Поддержка малого бизнеса в муниципальных образованиях
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:30, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность становление и развитие малого предпринимательства в России. Решение проблем институционального, экономического, структурного, информационного характера. Поддержка малого предпринимательства долж-на стать одним из приоритетов муниципального образования. Цель и задача исследования курсовой работы состоит в изучении малого бизнеса в муниципальном образовании, а именно как муниципальное образо-вание (далее МО) поддерживает малый бизнес. Изучить законы и положения регламентирующие действия малого бизнеса. Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия муниципального образования на предприятия малого бизнеса. Объектом исследования курсовой работы является сфера взаимоотношений предприятий малого бизнеса в муниципальном образовании.
Содержание
Введение………………………………………………………………………....3
Глава1. Теоретико-методологические и законодательные аспекты поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании…………………………………………………………………………………5 1.1 Нормативно- правовые основы….……………………………………....7 1.2 Законодательные документы, регулирующие деятельность малых предприятий…………………………………………………………….10
Глава2. Анализ деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого бизнеса в муниципальном образовании…………..………11 2.1Государственная политика в сфере развития малого предпринима - тельства………………………………………………………………….17
Глава 3.Направления административной поддержки в отношении малого бизнеса.(на примере г. Новосибирск и Новосибирской области).…....21
Заключение……………………………………………………………………...29 Список используемой литературы…………………………………………..32
-реализация производственных товаров
(услуг) через куплю-продажу на рынке;
Уровень развития малого бизнеса и деятельность
предпринимателей во многом определяет
уровень демократизации государства и
открытости его экономики. За счёт поддержки
сегмента малого предпринимательства
государство решает общие проблемы повышения
уровня благосостояния населения и увеличения
в процентном соотношении граждан со средним
уровнем дохода, а также налоговые поступления
от малого бизнеса в значительной степени
способствуют пополнению бюджета. Так
же, малый бизнес позволяет повысить средний
уровень социальной ответственности,
экономической инициативы, побуждает
предпринимателей постоянно повышать
качество продукции и внедрять новые технологии.
Малый бизнес частично решает в государстве
проблемы с безработицей, а в странах с
развитой рыночной экономикой от 50 до
90% граждан заняты именно в этой сфере.
Важно отметить тот фактор, что роль малого
предприятия в рыночной экономической
системе трудно переоценить, ведь, именно
предпринимательство является конструктивной
единицей и гарантией существования развитой
рыночной экономики.
1.2 Законодательные
документы, регулирующие деятельность
малых предприятий.
Основной законодательный документ, регулирующий
деятельность малых предприятий в России
- закон «О поддержке малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации»
со всеми принятыми к нему изменениями
и дополнениями. Данный закон «определяет
общие положения в области государственной
поддержки малого предпринимательства
в Российской Федерации, устанавливает
формы и методы государственного стимулирования
и регулирования деятельности субъектов
малого предпринимательства».
Наиболее «свежим»
законодательным документом в области
малого предпринимательства является
принятое 22 июля 2008 года Постановление
№ 556 "О предельных значениях
выручки от реализации товаров (работ,
услуг) для каждой категории субъектов
малого и среднего предпринимательства".
Это постановление призвано способствовать
развитию малых предприятий, и устанавливает
критерий доходности предприятий малого
бизнеса.
Глава 2. Анализ деятельности
органов местного самоуправления по поддержке
малого бизнеса в муниципальном образовании.
Формы и методы поддержки
малого бизнеса в муниципальном образовании
В соответствии с законодательством поддержка
малого предпринимательства осуществляется
федеральным Фондом поддержки малого
предпринимательства, фондами субъектов
РФ и муниципальными фондами с привлечением
заинтересованных организаций.
Финансовое обеспечение фондами
муниципальных программ поддержки малого
предпринимательства, организуется ежегодно
за счет бюджетов всех уровней, а также
средств, поступающих от приватизации
государственного и муниципального имущества,
доходов от собственной деятельности
фондов, добровольных взносов физических
и юридических лиц, в том числе иностранных,
доходов от выпуска и размещения ценных
бумаг, а также по процентам от льготных
кредитов, выделенных на конкурсной основе
субъектам малого предпринимательства.
Исходя из социальной значимости малого
предпринимательства, муниципальная политика
в отношении данного сектора экономики
должна быть направлена на решение следующих
задач:
-формирование благоприятных
условий для обеспечения занятости и самозанятости
населения на основе личной творческой
и финансовой инициативы, как средства
повышения материального благосостояния
и возможности самореализации граждан;
-развития правовой культуры
и этики деловых отношений;
-увеличение числа мелких и
средних собственников недвижимого имущества
среди представителей малого и среднего
бизнеса за счет приватизации государственного
и муниципального имущества;
-привлечение частных инвестиций
и личных накоплений граждан в реальный
сектор экономики;
-стимулирование инициативы
и творчества граждан в научно-технической
сфере через систему развития малых и
средних инновационных предприятий и
венчурного финансирования, обеспечения
сопровождения промышленного внедрения
инновационных разработок малых и средних
предприятий;
-увеличение налоговых поступлений
в бюджеты всех уровней от малых и средних
предприятий за счет обеспечения прозрачности
бизнеса.
