Поддержка малого бизнеса в муниципальных образованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность становление и развитие малого предпринимательства в России. Решение проблем институционального, экономического, структурного, информационного характера. Поддержка малого предпринимательства долж-на стать одним из приоритетов муниципального образования.
Цель и задача исследования курсовой работы состоит в изучении малого бизнеса в муниципальном образовании, а именно как муниципальное образо-вание (далее МО) поддерживает малый бизнес. Изучить законы и положения регламентирующие действия малого бизнеса.
Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия муниципального образования на предприятия малого бизнеса.
Объектом исследования курсовой работы является сфера взаимоотношений предприятий малого бизнеса в муниципальном образовании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Глава1. Теоретико-методологические и законодательные аспекты поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании…………………………………………………………………………………5
1.1 Нормативно- правовые основы….……………………………………....7
1.2 Законодательные документы, регулирующие деятельность малых
предприятий…………………………………………………………….10

Глава2. Анализ деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого бизнеса в муниципальном образовании…………..………11
2.1Государственная политика в сфере развития малого предпринима -
тельства………………………………………………………………….17

Глава 3.Направления административной поддержки в отношении малого бизнеса.(на примере г. Новосибирск и Новосибирской области).…....21

Заключение……………………………………………………………………...29
Список используемой литературы…………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

1 послений вариант курсовая работа местное самоуправление (1).docx

— 842.08 Кб (Скачать файл)

           В настоящее время важное место в развитии малого предпринимательства занимают такие федеральные органы исполнительной власти, как Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ.

Поддержкой малого бизнеса активно занимаются Торгово-промышленная палата РФ, Торгово-промышленные палаты областей и краев, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) (РСПП), Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА), Российская Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства, различные фонды и т. д.

           Государственная политика поддержки малого предпринимательства строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. В России государство старается поддерживать малые предприятия в таких областях, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение.

Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет.

Для осуществления муниципалитетами своих социально-экономических полномочий им необходимы не только финансовые средства, но и муниципальное имущество. Закрытый перечень объектов имущества муниципалитетов, прописанный в законе ФЗ № 131, ограничивает возможности муниципальных образований по разработке и реализации стратегических планов социально-экономического развития, увеличения доли неналоговых доходов местных бюджетов, развития рыночных механизмов использования земли, имущества, создания условий по развития малого и среднего бизнеса.

Перед муниципальными образованиями сложная дилемма: куда направить скудные муниципальные ресурсы - на решение социальных проблем или все-таки на поддержку малого бизнеса.  В первую очередь ресурсы расходуются на острые социальные проблемы.Сама проблема организации поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне как была, так и остается одной из наиболее актуальных. От работы муниципалов в области поддержки малого бизнеса зависит качество жизни населения, а работа местных органов, соответственно, зависит от того, какие условия будут созданы на федеральном и региональном уровне.

          Итак, в целом можно заключить, что малое и среднее предпринимательство является сегодня ядром устойчивого экономического и политического развития. При этом вклад малого предпринимательства в экономику территорий в значительной степени зависит от условий, которые созданы для его развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Несмотря на все усилия государственных органов, малое предпринимательство в России развивается пока ещё медленно, на пути развития малого предпринимательства стоит множество преград как экономического, так и социально-психологического характера.

Приоритетной целью государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства. Эффективность выполнения органами власти своих функций в области развития малого предпринимательства зависит от характера взаимодействий всех трех уровней власти: федеральной, региональной и муниципальной.

Социологические исследования в России показывают, что среди причин, препятствующих развитию предпринимательства, главными являются: отсутствие у предпринимательства четкой программы, непоследовательность - в реализации экономической политики, отсутствие необходимой правовой базы и юридических гарантий, сопротивление административно-командной системы.

Проблемы с которыми сталкивается сегодня в своей деятельности малый бизнес в РФ:

-несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;

-отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

-несовершенство системы налогообложения;

-административные барьеры, коррупция и бюрократизм;

-недобросовестная конкуренция;

-несовершенство системы поддержки малого предпринимательства;

-неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;

-проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

Из этого следует, что решение именно этих вопросов и проблем развития малого предпринимательства в первую очередь должно выдвигаться в центр государственной и муниципальной политики по поддержке развития малого бизнеса на территории Российской Федерации. Таким образом, развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.

 
 
Глава 3. Направления административной поддержки  в отношении малого бизнеса.(на примере г. Новосибирск и Новосибирской области).

