Поддержка малого бизнеса в муниципальных образованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность становление и развитие малого предпринимательства в России. Решение проблем институционального, экономического, структурного, информационного характера. Поддержка малого предпринимательства долж-на стать одним из приоритетов муниципального образования.
Цель и задача исследования курсовой работы состоит в изучении малого бизнеса в муниципальном образовании, а именно как муниципальное образо-вание (далее МО) поддерживает малый бизнес. Изучить законы и положения регламентирующие действия малого бизнеса.
Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия муниципального образования на предприятия малого бизнеса.
Объектом исследования курсовой работы является сфера взаимоотношений предприятий малого бизнеса в муниципальном образовании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Глава1. Теоретико-методологические и законодательные аспекты поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании…………………………………………………………………………………5
1.1 Нормативно- правовые основы….……………………………………....7
1.2 Законодательные документы, регулирующие деятельность малых
предприятий…………………………………………………………….10

Глава2. Анализ деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого бизнеса в муниципальном образовании…………..………11
2.1Государственная политика в сфере развития малого предпринима -
тельства………………………………………………………………….17

Глава 3.Направления административной поддержки в отношении малого бизнеса.(на примере г. Новосибирск и Новосибирской области).…....21

Заключение……………………………………………………………………...29
Список используемой литературы…………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

1 послений вариант курсовая работа местное самоуправление (1).docx

— 842.08 Кб (Скачать файл)

-специализация на каком-либо виде деятельности;

-реализация производственных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке;

          Уровень развития малого бизнеса и деятельность предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Так же, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы, побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Важно отметить тот фактор, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, ведь, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.

1.2 Законодательные документы, регулирующие деятельность малых        предприятий.

         Основной законодательный документ, регулирующий деятельность малых предприятий в России - закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» со всеми принятыми к нему изменениями и дополнениями. Данный закон «определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства».

Наиболее «свежим» законодательным документом в области малого предпринимательства является принятое 22 июля 2008 года Постановление № 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Это постановление призвано способствовать развитию малых предприятий, и устанавливает критерий доходности предприятий малого бизнеса.

 

Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого бизнеса в муниципальном образовании.

Формы и методы поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании

          В соответствии с законодательством поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций.

Финансовое обеспечение фондами муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Исходя из социальной значимости малого предпринимательства, муниципальная политика в отношении данного сектора экономики должна быть направлена на решение следующих задач:

-формирование благоприятных условий для обеспечения занятости и самозанятости населения на основе личной творческой и финансовой инициативы, как средства повышения материального благосостояния и возможности самореализации граждан;

-развития правовой культуры и этики деловых отношений;

-увеличение числа мелких и средних собственников недвижимого имущества среди представителей малого и среднего бизнеса за счет приватизации государственного и муниципального имущества;

-привлечение частных инвестиций и личных накоплений граждан в реальный сектор экономики;

-стимулирование инициативы и творчества граждан в научно-технической сфере через систему развития малых и средних инновационных предприятий и венчурного финансирования, обеспечения сопровождения промышленного внедрения инновационных разработок малых и средних предприятий;

-увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от малых и средних предприятий за счет обеспечения прозрачности бизнеса.

В практической деятельности органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства можно выделить два основных направления:

-Защита интересов малого и среднего предпринимательства

-Создание общих благоприятных условий для его развития.

Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства:

-предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность;

-предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

-выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;

-долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

-финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;

-финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов.

           Муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают себя следующие основные положения:

-меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

-перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

-меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

-меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащие, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

-предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующе бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

-меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

-меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

-меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

          Инфраструктурой поддержки субъектов малого предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства обеспечивающих условия для их создания и оказания им поддержки. Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Выбор средств и рычагов воздействия на развитие малого бизнеса определяется состоянием и структурой производства, конкретно поставленной задачей, наличием ресурсов, имеющихся в распоряжении соответствующих местных органов. Но меры по регулированию и поддержке малого бизнеса и предпринимательства муниципальные органы призваны осуществлять лишь в рамках своей компетенции и предоставленных им законодательных прав.