В практической деятельности
органов местного самоуправления по развитию
малого и среднего предпринимательства
можно выделить два основных направления:
-Защита интересов малого и
среднего предпринимательства
-Создание общих благоприятных
условий для его развития.
Фонды поддержки малого предпринимательства
всех уровней осуществляют следующие
мероприятия по финансированию субъектов
малого предпринимательства:
-предоставление субъектам
малого предпринимательства льготных
кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных
займов без приобретения лицензии на банковскую
деятельность;
-предоставление финансовой
помощи на возмездной и безвозмездной
основе при осуществлении программ демонополизации,
перепрофилирования производства в целях
развития конкуренции и насыщения товарного
рынка в соответствии с действующим законодательством;
-выполнение функций залогодателя,
поручителя, гаранта по обязательствам
малых предприятий;
-долевое участие в создании
и деятельности хозяйствующих субъектов,
обеспечивающих развитие инфраструктуры
рынка, специализированных консультационных
организаций и информационных систем
поддержки малого предпринимательства
и развития конкуренции, систем потребительской
экспертизы и сертификации товаров и услуг;
-финансирование мероприятий
по подготовке, переподготовке и повышению
квалификации кадров для малых предприятий,
поддержке новых экономических структур,
защите прав потребителей;
-финансирование научных исследований,
научно-практических конференций, симпозиумов,
совещаний, в том числе международных,
связанных с деятельностью фондов.
Муниципальные программы поддержки малого
предпринимательства включают себя следующие
основные положения:
-меры по формированию инфраструктуры
развития и поддержки малого предпринимательства
на федеральном, региональном и местном
уровнях;
-перспективные направления
развития малого предпринимательства
и приоритетные виды деятельности субъектов
малого предпринимательства;
-меры, принимаемые для реализации
основных направлений и развития форм
поддержки малого предпринимательства;
-меры по вовлечению в предпринимательскую
деятельность социально не защищенных
слоев населения, в том числе инвалидов,
женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку)
военнослужащие, беженцев и вынужденных
переселенцев, лиц, вернувшихся из мест
заключения;
-предложения по установлению
налоговых льгот и ежегодному выделению
средств из соответствующе бюджетов на
поддержку малого предпринимательства;
-меры по обеспечению передачи
субъектам малого предпринимательства
результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ, а также инновационных программ;
-меры по обеспечению передачи
субъектам малого предпринимательства
не завершенных строительством и пустующих
объектов, а равно нерентабельных и убыточных
предприятий на льготных условиях;
-меры по обеспечению субъектам
малого предпринимательства возможности
для первоочередного выкупа арендуемых
ими объектов недвижимости с учетом вложенных
в указанные объекты средств.
Инфраструктурой поддержки субъектов
малого предпринимательства является
система коммерческих и некоммерческих
организаций, которые создаются, осуществляют
свою деятельность или привлекаются в
качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков)
в целях размещения заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных или муниципальных
нужд при реализации федеральных, региональных
и муниципальных программ развития субъектов
малого предпринимательства обеспечивающих
условия для их создания и оказания им
поддержки. Инфраструктура поддержки
субъектов малого предпринимательства
включает в себя также центры и агентства
по развитию предпринимательства, государственные
и муниципальные фонды поддержки предпринимательства,
фонды содействия кредитованию (гарантийные
фонды, фонды поручительств), акционерные
инвестиционные фонды и закрытые паевые
инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции
для субъектов малого и среднего предпринимательства,
технопарки, научные парки, инновационно-технологические
центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры
ремесел, центры поддержки субподряда,
маркетинговые и учебно-деловые центры,
агентства по поддержке экспорта товаров,
лизинговые компании, консультационные
центры и иные организации.
Выбор средств и рычагов воздействия
на развитие малого бизнеса определяется
состоянием и структурой производства,
конкретно поставленной задачей, наличием
ресурсов, имеющихся в распоряжении соответствующих
местных органов. Но меры по регулированию
и поддержке малого бизнеса и предпринимательства
муниципальные органы призваны осуществлять
лишь в рамках своей компетенции и предоставленных
им законодательных прав.
Развивать предпринимательство
невозможно, игнорируя проблемы муниципальных
образований. Предпринимательство, так
или иначе, всегда использует местные
ресурсы, встроено в системы местных политических
и социальных отношений. Поэтому разработка
реалистичных экономических программ
развития муниципальных образований возможна
только при условии анализа развития местного
предпринимательства. Фактически, администрации
муниципальных образований являются одной
из важных составляющих инфраструктуры
поддержки предпринимательства в РФ.