         Новосибирская область расположена в центре Российской Федерации и занимает юго-восточную часть Западно-сибирской равнины.  Территория области составляет 1,1% площади России - 177,8 тыс. кв. км, протяженность с запада на восток более 600 км, с севера на юг – более 400 км. Расстояние до Москвы - 3 191 км. Население Новосибирской области - 2 640,7 тысяч человек, крупнейшими городами региона являются Новосибирск (1 409 тыс.чел.), Бердск (91 тыс.чел.), Искитим (64 тыс. чел.). Всего в область входят 14 городов (в том числе 7 городов областного подчинения), 30 административных районов, 18 посёлков городского типа, 428 сельских администраций. Особенностью региона является высокая степень дифференциации социально-экономического развития между центром субъекта и остальными муниципальными образованиями. Социально-экономическое положение Новосибирской области характеризуют следующие показатели. Среднемесячная заработная плата по данным на сентябрь 2011 г. составляет 20 384,5 руб. Численность экономически активного населения (трудоспособного возраста) по данным выборочных обследований населения составила в среднем в 2011 году 1 473,6 тыс. чел. При этом уровень занятости составил – 66,2%, а уровень безработицы – 6,6%.

Таблица 1(см.приложение 2) демонстрирует основные показатели социально-экономического развития региона и их динамику в течение последних 3лет.

Департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска разработаны основные направления административной поддержки малого и среднего бизнеса 
-создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в городе Новосибирске; 
-оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; 
-развитие субъектов малого и среднего предпринимательства; 
-формирование и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

-проведение информационных, выставочных мероприятий и конкурсов среди представителей малого бизнеса, участие в розничных ярмарках (субсидирование части затрат муниципальными образованиями)

- субсидирование в виде  муниципального гранта начинающим  субъектам МСП .По данным администрации региона, в каждом из муниципалитетов проводится не менее 2 подобных мероприятий в год.

Цели направлений: 
-увеличение числа рабочих мест у субъектов малого и среднего предпринимательства города Новосибирска

-увеличение налоговых  поступлений от субъектов малого  и среднего предпринимательства

3.1 Малое и среднее предпринимательство.

           На территории Новосибирской области зарегистрировано 155,311 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

‣ 70 792 индивидуальных предпринимателей,

‣ 1 777 крестьянских (фермерских) хозяйств.

В целом Новосибирская область по относительному показателю - количество субъектов МСП в расчёте на душу населения, занимает одно из лидирующих мест в России, притом в последнее время этот параметр растёт. Отраслевая структура сектора МСП (представлена на Рисунке 2 приложение 1) примерно соответствует традиционному распределению для России: наибольшая доля (53,4%) приходится на сферу торговли и услуг. Согласно Индексу ОПОРЫ РОССИИ, Новосибирская область занимает 24 место из 40 крупнейших регионов по условиям развития малого бизнеса.

 По данным исследования, 35% опрошенных предпринимателей  считают, что администрация региона  уделяет «мало» внимания развитию  малого бизнеса, тогда как по мнению 25% респондентов, «внимание уделяется, но не всегда достаточное». Чуть менее половины предпринимателей (48%) имеют информацию о мероприятиях власти по поддержке МСП, которые реализуются в Новосибирской области. Также исследования выявили следующие основные проблемы, сдерживающие развитие МСП, а именно: 
-дефицит квалифицированных кадров для малого и среднего предпринимательства; 
-недостаточный уровень знаний и информированности для начала и ведения предпринимательской деятельности; 
-недостаток и низкая доступность производственной (материальной) инфраструктуры; 
-низкая доступность финансовых ресурсов; 
Для решения обозначенных проблем применяется программно-целевой подход, в рамках которого предполагается реализация мероприятий Программы  поддержки МСП в городе Новосибирск.

-оказание финансовых и нефинансовых мер поддержки; 
-оказание учебно-методической поддержки МСП

- развитие информационно-консультационных пунктов по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в районах города

Новосибирская область демонстрирует не только одну из лидирующих позиций в своём округе по уровню развития МСП, но и позитивную динамику Статистические данные о развитии МСП приведены в Таблице 2 (приложение 2).

3.2 Инвестиционный климат.

