за красивый бантик или новую прическу. Но не делите учеников на «любимчиков и остальных». Дети всегда чувствуют это и начинают ревновать, что может привести к неожиданным и далеко не приятным последствиям [6,с.25].
Из всего выше сказанного можно сказать то, что отсутствие глубоких знаний приводит к тому, что педагог, опираясь только на свой опыт, начинает применять методы, кажущиеся ему правильными. Он может считать то, что ученика нужно как можно больше ругать, чтобы он начал лучше учиться или начинать ответ на его вопрос с ругани, думая что после этого ученик лучше начнет заниматься, стараясь найти ответ на свой вопрос самостоятельно. Я считаю что истинная причина педагогической неграмотности, не в невозможности читать педагогическую литературу, а в нежелании многих педагогов это делать. Совершенно очевидно, что моё мнение ошибочно.
1.2. Содержание, цели и функции повышения квалификации педагогов
В "Российской педагогической
энциклопедии" квалификация определяется
как "уровень развития способностей
работника, позволяющий ему выполнять
трудовые функции определенной степени
сложности в конкретном виде деятельности.
Квалификация определяется объемом
теоретических знаний и практических
навыков, которыми владеет работник
и является его важнейшей социально-
С понятием квалификации тесно связаны понятия профессиональной компетентности и профессионализма. Основу личности педагога дополнительного образования составляет его профессионализм. Важно отметить, что он не сводится лишь к совокупности профессиональных умений, а определяется еще и уровнем личностно-профессиональных качеств специалистов, направленностью их личности, особенностями мотивации деятельности [3,с.14].
Целью повышения квалификации является развитие профессионального мастерства, профессиональной культуры, освоение новых профессиональных компетентностей, обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Системообразующей идеей и функцией повышения квалификации является формирование направленности педагога на непрерывное профессионально-педагогическое саморазвитие, которое происходит по индивидуальной траектории, когда педагог самостоятельно определяет цели, формы, средства и время профессионального роста. В задачи повышения квалификации входит развитие управленческих умений, изучение и анализ новых нормативно-правовых документов, содействие в определении содержания самообразования учителя, педагога, воспитателя, руководителя, оказание помощи и поддержки педагогическим кадрам в подготовке к аттестации и внедрении инноваций в учебный процесс.
Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 - 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. В соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы, педагоги, реализующие и «отвечающие за освоение обучающимся профессионального цикла, должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года».
В условиях обновления содержания образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя [3,с.21].
Актуальность проблемы обновления образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально – практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессиональной педагогической деятельности.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом [3,с.26].
Цель: Совершенствование системы повышения квалификации, стимулирование и поддержка педагогических работников школы, повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических работников.
Задачи:
- Обеспечение образовательного
учреждения
- Создание правовых, организационных
условий для развития
- Подготовка педагогических
работников к работе в
- Совершенствование
- Создание системы стимулирования деятельности работников школы,
- Развитие коллектива единомышленников.
- Развитие управленческих умений;
- Изучение и анализ новых нормативно-правовых документов;
- Содействие в определении содержания самообразования учителя, педагога, воспитателя, руководителя;
- Оказание помощи и поддержки педагогическим кадрам в подготовке к аттестации и внедрении инноваций в учебный процесс.
Повышение квалификации включает в себя следующие долгосрочные и краткосрочные формы обучения.
Долгосрочное обучение адресовано различным группам педагогов.
Первая - Для руководителей образовательных учреждений всех видов и типов, их заместителей, специалистов, включенных в резерв на замещение вакантных должностей руководителей, обучающихся по комплексным интегрированным образовательным программам включающих 216 уч. ч;
Вторая - Преподавателей отдельных предметов, содержание которых существенно обновлено в связи с интенсивным развитием науки или изменением концептуальных подходов к изучению дисциплин в условиях современности (информатика, гуманитарные науки и др.) включающих 216 уч. ч;
Третья - Молодых специалистов, выпускников образовательных учреждений высшего педагогического образования включающих 216 уч. ч;
Четвертая - Работников образовательных учреждений, реализующих в педагогической практике актуальные направления современного общего образования в области психолого-педагогического, естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического и других циклов по профилю профессиональной деятельности, а также для педагогических работников, участвующих в экспериментах городского и федерального уровней, включающих 144 уч. ч.
Краткосрочное обучение (тематическое обучение объемом около 72 уч. ч) предназначено для остальных категорий работников образования.
Объем большинства курсов повышения квалификации – от 72 до 216 ч. Часть курсовой системы представлена в виде учебных модулей от 12 до 44 ч. Такая организация курсовой системы позволяет работникам образования повышать свою квалификацию на протяжении одного или ряда лет в одном или нескольких учреждениях по одному направлению.