Развивать предпринимательство невозможно, игнорируя проблемы муниципальных образований. Предпринимательство, так или иначе, всегда использует местные ресурсы, встроено в системы местных политических и социальных отношений. Поэтому разработка реалистичных экономических программ развития муниципальных образований возможна только при условии анализа развития местного предпринимательства. Фактически, администрации муниципальных образований являются одной из важных составляющих инфраструктуры поддержки предпринимательства в РФ.

          Программы финансирования малого предпринимательства широко реализуются через систему муниципальных фондов поддержки, которые в соответствии с действующим законодательством предоставляют кредиты малому бизнесу. В системе мер поддержки малых предприятий участие небольших фирм в выполнении муниципального заказа решает не одну, а целый комплекс экономических и социальных проблем. Прежде всего, это возможность в пределах уже имеющихся бюджетных расходов использовать в сфере малого предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать рост малого предпринимательства, инвестиции и т.д.

Развитие малого предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики. В ведущих капиталистических странах мира на долю малого предпринимательства приходится до 50% в общем объеме производства продукции, товаров, услуг. В России же в целом вклад малого бизнеса в ВВП России составляет порядка 8–10%.

Аспекты поддержки малого предпринимательства:

Экономический аспект – сегодня в структуре экономики мы наблюдаем увеличение доли малых предприятий. Малые предприятия, характеризующиеся более низкой потребностью в стартовом капитале, высокой степенью ликвидности, способностью к быстрой переориентации своей деятельности в условиях глобальной дифференциации рынков легче идут на коммерческий риск. Узкая специализация, характерная для большинства малых предприятий, позволяет им достичь достаточно высокой производительности и качества даже в условиях мелкосерийного и единичного производства.

Социальный аспект – региональное предпринимательство решает важнейшую социально-экономическую задачу– вовлечение населения в социальную и экономическую активность, что приводит к снижению социальных и политических рисков.

Развитие малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Политический аспект – в субъектно-объектных отношениях «власть – бизнес – общество» малые и средние предприниматели имеют значительный удельный вес, формируя не только экономическую, но и политическую среду.

В современной России на протяжении последних лет становление малого предпринимательства проходит на фоне серьезных социально–политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь общества. Сегодня каждый гражданин России в той или иной степени столкнулся с феноменом малого предпринимательства. Этому экономическому явлению даются различные, порой полярные оценки. Однако отрицать реальную многогранную значимость малого предпринимательства для решения социально–экономических проблем никто не станет. Вместе с тем, пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство в России не стало еще конкурентоспособным сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее и все усилия, направленные на поддержание малого предпринимательства, должны исходить из этой прерогативы.

Повышение эффективности функционирования российской экономики неразрывно связано с решением проблем становления и развития малого предпринимательства как неотъемлемой составляющей всей экономической системы

         В1992 г. – начался новый экономический курс, который (год шоковой терапии) характеризовался самыми высокими с середины 80–х гг. темпами роста числа малых предприятий и численности занятых в них . Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой – к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

2.1 Государственная политика в отношении малого бизнеса.

          Для развития малого бизнеса необходимо, чтобы государство оказывало ему содействие. Государственную политику в сфере развития малого предпринимательства призваны осуществлять соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления.

Ведущее значение в структуре федеральных органов регулирования и поддержки малого предпринимательства занимают Президент РФ, а также высшие законодательные и исполнительные органы страны: Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство РФ, Администрация Президента РФ и др.Кроме того, указом Президента РФ был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП России). Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1045 (в настоящий момент постановление утратило силу) было утверждено Положение о ГКРП России, в котором сформулированы основные задачи и механизм деятельности ГКРП России, его права и обязанности, структура и др.В процессе очередной реорганизации Правительства РФ ГКРП России был ликвидирован, а выполняемые им функции переданы Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ), которое активно занималось проблемами развития малого предпринимательства, разработкой и реализацией комплексных программ развития малого предпринимательства, однако в 2004 г. в ходе осуществления административной реформы в стране указом Президента РФ МАП РФ было ликвидировано, вместо него была создана Федеральная антимонопольная служба, которая занимается проблемами конкуренции, что имеет большое значение и для развития малого предпринимательства.

Информация о работе Поддержка малого бизнеса в муниципальных образованиях