          Инвестиционная активность, в частности количество и качество реализованных инвестиционных проектов в сфере МСП, является важнейшей характеристикой жизнеспособности этого сегмента экономики. По данным администраций МО в муниципалитетах области реализуется 84 инвестиционных проекта в области МСП, общим объёмом финансирования  661,325млн.руб. В результате их реализации планируется создание 787 новых рабочих мест (в среднем— каждый инвестпроект обеспечит работой 12 человек), и обеспечение оборота более 3 млрд. руб. в год. В среднем в каждом МО на разных стадиях реализации находятся около 2,5проектов инвестиций в малый бизнес при поддержке администрации. Однако распределение по МО крайне неравномерно: Рисунок 3(приложение 1) демонстрирует распределение количества инвестпроектов в МО. Отметим, что большинство из них являются краткосрочными, среднее время реализации— 2,21 лет. Что касается затратной части проектов: средний объём финансирования составляет 7,872 млн.руб. После реализации предполагается создание оборота в среднем 76,69 млн. руб./год. Обращаясь к структуре финансирования инвестиционных проектов (Рисунок 4 приложение 1),следует отметить наибольшую долю собственных средств малых предприятий в финансировании (около 70%). Говоря о наличии инвестиционных проектов нельзя не учитывать стадию реализации, на которой они находятся. Традиционно, наибольшая доля приходится на стадию «начало реализации» (46,05%), ещё около 24% инвестпроектов уже на стадии окончания реализации, а 7,8% завершены (Рисунок 5 приложение 1)., т.е. инвестиционная активность - это не просто констатация намерений, а реальная работа, уже показывающая свои результаты.

3.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса.

      Система инфраструктурной поддержки малого бизнеса в муниципалитетах региона включает в себя 79 организаций различных типов (долевое распределение по типам поддержки представлено на Рисунке 6 приложение 1).

Наиболее распространённым видом инфраструктурной поддержки является административная (53%). Вообще Новосибирская область отличается высоким уровнем взаимодействия власти и предпринимательства: координационные и совещательные органы в области развития МСП существуют в 27 МО. Самая распространённая форма - Координационные Советы по развитию предпринимательства, информационно – консультативная поддержка МСП (в 22 районах). Информационно-консультационная поддержка оказывается специалистами администрации МО, без образования Информационно-консультационного пункта в 5 МО: Коченевский, Новосибирский, Татарский, Чановский, Ботнинский районы.Сравнительная эффективность реализации этого вида поддержки в МО представлена на Рисунке 7 приложение 1.

 Информационно-консультационные  пункты и Советы предпринимателей  есть в 10 районах города, «Городской центр развития предпринимательства», а также бизнес-инкубатор при нём, Комитет развития и поддержки МСП при мэрии и Совет по развитию МСП г. Новосибирск.

3.4 Муниципальные программы поддержки.

        Муниципальные программы поддержки существуют в 100% (34 из 34) муниципальных районов и городских округов, причём большинство из них разработано на должном уровне. Ежегодно на программы поддержки предполагается расходовать 159 784,8 тыс. руб., в том числе из:

‣ муниципальных бюджетов 25 851 тыс. руб.;

‣ из бюджета области— 42 108,97 тыс. руб.;

‣ из федерального бюджета — 68 895 тыс. руб (Рисунок 8 приложение 1).

Среднее значение финансирования программ на одно МО, в котором подобная программа принята, составляет 4 699,55 тыс. руб. Основным источником финансирования программных мероприятий развития МСП является бюджет Новосибирской области, на долю которого приходится 43%. Различные муниципалитеты имеют разные финансовые возможности для финансового обеспечения целевых программ, в этой связи, особо значимыми представляются действия местной власти по привлечению и распределению среди предпринимателей федеральных субсидий (Минэкономразвития РФ). Общая сумма субсидирования в регионе составила 8 658 600 руб, которые наиболее активно осваиваются в 25 МО.Кроме того в 2011 г. Дополнительное финансирования составило 5 267 900 руб. Целевая Программа развития МСП г.Новосибирск предусматривает финансирование более 20 млн.руб. в год, в т.ч. 6,5млн. из муниципального бюджета .

 

 

3.5 Муниципальные закупки.

         Одной из наиболее естественных форм поддержки малого бизнеса являются муниципальные закупки у субъектов МСП, которая наряду с другими реализуется в Новосибирской области. Среднее значение относительного показателя доли муниципальных закупок у субъектов МСП— 15,95%. Причём, если за прошедший период наблюдается тенденция роста этого параметра, то по прогнозам на будущий год отмечается незначительное снижение показателя (Рисунок 11 приложение 1)

3.6 Локальное законодательство.

        Для анализа законодательных инициатив муниципалитетов в направлении поддержки МСП, были проанализированы все нормативно правовые акты     ( далее НПА) муниципальных администраций, имеющие отношение к этой сфере, начиная с 2008 года и вплоть до принятых НПА, которые начинают действовать с 2012 г. Это: Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; 
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; 
Закон Новосибирской области от 02.07.2008 N 245-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области"; 
постановление мэра города Новосибирска от 10.04.2008 N 285 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".

Информация о работе Поддержка малого бизнеса в муниципальных образованиях