Программы финансирования малого предпринимательства
широко реализуются через систему муниципальных
фондов поддержки, которые в соответствии
с действующим законодательством предоставляют
кредиты малому бизнесу. В системе мер
поддержки малых предприятий участие
небольших фирм в выполнении муниципального
заказа решает не одну, а целый комплекс
экономических и социальных проблем. Прежде
всего, это возможность в пределах уже
имеющихся бюджетных расходов использовать
в сфере малого предпринимательства дополнительные
ресурсы развития, стимулировать рост
малого предпринимательства, инвестиции
и т.д.
Развитие малого предпринимательства
является важным условием функционирования
рыночной экономики. В ведущих капиталистических
странах мира на долю малого предпринимательства
приходится до 50% в общем объеме производства
продукции, товаров, услуг. В России же
в целом вклад малого бизнеса в ВВП России
составляет порядка 8–10%.
Аспекты поддержки малого предпринимательства:
Экономический
аспект – сегодня в структуре экономики
мы наблюдаем увеличение доли малых предприятий.
Малые предприятия, характеризующиеся
более низкой потребностью в стартовом
капитале, высокой степенью ликвидности,
способностью к быстрой переориентации
своей деятельности в условиях глобальной
дифференциации рынков легче идут на коммерческий
риск. Узкая специализация, характерная
для большинства малых предприятий, позволяет
им достичь достаточно высокой производительности
и качества даже в условиях мелкосерийного
и единичного производства.
Социальный
аспект – региональное предпринимательство
решает важнейшую социально-экономическую
задачу– вовлечение населения в социальную
и экономическую активность, что приводит
к снижению социальных и политических
рисков.
Развитие малого предпринимательства
способствует созданию широкого слоя
мелких собственников (среднего класса),
самостоятельно обеспечивающих собственное
благосостояние и достойный уровень жизни,
являющихся основой социально-экономических
реформ, гарантом политической стабильности
и демократического развития общества.
Политический
аспект – в субъектно-объектных отношениях
«власть – бизнес – общество» малые и
средние предприниматели имеют значительный
удельный вес, формируя не только экономическую,
но и политическую среду.
В современной России на протяжении
последних лет становление малого предпринимательства
проходит на фоне серьезных социально–политических
преобразований, внося существенный вклад
в экономическую жизнь общества. Сегодня
каждый гражданин России в той или иной
степени столкнулся с феноменом малого
предпринимательства. Этому экономическому
явлению даются различные, порой полярные
оценки. Однако отрицать реальную многогранную
значимость малого предпринимательства
для решения социально–экономических
проблем никто не станет. Вместе с тем,
пройдя определенный путь развития, малое
предпринимательство в России не стало
еще конкурентоспособным сектором экономики.
Эта проблема остается насущной на обозримое
будущее и все усилия, направленные на
поддержание малого предпринимательства,
должны исходить из этой прерогативы.
Повышение эффективности функционирования
российской экономики неразрывно связано
с решением проблем становления и развития
малого предпринимательства как неотъемлемой
составляющей всей экономической системы
В1992 г. – начался новый экономический
курс, который (год шоковой терапии) характеризовался
самыми высокими с середины 80–х гг. темпами
роста числа малых предприятий и численности
занятых в них . Этот факт носит феноменальный
характер, поскольку осуществленная тогда
либерализация цен и введение налогового
прессинга сильно подорвали финансовую
базу малого предпринимательства. Бурная
инфляция привела, с одной стороны, к обесценению
сбережений населения, а с другой – к резкому
увеличению процентных ставок банковского
кредита. Это вызвало настоящий паралич
инвестиционной деятельности, не преодоленный
до сих пор.
2.1 Государственная
политика в отношении малого бизнеса.
Для развития малого бизнеса необходимо,
чтобы государство оказывало ему содействие.
Государственную политику в сфере развития
малого предпринимательства призваны
осуществлять соответствующие органы
государственной власти и местного самоуправления.
Ведущее значение в структуре
федеральных органов регулирования и
поддержки малого предпринимательства
занимают Президент РФ, а также высшие
законодательные и исполнительные органы
страны: Государственная Дума и Совет
Федерации, Правительство РФ, Администрация
Президента РФ и др.Кроме того, указом
Президента РФ был создан специальный
федеральный орган исполнительной власти
– Государственный комитет РФ по поддержке
и развитию малого предпринимательства
(ГКРП России). Постановлением Правительства
РФ от 28 октября 1995 г. № 1045 (в настоящий момент
постановление утратило силу) было утверждено
Положение о ГКРП России, в котором сформулированы
основные задачи и механизм деятельности
ГКРП России, его права и обязанности,
структура и др.В процессе очередной реорганизации
Правительства РФ ГКРП России был ликвидирован,
а выполняемые им функции переданы Министерству
РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства (МАП РФ), которое
активно занималось проблемами развития
малого предпринимательства, разработкой
и реализацией комплексных программ развития
малого предпринимательства, однако в
2004 г. в ходе осуществления административной
реформы в стране указом Президента РФ
МАП РФ было ликвидировано, вместо него
была создана Федеральная антимонопольная
служба, которая занимается проблемами
конкуренции, что имеет большое значение
и для развития малого предпринимательства.